Личностные особенности юношей и девушек склонных к психосамотическим расстройствам
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Личностные особенности юношей и девушек склонных к психосамотическим расстройствам»
по дисциплине: «Медицинская психология»
2022
45.00 BYN
Личностные особенности юношей и девушек склонных к психосамотическим расстройствам
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Медицинская психология
Организация: Брестский государственный музыкальный колледж имени Григория Ширмы, УО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводные таблицы данных диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты расчетов по U-критерию Манна-Уитни.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, СКЛОННЫХ К ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВАМ
1.1 Понятие о психосоматических расстройствах и их классификация
1.2 Проблема личности в психологии
1.3 Направленность личности и болезни
1.4 Психологическая характеристика юношеского возраста
1.5 Личностные особенности юношей и девушек и психосоматическая проблема
Выводы по первой главе
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, СКЛОННЫХ К ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВАМ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования и их интерпретация
2.3 Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что по данным различных источников, в общемедицинской практике распространенность психосоматических расстройств взрослого населения составляет от 20 до 42 % [6]. Особую тревогу вызывает состояние здоровья юношей и девушек, у которых многими авторами отмечается значительная распространенность психосоматических расстройств [6; 9]. По мнению авторов, психологические факторы не только создают предпосылки для развития психосоматического заболевания, но и влияют на их течение. Выбор юношеского периода онтогенетического развития обусловлен прежде всего тем, что в этом возрасте достаточно часто манифестируют психические патологии либо эмоциональные расстройства [9].
Ряд исследователей [1; 5] признают, что большинство соматических симптомов вызваны аффективными или личностными нарушениями и психологическими факторами риска развития психосоматических заболеваний. Одним из таких существенных факторов является специфический набор личностных особенностей. Этиологическое значение в развитии заболевания, согласно Ф. Александеру, может иметь следующие факторы: наследственную предрасположенность; родовые травмы; органические заболевания раннего возраста; особенности воспитания; переживание телесно травмирующего опыта; эмоциональный климат в семье и характерные личностные особенности родителей и сиблингов; недавние телесные повреждения и эмоциональные переживания, связанные с интимными, личными и профессиональными отношениями. Ю. Ю. Елисеев подчеркивает большую сложность патогенеза психосоматических расстройств: неспецифическую наследственность и врожденную отягощенность соматическими нарушениями, а также личностные особенности [7, с. 56]. Многие исследователи пытались выделить базисные характеристики личности психосоматического больного, указывая на инфантилизм, алекситимию, перфекционизм, выученную беспомощность, дефицитарную агрессию [1; 8]. Однако недостаточно изучены вопросы, касающиеся личностных особенностей юношей и девушек с психосоматическими расстройствами. Недостаточность наших знаний о психосоматических расстройствах в юношеском возрасте делает необходимым исследования этой проблемы на настоящем этапе.
Объект исследования: психосоматические расстройства в юношеском возрасте.
Предмет исследования: особенности личности юношей и девушек, склонных к психосоматическим расстройствам.
Цель исследования: определить личностные особенности юношей и девушек, склонных к психосоматическим расстройствам.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, СКЛОННЫХ К ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВАМ
1.1 Понятие о психосоматических расстройствах и их классификация
Психосоматические расстройства – это группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Представляют собой психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом уровне, физиологические расстройства, проявляющиеся на психическом уровне, или физиологические патологии, развивающиеся под влиянием психогенных факторов [10, с. 24]. Существует достаточно большое количество теорий и моделей возникновения психосоматических заболеваний и способов их классификации. Кратко опишем основные из них.
1. Клинико-эмпирическая концепция. Авторы: Р. Конечный, М. Боухал. Рассматривает психосоматические расстройства как со стороны психосоматического процесса, определенного психического состояния или смены состояний, которые вызывают регистрируемую физиологическую реакцию организма, так и со стороны соматопсихического процесса – определенного состояния организма, вызывающего психическую реакцию.
2. Психоаналитические концепции. Научная основа, на которой в дальнейшем развивались психосоматические исследования, была заложена 3. Фрейдом, создавшем конверсионную модель, согласно которой ущемленные эмоции порождают конверсионные симптомы. Вытесненные из сознания социально неприемлемые инстинкты (агрессивные, сексуальные) прорываются, принимая ту или иную символическую форму. Представители: З.Фрейд, К.Юнг, А. Адлер. Эта концепция открыла для клиницистов защитные механизмы личности, методический доступ к бессознательному через сновидения, свободные ассоциации, описки и оговорки, а также теорию коллективного бессознательного, из которого вышла «теория символического языка органов» (С. Ференци).
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, СКЛОННЫХ К ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВАМ
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: определить личностные особенности юношей и девушек, склонных к психосоматическим расстройствам.
Задачи исследования:
1) вывить у юношей и девушек, склонных к психосоматическим расстройствам, преобладание мотивации успеха или избегания неудачи;
2) определить выраженность у юношей и девушек, склонных к психосоматическим расстройствам, стрессоустойчивости, тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности;
3) выявить у юношей и девушек, склонных к психосоматическим расстройствам, типы отношения к болезни и влияние болезней на разные сферы их социальной жизни;
4) определить сходство и различия в личностных особенностях между юношами и девушками, склонными к психосоматическим расстройствам.
Описание организации исследования:
1. На первом этапе был подобран комплекс психодиагностических методик.
2. На втором этапе была сформирована выборка испытуемых юношеского возраста.
3. На третьем этапе были выявлены личностные особенности и типы отношения к болезни у юношей и девушек.
4. На четвертом этапе с помощью методов статистической обработки оценивалась достоверность различий в личностных особенностях юношей и девушек, склонных к психосоматическим расстройствам.
Методы эмпирического исследования: опросные методы, тестирование, методы количественной обработки, методы статистической обработки (U-критерий Манна-Уитни). Статистическая обработка производилась в программе SPSS.
Психодиагностические методики:
1. Методика диагностики мотивации избегания неудач (Т. Эллерс).
Цель: выявление уровня выраженности мотивации избегания неудач как личностной особенности [3].
2. Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи (МУН)» А.А. Реан.
Цель: выявить у человека преобладание мотивации успеха или мотивации избегания неудачи [19].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе обзора научной литературы по проблеме исследования были определены теоретические основы изучения личностных особенностей юношей и девушек, склонных к психосоматическим расстройствам. Психологические факторы определяют предрасположенность индивидуума к развитию болевых синдромов, оказывают существенное влияние на переживание боли, болевое поведение и выбор стратегий преодоления боли, играют ведущую роль в трансформации эпизодических болей в хронические, а также в значительной степени – на качество жизни, перспективы лечения и прогноз. Контроль человека над своим телом чаще всего выражается в контроле над произвольными движениями, способами эмоциональной экспрессии и дыханием. Его достижение является важной частью производства самоидентичности. Причинами возникновения психосоматических болезней у юношей и девушек могут послужить: сильные переживания, утраты, чувство вины, стрессы, усталость, безысходность, длительное нахождение человека в отрицательной психологической обстановке и т.п.
В ходе эмпирического исследования у юношей и девушек, склонных к психосоматическим расстройствам, были выявлены показатели преобладания мотивации успеха или избегания неудачи. По результатам эмпирического исследования было установлено, что у большинства юношей и девушек, склонных к психосоматическим заболеваниям проявляется высокий уровень выраженности мотивации избегания неудач. Личность, у которой преобладает мотив избегания неудач, предпочитает малый, или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Мотивация на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи.
В ходе эмпирического исследования у юношей и девушек, склонных к психосоматическим расстройствам, были выявлены показатели стрессоустойчивости, тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности. У большинства юношей и девушек, склонных к психосоматическим расстройствам, выражен низкий уровень стрессоустойчивости. Большинство юношей и девушек, склонных к психосоматическим расстройствам, имеют высокий уровень личностной тревожности. У юношей и девушек, склонных к психосоматическим расстройствам, выражены на среднем и высоком уровне показатели тревожности, агрессивности, фрустрации и ригидности.
1. Александровский, Ю. А. Пограничные психические расстройства / Ю. А. Александровский. – М. : Медицина, 2000. – 540 с.
2. Арина, Г. А. Психосоматический симптом как феномен культуры // Психосоматика: телесность и культура / Под ред. В.В. Николаевой. – М. : Академический проект, 2009. – 311 с.
3. Батаршев, А. В. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения / А. В. Батаршев. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2004. - 320 с.
4. Битюцкая, Е. В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями / Е. В. Битюцкая // Вестник Московского университета. – 2011. – № 1. – С. 100–110.
5. Борисова, Н. М. Связь личностных характеристик и копинга во взрослости / Н. М. Борисова // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 4 (65). – С. 216–218.
6. Дёмина, С. Н. Теоретические аспекты исследования личностных особенностей пациентов с разными психосоматическими состояниями / С. Н. Демина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 12. – С. 80–85.
7. Елисеев, Ю. Ю. Психосоматические заболевания. Полный справочник / Ю.Ю. Елисеев. – М. : Эксмо, 2003. – 608 с.
8. Есин, Р. Г. Алекситимия – основные направления изучения / Р. Г. Есин [и др.] // Журнал неврологии и психиатрии. – 2014. – № 12. – С. 148-151.
9. Колесников, Д. Б. Современные взгляды на психосоматические заболевания / Д. Б. Колесников, С. И. Рапопорт, Л. А. Вознесенская // Клиническая медицина. – 2014. – № 7. – С.12-18.
10. Краснов, В. Н. Психосоматика в контексте развития интегративной медицины / В. Н. Красной, Н. Р. Палеев // Альманах клинической медицины. – 2014. – №35. – С. 84-88.
11. Леонтьев, Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации / Д.А. Леонтьев // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1 / Под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – С. 56-65.
12. Менделевич, Е. Г. Соматизация тревожных расстройств в практике невролога: алгоритмы и подходы к дифференцированному лечению / Е. Г. Менделевич // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2014. – №4. – С. 81-86.
13. Митрофанов, К. Я. Специфические подходы к изучению влияния преморбидных психологических особенностей на возникновение и течение тяжелого заболевания в психосоматике / К. Я. Митрофанов [и др.] // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке, 2016. – С. 333-337.
14. Мей, Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. – М. : Независимая фирма «Класс», 1994. – 156 с.
15. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы / В.Н.Мясищев. – Л.: ЛГУ, 1980. – 321 с.
16. Немеринский, О. В. Гештальт-терапия психосоматических расстройств / О. В. Немеринский // Московский психотерапевтический журнал. – 1997. – №1. – С.22-34.
17. Ничипоренко, Н. П. Система стабилизации личности как фактор этиологии психосоматического процесса и совладания с болезнью / Н. П. Ничипоренко // Практическая медицина. – 2015. – № 5 (90). – С. 46-50.
18. Психологические теории и концепции личности / Под ред. П.А.Горностай, Т.А.Титаренко. – М.: Аспект-пресс, 2016. – 342 с.
19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1999. – 648 с.
20. Русина, Н. А. Психотерапия пациента психосоматического профиля / Н. А. Русина // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2013. – № 3. – С. 50-60.
21. Селье, Г. Стресс без дисресса / Г.Селье. – Мозырь : Белый Ветер, 1998. – 92 с.
22. Сергиенко, Е. А. Понятие эмоциональных переживаний и их роль в жизни человека в интерпретации различных теорий / Е. А. Сергиенко // Соционика, психология и межличностные отношения. – 2008. - № 133. – С.40-47.
23. Сергиенко, Е. А. Пространственно-временные и энергетические основания взаимоотношений психических процессов, переживаний и психических состояний : Автореф. дисс… канд. психол. Наук / Е. А. Сергиенко. – Казань, 2011. – 23с.
24. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М. : Аспект-Пресс, 1999. – 422 с.
25. Хачатурова, М. Р. Совладающий репертуар личности / М. Р. Хачатурова // Психология. Журнал ВШЭ. – 2013. – № 3. – С. 160–169.
26. Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер, 2003. – 612 с.
27. Штрахова, А. В. Психологический аспект исследования структуры личности как фактора риска психосоматических нарушений / А. В. Штрахова, Е. В. Куликова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2012. – № 31. – С. 97-104.
28. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - СПб. : Фонд «Университетская книга», 1996. - 592 с.
29. Юнг, К.Г. Психология бессознательного / К.Г. Юнг. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 320 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводные таблицы данных диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты расчетов по U-критерию Манна-Уитни.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты