Личностный смысл ребёнка для педагогов и представителей других профессий
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Личностный смысл ребёнка для педагогов и представителей других профессий»
по дисциплине: «Психология»
2022
45.00 BYN
Личностный смысл ребёнка для педагогов и представителей других профессий
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ОБРАЗ ДОШКОЛЬНИКА ГЛАЗАМИ ВЗРОСЛОГО
1.1 Личностный смысл как психолого-педагогический феномен
1.2 Психологические особенности развития личности в дошкольном возрасте
1.3 Личность и структура образа ребенка в сознании взрослого
ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ВОСПИТАННИКАМИ
2.1 Профессионально-ценностные ориентации педагога дошкольного образования
2.2 Влияние воспитателя на формирование личности ребенка
2.3 Технологии педагогической поддержки дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития образования характеризуется повышенным приоритетом человеческого фактора, повышенным вниманием к личности педагога, необходимостью его социального и нравственного развития. Готовность человека делать выбор в условиях неопределенности становится предпосылкой его социального и профессионального успеха, основу которого должно составлять образование. Для этого требуется педагог, ориентированный на основные ценности своей профессиональной деятельности и способный создать такую образовательную среду, которая обеспечивала бы возможность самоопределения как для детей, так и для самого педагога.
В свою очередь, личность, образ, личностный смысл ребенка в сознании взрослого (воспитателя, педагога, специалистов других профессий, родителей) – особо актуальная и малоизученная тема, что обуславливает ее актуальность в рамках настоящего исследования.
Личностный смысл ребенка в восприятии взрослого – совокупность всех житейских и научных представлений о ребенке, комплекс всех социальных установок на ребенка, формирующихся в сознании человека и актуализирующихся в процессе взаимодействия с ребенком. Структура личности и образа ребенка вариативна, она складывается вследствие существования целого ряда стереотипов, установок, проекций и чрезвычайно сложна.
Объект исследования – личность и личностный смысл дошкольника.
Предмет исследования – личностный смысл ребенка в аспекте представления воспитателя и представителей других профессий.
Цель работы – выявить ключевые особенности личностного смысла ребенка для педагогов и представителей других профессий.
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ОБРАЗ ДОШКОЛЬНИКА ГЛАЗАМИ ВЗРОСЛОГО
1.1 Личностный смысл как психолого-педагогический феномен
Понятие «личность» имеет множество значений: отдельный человек, индивид, индивидуальность и др.; совокупность свойств, характеризующих конкретного человека; социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения общественных норм, сознания и поведения, общественно-исторического опыта (личностью становятся во взаимодействии с социумом).
В философии личность – это «человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества» [24, с. 33]. Согласно Р. Линтону, личность – это «организованная совокупность психологических процессов и состояний, переживаемых индивидом» [25, с. 104]. Становление человеком личностью происходит в процессе достижения конкретного уровня развития, на котором человек имеет способность к самостоятельной преобразующей деятельности. В этом процессе должно проявляться раскрытие свойств, заложенных природой и сформированных в нем жизненным опытом и воспитанием [28].
Смысл – это понятие, содержание которого изучается, обсуждается в философии в рамках различных подходов. Вопросы постижения смыслов, образования смыслов (смыслообразования) у обучающихся исследуется в психологии. В педагогике, в методиках обучения к термину «смысл» обращаются довольно редко. Однако, на наш взгляд, обучение без обращения к смыслам – бессмысленное обучение.
ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ВОСПИТАННИКАМИ
2.1 Профессионально-ценностные ориентации педагога дошкольного образования
Процесс общения ребенка с воспитателем играет очень важную роль в его развитии. Взрослый, согласно теории развития высших психических функций, является посредником между ребенком и культурой. Взрослый передает ему для освоения духовно-практическое богатство, которое выработало человечество в ходе своей истории. Именно благодаря процессу присвоения культурно-исторического опыта человечества ребенок развивается. Ключевой фигурой в этом процессе является взрослый и, прежде всего, педагог. Он содействует развитию ребенка, определяя перспективы этого развития. От него зависит, насколько эти перспективы будут оптимальными для каждого ребенка. Личностная позиция воспитателя в педагогическом процессе определяется тем, каким он видит своего воспитанника, каким он хочет его воспитать [11].
Любой специалист должен обладать суммой знаний, профессиональными ценностями, которые делают его профессионалом. Педагог дошкольного образования не исключение. Недостаток профессионализма и личных ценностей делает его профессионально слабым или непригодным для воспитания. Чтобы стать духовным наставником детей, необходимо обладать таким духовным богатством, которым можно делиться, не опасаясь истощения этих резервов, постоянно их пополнять, обогащать и развивать.
Развитие, трансформация и коррекция профессиональных ценностей педагогов дошкольного образования происходит на протяжении всей их профессиональной жизни, поэтому целесообразно проанализировать возможности профессиональной сферы педагога в системе непрерывного педагогического образования [2, с. 154].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Термин «смысл» обсуждается в философии, в психологии – рассматриваются вопросы смысловообразования, в педагогике, в методиках обучения к термину «смысл» обращаются довольно редко. Посредством представления о личностном смысле возникает принцип неосознаваемой составляющей сознания личности, которая представлена предметным значением чего-либо. Понятие смысла позволяет увидеть такие категории, как личность, ценность, мотив, деятельность и общение
2. Дошкольный возраст является определённым этапом созревания организма и характеризуется как период существенных изменений в организме ребёнка. Происходят значительные изменения практически во всех психических процессах. Физическое развитие осуществляется неравномерно, в результате чего пропорции тела дошкольников заметно меняются. Нервная система и мозг претерпевают значительные изменения, хотя эти внутренние изменения сложнее наблюдать, чем внешние. Важно и необходимо, чтобы педагоги понимали психологические и развивающие особенности дошкольников.
3. Личность и образ ребенка, его личностный смысл в понимании различных людей осознается по-разному. В сознании каждого человека: ребенка или взрослого (включая родителей, педагогов и любых других взрослых, в сознании которых актуализируется образ ребенка) можно выделить ряд основных видов понятия «образ ребенка»: художественный, я-образ, образ сверстника, образ-перспектива, образ-ретроспектива.
1. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова. – М. : Просвещение, 1999. – С. 70–80.
2. Атмахова, Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ: дис. … канд. пед. наук: 13.00.07 Екатеринбург, 2006. – 177 с.
3. Бондаревская, Е.В., Кульневич, С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебник / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2007. – 87 с.
4. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребёнок к школе / Л.А. Венгер, Т.Д. Маруинковская. – М.: Знание, 2004. – 192 с.
5. Виноградова, Н. Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образования в начальной школе? / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа. – 2001. – № 9. – 126 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под. Ред. В.В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1991. – 480 с.
7. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. – М.: Политиздат, 1986. – 85 с.
8. Иванова, И. В. Педагогическая поддержка как современная образовательная практика / И.В. Иванова // Педагогическое образование в России. – 2015. - № 12. – С. 87-95
9. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – М.: Академия, 2004. – 164 с.
10. Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах: учебное пособие для психологов, педагогов, социологов / Я. Л. Коломинский. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.
11. Исмаилова, А. Г. Образ ребенка в сознании воспитателя / А. Г. Исмаилова // Образование и наука. 2001. №5 (11). – С. 112–117.
12. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Д. Кошелева. – М.: Академия, 2003. - 176 с.
13. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2015. – 352 с.
14. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения / А.Н. Леонтьева. – М. : Недра, 1983. – 409 с.
15. Лютова, Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е. К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб. : Либра, 2009. – 336 с.
16. Михайлова, Н. Н., Юсфин, С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. – М.: МИРОС, 2001. – 208 с.
17. Михайлова, Н. Н., Юсфин, С. М. Тактики педагогической поддержки // Новые ценности образования. 2005. № 5. – С. 139.
18. Мусек, Я. Система ценностей посткоммунистической Европы в переходный период / Я. Мусек // Иностранная психология. – 2007. – №8. – С.17–22.
19. Полянская, Т. Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников / Т. Б. Полянская. – СПб. :ДетствоПресс, 2011. – 96 с.
20. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека /Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.
21. Ситников, В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых / В. Л. Ситников. – СПб.: Химиздат, 2001. – 112 с.
22. Сластенин, В.А. Психолого-педагогическое образование и становление субъектного потенциала личности учителя / В.А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. – 2006. – №2. – С.5–14
23. Соловейчик, М. С. Русский язык и начальных классах: Теория и практика обучения: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М. С. Соловейчик [и др.]; под ред. М. С. Соловейчик. – М. : Академия, 1997. – 214 с.
24. Трубайчук, Л.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / Л.В. Трубайчук // Воспитание школьников. – 2009. №7. – С. 32-46
25. Франкл, В. Человек в поисках смысла: введение в логотерапию / Доктор и душа. – СПб.: Ювента, 2007. – 198 с.
26. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 200 с.
27. Шиянов, Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических вузов: Учебник / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. – М. : Академия, 2012. – 288 с
28. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 416 с.
29. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 360 с.
30. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты