Влияние детско-родительских отношений на уровень тревожности и агрессивности детей
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Влияние детско-родительских отношений на уровень тревожности и агрессивности детей»
по дисциплине: «Детская психология»
2022
45.00 BYN
Влияние детско-родительских отношений на уровень тревожности и агрессивности детей
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Детская психология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
В работе также имеется следующее приложение:
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные баллы по методикам.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ
1.1 Проблема влияния на развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста детско-родительских отношений в психолого-педагогической литературе
1.2 Характеристика и особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Характеристика и особенности проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика тревожности детей старшего дошкольного возраста
2.2 Диагностика агрессивности детей старшего дошкольного возраста
2.3 Диагностика детско-родительских отношений в семьях детей старшего дошкольного возраста
2.4 Изучение влияния детско-родительских отношений на уровень тревожности и агрессивности детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Личностное развитие ребенка во многом зависит от характера общения со взрослым, стиля детско-родительских отношений. От того, насколько потребность ребенка во взаимодействии с другими людьми, как складываются детско-родительские отношения, насколько они гармоничные, благоприятные, будет зависеть не только развитие черт характера, личностных качеств, самооценка, мироощущение ребенка, но и все его дальнейшие отношения с другими людьми, и со сверстниками, и с окружающими его взрослыми.
Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Психические потребности ребенка лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка. Семья предоставляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для его социализации. У ребенка формируется эмоциональное поведение в отношении самого себя и других членов семьи, он учится эмоционально реагировать на постоянно изменяющиеся социальные ситуации, что формирует предпосылки для эмоционального благополучия.
Развитие эмоциональной сферы детей в психолого-педагогических исследованиях рассматривается в качестве одной из ведущих характеристик психического развития детей. Зарубежными и отечественными учеными признается тот факт, что сензитивные периоды появления эмоциональных новообразований приходятся главным образом на дошкольное детство. Изучение закономерностей эмоционального развития позволяет решать многие теоретические и прикладные задачи педагогической психологии и психологии детства.
Изучением эмоционального развития детей дошкольного возраста, а именно аспектов развития тревожности и агрессивности, занимались такие ученые, как: Н С. Ежкова, Е.И. Изотова, И.О. Карелина, А.Д. Кошелева, Л.С. Подымова и др. Большой вклад в разработку проблемы личностного развития ребенка дошкольного возраста внесли такие известные ученые, как Л.И. Божович, В.С. Мухина, О.Е. Смирнова, А.А. Реан и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ
1.1 Проблема влияния на развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста детско-родительских отношений в психолого-педагогической литературе
Проблемой влияния на развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста детско-родительских отношений занимались отечественные авторы (Л.И. Божович, А.Я. Варга, А.Ф. Лазурский, О.С. Михно, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов и др.) и зарубежные исследователи (А. Адлер, Д. Боулби, Г. Оллпорт, З. Фрейд, Г. Хоментаускас, К. Хорни и др.).
Проблему детско-родительских отношений за рубежом изучали представители различных школ. Так, в рамках психоанализа подчеркивалась большая роль раннего опыта взаимодействия матери и ребенка. В работах З. Фрейда прослеживается идея о неизбежности отделения детей от родителей, что служит основой для успешной социальной адаптации ребенка. Психоаналитик показал значимость ненависти и любви к родителю определенного пола, чувств ребенка по отношению к отцу, идентификации с родителем своего пола и т.д. [29, с. 216].
К. Хорни писала о том, что характер детско-родительских отношений отражается на эмоциональной сфере ребенка. Разные стили отвергающего родительского поведения (отчуждение родителей от ребенка, подавляющая личность ребенка чрезмерная родительская опека, враждебная атмосфера, дискриминация, чрезмерное восхищение ребенком), способны закрепить чувство тревоги у ребенка. Такое поведение родителей приводит к дисбалансу реального и идеального «Я» у ребенка, что порождает напряженность, беспокойство, неуверенность в себе [26, с. 261]. Ключевой аспект, на котором выстраиваются детско-родительские отношения, согласно Д. Боулби, представляет собой привязанность ребенка к матери. В семьях, где имеется надежная привязанность, ребенок ощущает тесный эмоциональный контакт и чувство безопасности. Если мать проявляет холодное отношение к ребенку, то на этапе подросткового кризиса наблюдается часто девиантное поведение в различных его формах [4, с. 118].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика тревожности детей старшего дошкольного возраста
С целью выявления влияния детско-родительских отношений на уровень тревожности и агрессивности детей старшего дошкольного возраста проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление влияния детско-родительских отношений на уровень тревожности и агрессивности детей старшего дошкольного возраста;
3) обработка и анализ данных, интерпретация полученных результатов.
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад №1 г. Минска» и ГУО «Ясли-сад №25 г. Минска».
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 30 детей в возрасте 5-6 лет (15 мальчиков и 15 девочек) и их родителей (30 матерей).
Гипотеза исследования: детско-родительские отношения оказывают влияние на уровень тревожности и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели и выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. «Тест-опросник родительского отношения» (А.Я. Варга).
Цель: изучение стилей родительского отношения.
Методику можно использовать для матерей детей в возрасте от 3 до 10 лет. Опросник состоит из 61 вопроса, на которые можно ответить согласием или несогласием.
Шкалы методики:
Принятие / отвержение ребенка – отражает общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
Кооперация – отражает стремление родителей к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
Симбиоз – отражает стремление родителей к эмоциональному и телесному единению с ребенком или, наоборот, стремление сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретическим исследованием проблемы детско-родительских отношений занимались такие авторы, как Ш.А. Амонашвили, И. Гербарт, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, а также современные исследователи Э. Арутюнянц, Е.И. Захарова, И.М. Марковская, Н.А. Рождественская, Н.Ю. Синягина, Е.О. Смирнова, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. Проанализировав работы авторов, пришли к выводу, что детско-родительские отношения – это непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения и связи. В их основе лежат: привязанность ребенка к матери, внутренняя позиция ребёнка в детско-родительских отношениях, чувств родителей к ребенку, поведенческие стереотипы. Факторами детско-родительских отношений выступают: личностные особенности родителей и детей, возраст и пол обеих подсистем, культурный и образовательный уровень родителей, а также степень и уровень психологической компетентности, эмоциональная атмосфера в семье, средства воспитания, используемые по отношению к ребенку, отношение ребенка к родителям, его активность во взаимодействии с ними. В процессе детско-родительских отношений происходит взаимное влияние родителей и детей друг на друга. В дошкольном возрасте дети склонны проявлять манипулятивное поведение с целью контроля детско-родительских отношений.
Изучением эмоционального развития детей дошкольного возраста, а именно аспектов развития тревожности и агрессивности, занимались такие ученые, как: Н С. Ежкова, Е.И. Изотова, И.О. Карелина, А.Д. Кошелева, Л.С. Подымова и др. Большой вклад в разработку проблемы личностного развития ребенка дошкольного возраста внесли такие известные ученые, как Л.И. Божович, В.С. Мухина, О.Е. Смирнова, А.А. Реан и др. Осуществив теоретический анализ литературы данных исследователей, пришли к выводу, что главным фактором, влияющим на возникновение тревожности у детей дошкольного возраста, является характер детско-родительских отношений. Нарушения отношений с родителями, их завышенные требования к ребенку, неправильное воспитание порождают у ребенка внутриличностный конфликт, приводят к нарушению чувства защищенности ребенка в семье, что проявляется в опасениях детей по поводу ситуаций возможной агрессии, наказания со стороны родителей, либо опасениях по поводу ситуаций повседневного общения с родителями, братьями и сестрами. Смена социальных отношений и негативный характер процесса адаптации к дошкольному учреждению способствуют накоплению ребенком отрицательного эмоционального опыта, может вызвать высокую тревожность.
1. Аккерман, Н. Роль семьи в проявлении расстройств у детей / Н. Аккерман // Семейная психотерапия: Хрестоматия / сост. Э. Г. Эйдемиллер, Н. В. Александрова, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2010. – С. 287–307.
2. Алфимова, М. В. Психогенетика агрессивности / М. В. Алфимова, В. И. Трубников // Психология. – 2010. – №4. – С. 112-123.
3. Артамонова, Е. И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студентов вузов / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова. – М. : ИЦ Академия, 2012. – 192 с.
4. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. – М. : Редакц.–изд. Центр консорциума «Социальное здоровье России», 2014. – 221 с.
5. Беляева, Н. И. Влияние стилей воспитания на формирование личности ребенка / Н. И. Беляева // Научное периодическое издание «In Situ». – 2016. – №4. – С. 95–98.
6. Боброва, С. Г. Проблема неполной семьи в современной психологии / С. Г. Боброва, Р. С. Хохлов // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2013. – №15. – С. 83 – 86.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2008. – 400 с.
8. Блохина, С. А. Роль семьи в развитии личности / С. А. Блохина // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф.: сб. ст.: в 2 т. /гл. ред. Г. Д. Ахметова. – Челябинск. : Два комсомольца, 2011. –Т. 2. – С. 124–127.
9. Бреслав, Г. М. Воспитание нравственных чувств ребенка в семье / Г. М. Бреслав // Журн. Вопросы психологии. –2018. – № 1. – С. 41-¬47.
10. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс / А. Я. Варга. – СПб. : Речь, 2011. – 342 с.
11. Вердербер, Р. Психология общения / Р. Вердербер, К. Вердербер. – СПб. : Прайм еврознак, 2013. – 320 с.
12. Водяха, С. А. Современные концепции психологического благополучия личности / С. А. Водяха // Дискуссия. – 2012. – №2(20). – С.12-14
13. Воронова, А. А. Арт–терапия для детей и их родителей / А. А. Воронова. – Рн/Д : Феникс, 2013. – 256 с.
14. Галанов, Е. Н. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет / Е. Н. Галанов. – М. : Аркти, 2009. – 96 с.
15. Гасанова, П. Г. Особенности родительско-детских отношений в неполной семье / П. Г. Гасанова, Д. М. Даудова // Известия ДГПУ. – 2015. – №3. – С. 6–11.
16. Григории, Н. Связующая нить: программа коррекции детско-родительских отношений / Н. Григорин // Журн. Школьный психолог. – 2010. – № 28. – С. 1–16
17. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – М. : АйрисПресс, 2014. – 160 с.
18. Дементьева, И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И. Ф. Дементьева // СОЦИС. – 2001. – №11. – С. 108–113.
19. Зейгарник, Б. В. Теории личности в зарубежной психологии / Б. В. Зейгарник. – М. : Психология, 2012. – 376 с.
20. Зубова, Л. В. Роль семейной педагогики в становлении личности ребенка / Л. В. Зубова // Журн. Вестник ОГУ. – 2012. – № 7. – С. 54–60
21. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учебное пособие. переизд. / О. А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2013. – 320 с.
22. Коваленко, А. В. Кризис семьи как фактор возникновения неполных и односторонних избыточных семей / А. В. Коваленко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – № 5. – С.15-22
23. Кузнецова, Д. А. Влияние стиля детско-родительских отношений на школьную тревожность подростков / Д. А. Кузнецова // Молодой ученый. – 2019. – № 23 (209). – С. 391-393
24. Маковецкая, Г. А. Внутрисемейные отношения / Г. А. Маковецкая. – Санкт-Петербург : Дарья и Ко –2014. – 289 с.
25. Минияров, В. М. Психология семейного воспитания / М. Минияров. – Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2010. – 364 с.
26. Можгинский, Ю. Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика / Ю. Б. Можгинский. – М.: Когито-Центр, 2016. – 504 c.
27. Мухина, В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин – тов / В. С. Мухина. – М. : ЭКСМО Пресс, 2010. – 420 с.
28. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования : Учебное пособие для студентов вузов и практических работников / Р. В. Овчарова. – М. : ТЦ «Сфера», 2010. – 448 с.
29. Синягина, Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н. Ю. Синягина. – М. : Знание, 2014. – 326 с.
30. Смирнов, А. Любовь земная. Тревожное счастье / А. Смирнов. – М.: Беларэст, 2019. – 512 c.
31. Спирева, Е. Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя / Е. Н. Спирева, А. Г. Лидерс // Семейная психология и семейная терапия. –2011. – №4. – С. 32 –34.
32. Сухопарова, А. А. Психологические особенности воспитания детей в полной и неполной семье / А. А. Сухопарова // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 3. – С. 215 – 217.
33. Удова, О. В. Особенности принятия друг друга родителями и детьми старшего дошкольного возраста / О. В. Удова // Вектор науки ТГУ. – 2011. – 4(7). – С. 286 – 289.
34. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : Нац. инт образования, 2012. – 416 с. 3.
35. Учебная программа дошкольного образования / Мин-во образования Респ. Беларусь. – 3¬е изд. – Минск : НИО: Аверсэв, 2016. – 416 с
36. Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. – М. : ВЛАДОС – ПРЕСС, 2013. – 315 с.
37. Чукреева, В. В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие / В. В. Чукреева. – Пермь : Меркурий, 2011. – 183 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
В работе также имеется следующее приложение:
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные баллы по методикам.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты