1. Теоретические аспекты познания детей
1.1. Дидактическая игра, её характеристика
1.2. Основные разновидности и компоненты дидактической игры
1.3. Методы дидактических игр
Список использованных источников
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ
1.1. Дидактическая игра, её характеристика
В 21 веке термин «игра» объясняется как важная и главная работа детей в течение всего дошкольного детства. Она оказывает огромное и достаточно обширное воздействие на воспитанника. Игра считается важнейшим фактором формирования мотивационной потребности сферы, интеллекта и произвольного поведения.
Основная особенность подобной деятельности определена названием. Например, обучающие игры создаются взрослыми. Они направлены на формирование воспитания, обучения дошкольников. Но для детей, которые играют, воспитательно-образовательное значение дидактической деятельности не показывается открыто, а создаётся через определенную поставленную задачу, действия, правила.
Как отмечал А. Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным». Они представляют собой переходную неигровую работу, которую сами же и реализуют. Подобного рода игры способны помогать формироваться познанию, интеллекту. Эти самые перечисленные компоненты представляют основу обучения. Для дидактических игр свойственно наличие задачи образовательного характера – получение умений, знаний и навыков. Для того, чтобы дети освоили информацию, взрослые создают игру, куда внедряют все полезные и необходимые сведения, которые пригодятся воспитанникам в будущей жизни [3].
Дошкольникам нравится в данной дидактической деятельности возможность поучаствовать в увлекательном процессе, а не обучающие задачи. Ребенок должен быть активным, выполнять игровые действия, добиваться результатов. Только тогда к нему придет победа. Однако если воспитанник не приобретет знания и мыслительными манипуляциями, он не сможет закончить игру на отлично и дойти до финиша призером.
1.2. Основные разновидности и компоненты дидактической игры
Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов. Рассмотрим их [4]:
1. обучающая задача – это является основным элементом дидактических игр, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Например, в игре «Узнай предмет по звуку» она звучит так: развивать слуховые восприятия и учить детей соотносить звук с предметом. А детям предлагают: прислушиваться к звукам, которые издают разные предметы, и отгадывать эти предметы по шуму. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программа» игровых действий. Задача часто бывает заложена в название игры;
2. игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать ее и др.
Для детей раннего и младшего дошкольного возраста в дидактической игре увлекает ее процесс, а результат их пока не интересует. Поэтому игровые действия просты и однотипны.
Для детей среднего и старшего дошкольного возраста предусматриваются более сложные действия, как правило, состоящие из нескольких игровых элементов. Дети 5-6 лет, участвуя в сюжетной дидактической игре, выполняют комплекс игровых действий, связанных с реализацией определенной роли.
В играх старших дошкольников преобладают игровые действия умственного характера: проявить наблюдательность, сравнить, припомнить ранее усвоенное, классифицировать предметы по тем или иным признакам и т. д. Итак, в зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия в дидактической игре.
1.3. Методы дидактических игр
Всем хорошо известно, что начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Дети шести-семи лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации в школе. У ребенка происходит смена ведущей деятельности: до обучения в школе дети заняты преимущественно игрой, а с приходом в школу начинают овладевать учебной деятельностью.
Основное психологическое отличие игровой деятельности от учебной состоит в том, что игровая деятельность свободна и вполне самостоятельна. Дети играют, когда хотят, выбирают тему по своему усмотрению, выбирают способ игры, выбирают роль, создают сюжет. Она строится на добровольных усилиях ребенка. Учебная деятельность основана на спонтанных поведенческих навыках, поэтому он иногда вынужден делать то, что делать не хочет. Переход от игры к учебной деятельности часто навязывается детям взрослыми и не происходит естественным образом. В этом могут помочь игры, создающие оптимальные психологические условия для успешного развития личности младших школьников. Без обоснованного использования игры в учебном процессе урок в современной школе нельзя считать полноценным.
Игры как способ обработки впечатлений и знаний, полученных из окружающего мира, являются наиболее доступным видом деятельности для детей. Ребенок играет в воображаемых ситуациях, работая с образами, которые пронизывают всю игровую деятельность, стимулируя процесс мышления. В результате развития игры у ребенка постепенно формируется стремление к общественно значимой учебной деятельности.
1. Алилуева, Л. В. Виды дидактических игр / Л. В. Алилуева. – М., 2015. – 65 с.
2. Бунова, О. В. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса на уроках обучения грамоте / О. В. Бунова. – М., 2012. – 93 с.
3. Гущина, С. В. Сущность дидактических игр / С. В. Гущина. – М., 2012. – 45 с.
4. Жвакова, М. И. Дидактические игры как средство формирования представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста / М. И. Жвакова. – М., 2020. – 15 с.
5. Забаленная, Ю. А. Дидактические игры и их роль в сенсорном развитии детей раннего возраста / Ю. А.Забаленная. – М., 2019. – 78 с.
6. Мельникова, С. А. Народные истоки дидактических игр / С. А. Мельникова. – М., 2016. – 45 с.
7. Мусаева, А. А. Дидактическая игра и основные требования к организации и подбору игр / А. А. Мусаева. – М., 2019. – 55 с.
8. Нетесова, Л. А. Формирование познавательной активности через практическую направленность и игровые моменты / С. А. Нетесова. – М., 2015. – 38 с.
9. Нигматуллина, В. Е. Игра как средство и способ обучения дошкольников / В. Е. Нигматуллина. – М., 2016. – 20 с.
10. Никонова, Д. В. Роль дидактических игр на уроке математики в начальных классах / Д. В. Никонова. – Ижевск, 2013. – 40 с.
11. Петрова, О. П. Виды дидактических игр, используемых в старшей группе / О. П. Петрова. – М., 2019. – 44 с.
12. Романюк, М. С. Совместная игровая практика педагога с детьми как средство развития сюжетов игр в старшем дошкольном возрасте / М. С. Романюк. – М., 2016. – 17 с.
13. Симонова, М. Н. М. Монтессори вклад в развитие дошкольной педагогики / М. Н. Симонова. – М., 2019. – 34 с.
14. Согомонян, К. М. Игровая деятельность как средство социализации ребенка дошкольного возраста / К. М. Согомонян. – М., 2018. – 56 с.
15. Чепайкина, И. А. Дидактическая игра как средство развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста / И. А. Чепайкина. – М. : Инновационные проекты и программы в образовании, 2013. – С. 42-44.