Формирование коммуникативных умений у учащихся второго класса при изучении фольклора на уроках литературного чтения
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование коммуникативных умений у учащихся второго класса при изучении фольклора на уроках литературного чтения»
по дисциплине: «Педагогика»
2022
45.00 BYN
Формирование коммуникативных умений у учащихся второго класса при изучении фольклора на уроках литературного чтения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Школа №17, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика “Коммуникативные умения”
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Братья и сестры»
Поделиться
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАСС ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОЛЬКЛОРА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1 Содержание и структура понятия «умения», «коммуникативные умения»
1.2 Специфика формирования коммуникативных умений у учащихся второго класса при изучении фольклора на уроках литературного чтения
1.3 Потенциал фольклора в формировании коммуникативных умений у учащихся второго класса
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОЛЬКЛОРА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1 Констатирующий этап
2.2 Формирующий этап
2.3 Контрольный этап
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемых источников
Приложения
Приложения
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что на современном этапе развития педагогики главным результатом образования определяется становление и развитие личностных качеств школьников. Современный выпускник начальной школы должен обладать навыками самостоятельности и высказывания собственного мнения. Навыки конструктивного общения определяются показателями культуры и личности в целом. По итогам многочисленных исследований было определено, что формирование навыков коммуникативной деятельности необходимо начинать с самого раннего возраста. Данный процесс должен быть включен в систему знаний, которые определяются различными возрастными особенностями учащихся и организацией учебной деятельности.
Процесс успешной адаптации ребенка к обществу, современные процессы развития информационного общества указывает на реализацию творческого потенциала ребенка, развитием речи, мышления, а также умения мыслить. Данные навыки развиваются на основе различных уроков, что оказывает благоприятное влияние на процессы включения детей четкое речевое взаимодействие на основе жизненных ситуаций.
Одним из наиболее эффективных уроков для формирования коммуникативного взаимодействия является литературное чтение. Литературное чтение определяет основы формирования коммуникативного взаимодействия, что оказывает влияние на возможность проанализировать особенности поведения литературных героев. Применение основ фольклорной деятельности на уроках литературного чтения оказывает содействие реализации программных требований и возможности решения задач развития коммуникативных умений у учащихся средствами фольклора.
Фольклор в современной образовательной практике представляет собой определенную художественную систему, которая объединяет определенное художественное наследие, формирования восприятия определенных жизненных явлений, которые передаются из поколения в поколение. Фольклор представляет собой средство приобщения детей и молодежи к духовным и нравственным традициям, приобщение к которым осознается средствами определенных педагогических условий.
Процесс содержания определенных фольклорных жанров определяет особенности взаимоотношений ребенка с миром и окружающими людьми. При работе с фольклором на уроках литературного чтения необходимо учитывать определенные возрастные особенности применения фольклора и как следствие развития потребностно-мотивационной и коммуникативной сферы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАСС ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОЛЬКЛОРА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1 Содержание и структура понятия «умения», «коммуникативные умения»
В современном мире большое внимание уделяется процессам развития коммуникации. Коммуникация представляет собой передачу информации, которая представляет собой самостоятельный и важный объект исследования. Данное понятие приобрело более широкое распространение благодаря радио и телевидению. Процесс развития современной теории коммуникации совпало с становлением различных информационных и коммуникативных технических каналов и средств связи. Данная связь определяется как многокомпонентная система.
В общем смысле слова коммуникация определяется как определенный процесс обмена информацией между различными сторонами общения [1, с.67]. Умения определяются как процесс овладения сложными психическими и практическими действиями, что определяется наличием психических и практических действий, направленными на процесс регуляции определенными знаниями и навыками.
По мнению такого исследователя, как Л.Н. Бережнова, коммуникация близка по своим основным показателям понятию «общение», однако данное понятие является более широким. Для коммуникации характерным является понимание таких особенностей как обмен информацией в рамках живой и неживой природы [4, c. 648].
Е.Н. Каменская в собственном психологическом словаре общение представляет собой определенный тип отношения между людьми в рамках символических систем, что помогает идентификацию рассматриваемых понятий. Данный исследователь указывает на то, что коммуникация как социальное взаимодействие может стать определенным символическим этапом в рамках усвоения общественного опыта, культурного наследия и организации процессов совместной деятельности [9, с.78].
При анализе специальной литературы нами было определено, что существует множество специальных определений понятия «коммуникативные умения». А.А. Леонтьев отмечает, что «коммуникативные умения» определяются как определение комплексных коммуникативных действий учащихся в рамках правильного выстраивания поведения, чтобы управлять соответствие различных целей общения [14, с.36].
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОЛЬКЛОРА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1 Констатирующий этап
Исследование проводилось в январе-феврале 2022 года 2 класса на базе школы №17 г. Минска. В исследовании приняли участие 2 ребенка в возрасте 7-8 лет. Мальчик – Матвей, девочка – Лиза.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: изучить особенности влияния фольклора на коммуникативные умения детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Подобрать методики исследования.
2. Провести эмпирическое исследование.
3. Провести формирующую работу в рамках исследования.
4. Сравнить результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапе исследования.
Методики исследования:
1. Методика диагностики по определению уровня развития коммуникативных умений (Т.М. Смирнова)
Цель исследования: определить уровень развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
Метод оценивания: беседа.
Описание и инструкция: для ребенка, который сидит перед учителем, задаются вопросы, которые определяли особенности отвечать как словесно, так и в форме действия.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что многие исследователи выделяют различные факторы развития ученых в сходстве понятий коммуникации и общения. Одним из наиболее важных направлений развития коммуникации является формирование особенностей данных процессов на формирование единства коммуникации и деятельности. Сходство данных элементов ориентировано в большей степени на объединение условий развития личности человека и проявления различных аспектов взаимодействия личности с другими людьми
Применение фольклора на уроках литературного чтения способствует не только развитию у детей младшего школьного возраста морально-нравственных устоев и традиций, но также формирует у детей младшего школьного возраста высокий уровень развития коммуникативных навыков и умений, что определяет специфику его деятельности.
Проведение работы с фольклором занимает важное место в рамках преподавания литературного чтения. На уровне обучения в начальной школе дети могут ознакомиться с различными жанровыми формами устного народного творчества. Процесс организации деятельности по включению фольклора в систему литературного творчества, что включает в себя определенные методы обучения и приемы анализа литературного произведения. Также особое внимание необходимо уделять таким заданиям, которые бы определяли отношение ребенка к прочитанному.
Фольклорное наследие может сыграть значительную роль в формировании коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста. Это связано, прежде всего, со спецификой фольклора как устного слоя музыкальной культуры. Именно устность порождает большое количество мелодических, ритмических, текстовых вариантов одного пения, а их исполнение предполагает высокую степень импровизации, вариации (в зависимости от возможностей исполнителя).
С целью формирования представлений об уровне развития коммуникативных умений у учащихся второго класса, нами было проведено диагностическое исследование при помощи методик «Коммуникативные умения», «Братья и сестры» Т.М. Смирновой. В ходе проведения исследования нами было отмечено, что у детей отмечаются определенные сложности в рамках выделения собственной позиции и определения места другого человека в определенной коммуникативной позиции.
Для оптимизации данного направления в развитии детей младшего школьного возраста нами была проведена формирующая работа, которая включила в себя различные элементы фольклора, которые применяются на уроках литературного чтения. Данная работа была довольно эффективной в рамках определения отношения детей к процессам коммуникации.
1. Андреева, Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности / Г.М. Андреева. – М.: МГУ, 2012. – 267 с.
2. Аникин, В.П. Русское устное народное творчество /В.П. Аникин. – М.: Высшая школа, 2004. – 735 с.
3. Ахтырская, Е.Н. Изучение фольклора в начальной школе / Е.Н. Ахтырская. // Начальная школа. – 2014.– №11. – С. 47- 50.
4. Бережнова, Л. Н. Педагогика / Л. Н. Бережнова. - М.: Академия, 2007. – 240 с.
5. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – М.: Академия, 2013. – 356 с.
6. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М: Владос, 2012. – 398 с.
7. Вердербер, Р. Психология общения / Р. Вербвербер. – М.: Академия, 2003. – 214 с.
8. Зуева, Т.В. Русский фольклор / Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – М.: Флинта, 2015. – 406 с.
9. Каменская, Е. Н. Социальная психология: учебное пособие / Е.Н. Каменская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 827 с.
10. Кравцов, В.В. Русское устное народное творчество / В.В. Кравцов, С.Г. Лазутин. – М.: Просвещение, 1990. – 377 с
11. Красникова, Т.И. Устное народное творчество как фактор Социального и духовного развития личности ребенка / Т.И. Красникова // Молодой ученый. – 2016. – №1. – С. 359-366
12. Кубасова, О.В. Литературное чтение. Методические рекомендации, 2 класс / О.В. Кубасова. - М.: Ассоциация ХХI век, 2016. – 126 с.
13. Латыпова, Н.Х. Изучение фольклорных произведеий на уроках литратуры в начальных классах / Н.Х. Латыпова // Начальная школа. – 2013. – №1. – С. 22 – 29.
14. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – М.: Академия, 2009. – 236 с.
15. Макарова, Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах / Н.Н. Макарова // «Начальная школа». – №7. – 2008. – С.14-22
16. Мали, Л.Д. Коммуникативно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе / Л.Д. Мали. – М.: Просвещение, 2010. – 185 с.
17. Михайлова, И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности / И. М. Михайлова – Псков: ПГПУ, 2015. –188 с.
18. Некрылова, А.Ф. Русский фольклор / А.Ф. Некрылова. — 2013. – № 14. — С.84- 86
19. Никитченков, А.Ю. Особенности изучения младшими школьниками произведений русского фольклора, отображающих элементы православной культуры / А.Ю. Никитченков //Вестник ПСТГУ. – 2016. – № 2. – С. 37 – 48.
20. Никитченков, А.Ю. Теория и практика преподавания фольклора в начальной школе / А.Ю. Никитченков. – М.: Прометей, 2011. –178 с.
21. Полуэктова, Н.М. Психодиагностика и формирование коммуникативных качеств личности / Н.В. Яковлева. – Ленинград, 1989. – 258 с.
22. Потебня, А.А. О некоторых символах в славянской народной поэзии / А.А. Потебня. – М.: Наука, 2000. – 288 с.
23. Филиппова, Ю.В. Общение. Дети 7-10 лет /Художник Янаев В.Х. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 258 с.
24. Хвостикова, С.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения / С.В. Хвостикова // Педагогика. – 2011. – №4. – С. 30- 34.
25. Шилова, Е. С. Интерактивный метод обучения «Рисунки с продолжением»: развиваем воображением младших школьников / Е. С. Шилова // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2017. – № 2. – с. 3 – 6
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика “Коммуникативные умения”
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Братья и сестры»
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты