Развитие социальных компетенций младших школьников с аутистическими нарушениями
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие социальных компетенций младших школьников с аутистическими нарушениями»
по дисциплине: «Дефектология»
2022
45.00 BYN
Развитие социальных компетенций младших школьников с аутистическими нарушениями
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дефектология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
Введение
1 Понятие «социальная компетенция». Этапы развития социальной компетенции
2 Особенности развития социальных компетенций детей с аутистическими нарушениями
3 Организация работы с детьми с аутистическими нарушениями по развитию социальных компетенций. Методы развития социальных компетенций)
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что в современном мире большое внимание уделяется изучению особенностей детей с нарушениями развития. В рамках статистических данных, во всем мире насчитывается около 5% детей, которых можно отнести к категории «дети с особенностями психофизического развития». В рамках современных учреждений образования необходимым является обеспечение качественного усвоения знаний и эффективной социализации в обществе детей с нарушениями развития. Государственная социальная и образовательная политика в Республике Беларусь ориентирована на адаптацию детей с нарушениями общество [1]. Сегодня в банке данных у нас имеются сведения о более 170 тыс. детей с ОПФР, чуть более 14 тыс. из них – с инвалидностью.
В июле 2015 года была принята Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь. Этот документ направлен на обеспечение равных образовательных прав и доступа к образованию для всех учащихся, а также на расширение их возможностей для социализации, т.е. для формирования и развития социальной компетенции [2].
Понятие «социальная компетенция» в рамках психологической науки изучалась в трудах различных исследователей, таких как А.Г. Асмолов, Н.И. Непомнящая, М.М. Семаго и т.д. По мнению А.Г. Асмолова, социальная компетенция может определяться как определенный продукт социальной ситуации, направленной на развитие определенных переживаний и отношений с субъектами межличностных отношений [3].
Развитие социальной компетентности является важной частью социализации личности и основывается на изучении детьми жизненного опыта. Дети с нарушениями развития приобретают опыт, попадая в социальную среду и познавая социальный и физический мир, что требует развития их способности взаимодействовать с окружающими и выполнять практические действия. Важно учитывать специфические особенности психофизического развития и их влияние на формирование социальных компетенций.
Для детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра характерным является наличие трудностей в рамках освоения социальных понятий и норм поведения.
Исходя из вышесказанного, мы можем прийти к выводу о том, что основной задачей развития социальной компетенции у детей с расстройствами аутистического спектра является информирование детей о наличии определенных способов и норм поведения в рамках взаимодействия с окружением и оказание помощи в рамках подготовки данной категории детей к самостоятельной жизни.
1 Понятие «социальная компетенция». Этапы развития социальной компетенции
Современный этап общественного развития характеризуется стремительным разворачиванием инновационных преобразований во всех областях человеческой жизни, в том числе и в социальной сфере. Современным обществам и государствам нужны люди, умеющие социализироваться в быстро меняющемся обществе, творческие, инициативные и обладающие универсальным образом действий.
Учащимся необходима целенаправленная помощь в построении эффективных стратегий поведения, поэтому развитие социальной компетентности школьников должно стать одним из важнейших направлений работы школы. На основе знаний, навыков, разнообразного опыта деятельности и отношения к ней у учащихся формируются ключевые компетенции, которые относятся к общему содержанию образования и ведут к образованию и компетентности учащихся в конкретных областях [4, с. 88].
По мнению Е.Р. Баенской, компетенция – это способность и готовность применять знания, умения, навыки и успешно действовать при решении обычных задач, опираясь на практический опыт. Латинские слова означают «знать», «уметь», «достигать», «соответствовать». В психологической и педагогической литературе компетенция определяется как наличие у человека достаточной информации, знаний и опыта по ряду вопросов [5, с. 55].
Мы рассмотрим понятие компетенции применительно к младшим школьникам. По мнению С.З. Гончарова, компетенция – это соответствие способностей и умений субъекта выполнять компетенции, а по мнению В.Ю. Бакушева, компетенция – это владение и освоение ребенком соответствующей способности, включая его личное отношение к этой способности и предмету деятельности. Компетенция всегда обусловлена проявлением личных качеств ребенка.
Социальная компетенция – это способность и желание взаимодействовать с другими людьми, уверенность в своих силах, а также способность помогать другим поддерживать общение, ставить себя на место других и справляться с ситуациями, возникающими из-за непонимания в общении [6, с. 54].
Социальная компетентность – сложное образование, под которым понимают: степень адекватности и эффективности реагирования на проблемные жизненные ситуации, достижение реальных целей, использование подходящих для этого методов и позитивное развитие как результат активности, подтверждение со стороны других адекватности социального поведения, способность участвовать в сложной системе межличностных отношений и успешно понимать других людей.
2 Особенности развития социальных компетенций детей с аутистическими нарушениями
Процессы обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра являются важными в современном педагогическом процессе и основаны на образовательных программах и нормативных актах, таких как «Образовательный стандарт специального образования (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 11.06.2010 № 60», Положение о специальной общеобразовательной школе (специальной общеобразовательной школе-интернате) (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 25.07.2011 № 132) и т.д. [18]
Основными ресурсами создания национальной школы обучения и помощи детям с расстройствами аутистического спектра, (далее – РАС), в Беларуси являются: результаты научных исследований, нормативное обеспечение, система образования и оказания комплексной помощи, созданная в стране, система подготовки специалистов (учителя-дефектологи, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели, педагоги и др.), межведомственное взаимодействие, социальное партнерство. Фундамент национальной школы помощи и обучения детей с РАС образуют результаты научных исследований, проведенных белорусскими исследователями.
Расстройства аутистического спектра являются распространенной проблемой среди детей и взрослых во всем мире и характеризуются нарушением коммуникативных и социальных навыков. Они характеризуются эмоциональными проблемами и трудностями в развитии отношений с окружающей средой, стойким отношением к окружающей среде и стереотипным поведением детей [19, с. 16].
Исследования А.С. Брыковой указывают на наличие следующих проблем в рамках работы с детьми с РАС:
- отсутствие научной и научно-практической школы подготовки педагогических кадров и специалистов, способных обеспечить требуемое качество обучения и помощи детям с РАС;
- недостаточная разработанность нормативного обеспечения процедур, связанных с обучением детей с РАС при диверсификации их образовательных маршрутов;
- низкое качество подготовки педагогов-психологов, учителей-дефектологов, всех педагогических работников к работе с детьми с РАС, обеспечению качества их образовательных маршрутов.
3 Организация работы по развитию социальных компетенций . Методы развития социальных компетенций
Подготовка детей к самостоятельной жизни – важная и очевидная задача для школ. Это относится как к типично развивающимся детям, так и к детям с ограниченными возможностями, включая детей с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС). Для того чтобы начать обучение, необходимо сначала выбрать конкретную цель и определить средства достижения этой цели. Это обычное и понятное явление при обучении детей академическим навыкам, таким как письмо, чтение и арифметика. При обучении навыкам, необходимым для самостоятельной жизни, поставить цель сложнее, особенно если обучать приходится ребенка с расстройствами аутистического спектра. Аутизм – это расстройство развития, которое проявляется в виде качественных нарушений в общении, социальном взаимодействии и склонности к стереотипному поведению [32, с. 25].
Расстройства аутистического спектра проявляются в детстве и в той или иной степени сохраняются на протяжении всей последующей жизни человека. Нарушения социального взаимодействия проявляются в неспособности адекватно использовать зрительный контакт, мимику и жесты. При аутизме нарушается реакция на окружающих и отсутствует регуляция поведения, чтобы вписаться в социальную среду. Дети не способны общаться со сверстниками и развивать общие интересы с другими людьми.
Конечной целью помощи детям с РАС является улучшение качества их жизни, что включает в себя:
- повышение независимости;
- способность строить социальные отношения;
- способность учиться и работать;
- доступ к рекреационным и досуговым мероприятиям.
Улучшение качества жизни детей с РАС требует двух взаимодополняющих усилий. С одной стороны, усилия должны быть направлены на развитие новых навыков и устранение нежелательных форм поведения (агрессия, самоагрессия, истерики и т.д.), которые препятствуют социализации.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что компетенция – это способность и готовность применять знания, умения, навыки и успешно действовать при решении обычных задач, опираясь на практический опыт. Социальная компетенция – это способность и желание взаимодействовать с другими людьми, уверенность в своих силах, а также способность помогать другим поддерживать общение, ставить себя на место других и справляться с ситуациями, возникающими из-за непонимания в общении. Основными этапами развития социальной компетенции являются такие как диагностический, этап «комплексной поддержки», анализ прогнозируемых результатов.
Расстройства аутистического спектра представляют собой уникальный спектр психологических характеристик, при которых проявляется достаточно широкий спектр поведенческих черт, определенные трудности в социальном взаимодействии и общении, а также резко ограниченный круг интересов и повторяющиеся модели поведения. Расстройство приводит к искажению ключевых механизмов социальной дезадаптации и эмоциональной организации поведения, а именно тех, которые позволяют человеку самостоятельно определять оптимальную личную дистанцию при взаимодействии с внешним миром, вырабатывать и формулировать личные привычки и потребности, общаться с окружающей средой, устанавливать эмоциональные взаимодействия с окружением и организовывать поведение произвольным образом.
Расстройства аутистического спектра проявляются в детстве и в той или иной степени сохраняются на протяжении всей последующей жизни человека. Нарушения социального взаимодействия проявляются в неспособности адекватно использовать зрительный контакт, мимику и жесты. При аутизме нарушается реакция на окружающих и отсутствует регуляция поведения, чтобы вписаться в социальную среду. Дети не способны общаться со сверстниками и развивать общие интересы с другими людьми.
Подготовка детей к самостоятельной жизни – важная и очевидная задача для школ. Это относится как к типично развивающимся детям, так и к детям с ограниченными возможностями, включая детей с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС). Для того чтобы начать обучение, необходимо сначала выбрать конкретную цель и определить средства достижения этой цели. Это обычное и понятное явление при обучении детей академическим навыкам, таким как письмо, чтение и арифметика. При обучении навыкам, необходимым для самостоятельной жизни, поставить цель сложнее, особенно если обучать приходится ребенка с расстройствами аутистического спектра. Аутизм – это расстройство развития, которое проявляется в виде качественных нарушений в общении, социальном взаимодействии и склонности к стереотипному поведению.
1 Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1100243&.
2 Концепция развития инклюзивного образования для детей с особенностями психофизического развития [Электронный ресурс]. – Режім доступа: https://ckroir-postavy.schools.by/pages/kontseptsija-razvitija-inkljuzivnogo-obrazovanija-v-respublike-belarus?.
3 Асмолов, А. Г. Социальная компетенция / А. Г. Асмолов. – М.: Академия, 2012. – 416 с.
4 Белобородов, Н. В. Социальные творческие проекты в школе / Н.В. Белобородов – М.: Аркти, 2006. – 164 с.
5 Баенская, Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием / Е. Р. Баенская. – М.: АЛЬМАНАХ ИКП, 2009. – 127 с.
6 Гончаров, З.С. Социальная компетентность личности / З.С. Гончаров. – Минск: Асвета, 2010. – 125 с.
7 Барбера, М. Л. Детский аутизм и вербально–поведенческий подход / М. Л. Барбера. – Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2017. – 304 с.
8 Букатов, В.М. Театральные технологии в гуманизации процесса обучения школьников : автореф. дис. ... д–ра пед.наук : 13.00.02 / В.М. Букатов. – М.: Институт художественного образования РАО, 2001. – 33 с.
9 Делани, Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом / Т. Делани. – Екб.: Рама–Паблишер, 2014. – 127 с.
10 Гончаренко, М.С. Адаптация образовательной программы обучающегося с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общей ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис – М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. – 177 с.
11 Гребенникова, Е.В. Понимание расстройств аутистического спектра на основе междисциплинарного подхода / Е.В. Гребенникова, И.Л. Шелехов, Е.А. Филимонова // Научно–педагогическое обозрение. – 2016. – № 3 (13). – С. 16–22.
12 Жирова, М. В. Социальная компетентность личности / М. В. Жирова, О. С. Михно // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. – С. 71–74.
13 Бакушева, В.Ю. Коррекционно–воспитательная работа с аутичными детьми / В.Ю. Бакушева. – М.: Лотос, 2004. – 154 с.
14 Грей, К. Социальные истории: Инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом / К. Грей. – Екатеринбург, 2018. – 432 с.
15 Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. – М. : Генезис, 2001. – 340 с.
16 Гурьянова, Т.В. Коррекция нарушений поведения у детей с расстройствами аутистического спектра / Т.В. Гурьянова // Теория и практика образования в современном мире. – СПб. : Свое издательство, 2015. – 129–131 с.
17 Хуторской, А.В. Компетентностный подход в обучении / А.В. Хуторской. – Минск: Академия, 2015. – 258 с.
18 Постановление Министерства образования Республики Беларусь 11.06.2010 № 60 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://belzakon.net/Законодательство/Постановление_Министерства_образования_РБ/2010/62069?.
19 Барбера, М. Л. Детский аутизм и вербально–поведенческий подход / М. Л. Барбера. – Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2017. – 304 с.
20 Брыкова, А. С. Особенности социальных установок и представлений родителей нейротипичных детей о детях с расстройствами аутистического спектра // Адукацыя i выхаванне. – 2019. – № 9.– С. 47-53.
21 Детский аутизм: диагностика и коррекция / под. Ред. Е.С. Иванова, Л.И. Демьянчук. – СПБ: Дидактика плюс, 2004. – 180 с.
22 МКБ-10 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mkb10.su/?.
23 Веденина, М. Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации / М. Ю. Веденина // Дефектология. – 2007. – №2. – С.31–40.
24 Детский аутизм / Л.М. Шипицина. – СПБ.: Дидактика Плюс, 2006. – 196 с.
25 Журба Л.Т. Нарушение психомоторного развития детей / Е.М. Мастюкова. – М.: Академия, 2010. – 236 с.
26 Мамохина, У. А. Особенности социальной адаптации у детей и подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС) различной этиологии / У. А. Мамохина // Современные проблемы науки и образования. – М. – 2015. – № 1–2. – С.6–15.
27 Морозов, С. А. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра: учеб.–метод. пособие / С.А. Морозов. – Минск : ООО «Медиа–Книга», 2015. – 540 с.
28 Морозова, С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах / С.С. Морозова – М.: ВЛАДОС, 2007. – 176 с.
29 Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2012. – 656 с.
30 Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либринг.– М.: Теревинф, 2005. – 288 с.
31 Обучение детей с расстройствами аутистического спектра: методические рекомендации для педагогов и специалистов / Н.Я. Семаго. – М.: МГППУ, 2012. – 80 с.
32 Хаустов, А.В. Психолого–педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. А.В. Хаустова – М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. – 125 с.
33 Шпицберг, И.Л. Коридор с прозрачными стенами: коррекция нарушений развития сенсорных систем у детей с диагнозом «ранний детский аутизм» / И.Л. Шпицберг // Школьный психолог. – М. – 2010. – № 20. – С. 39–43.
34 Бочарникова, М. А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации // Начальная школа. – 2009. – №3. – С. 86-92
35 Ершова, А.П. Театральная культура в школьной педагогике / А.П. Ершова, О.М. Гутина – М.: Народное образование, 1995. – 96 с.
36 Загуменная, О.В. Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. А.В. Хаустова. – М.: ФРЦ ФГБОУ ВОМГППУ, 2017. – 80 с.
37 Адаптированная основная образовательная программа (АООП) начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2020/01/11/adaptirovannaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-aoop.
38 Белобородов, Н. В. Социальные творческие проекты в школе / Н.В. Белобородов – М.: Аркти, 2006. – 164 с.
39 Галакова, О. В. Роль внеурочной деятельности в развитии социальной компетентности / О.В. Галакова // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2012. – №4. – С. 175-177.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты