Защитные механизмы и копинг-стратегии юношей и девушек
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Защитные механизмы и копинг-стратегии юношей и девушек»
по дисциплине: «Психология»
2022
45.00 BYN
Защитные механизмы и копинг-стратегии юношей и девушек
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: МГУ им. А.А. Кулешова
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеется следующее приложение:
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные эмпирические данные.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
1.1 Понятие защитных механизмов в психологической науке
1.2 Представления о копинг-стратегиях в работах отечественных и зарубежных психологов
1.3 Половые различия в использовании защитных механизмов и копинг-стратегий в юношеском возрасте
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНЕ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Сравнительный анализ защитных механизмов и копинг-стратегий юношей и девушек
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что термины «механизмы преодоления» и «стратегии преодоления» часто используются в психологической литературе, посвященной изучению личности. Однако до сих пор практически не проводилось систематического анализа этих явлений, направленного на изучение значимости различных защитных механизмов и стратегий преодоления в контексте возраста или пола человека. Психологические защитные механизмы и механизмы преодоления считаются основными способами адаптации к трудным, стрессовым ситуациям.
Психологические защитные механизмы предназначены для облегчения психологического дискомфорта и обычно реализуются как часть бессознательной психической деятельности. Копинг-стили и стратегии рассматриваются как независимые элементы сознательного поведения человека в ответ на жизненные трудности.
Хотя и копинг-поведение, и копинг-механизмы основаны на одних и тех же процессах, они принимают разные направления и являются либо продуктивными адаптациями, либо дезадаптивными. Копинг-поведение определяется как гибкое, целеустремленное и ориентированное на реальность, в то время как защитное поведение является жестким, вынужденным и искаженным. Копинг-процессы направлены на позитивное изменение статус-кво и удовлетворение значимых потребностей, в то время как защитные процессы направлены на облегчение психологического дискомфорта. Защитные механизмы можно рассматривать как внутренние психологические формы преодоления стресса, как пассивное поведение, направленное на снижение эмоционального напряжения до изменения ситуации.
О важности изучения стилей поведения или копинг (ответного) поведения в трудных жизненных ситуациях свидетельствуют многочисленные исследования зарубежных и отечественных авторов (Лазарус Р., Фолькман С., Ялтонский В.М., Сирота Н.А., Carver С., Анцыферова Л.И., Нартова - Бочавер С.К. и др.)
Цель этих исследований - понять роль, характер и влияние стратегий преодоления и ресурсов преодоления на адаптацию человека в сложных стрессовых условиях (Coyne J.S., Moos R.H., Billings A.G.,). Многие исследования были посвящены количественным и качественным показателям механизмов преодоления (Heim E).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
1.1 Понятие защитных механизмов в психологической науке
С раннего детства и на протяжении всей жизни в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые психологическими защитами, механизмами психологической защиты и защитными механизмами личности.
Эти понятия были впервые введены в психологию известным австрийским психологом Зигмундом Фрейдом в 1894 году в его коротком исследовании «Защитный нейропсихоз». Затем они были увековечены, интерпретированы, адаптированы и модернизированы исследователями и психотерапевтами разных поколений, психоаналитически ориентированными психотерапевтами, а также представителями других психологических направлений – экзистенциальной психологии, гуманистической психологии, гештальтпсихологии и др. [1, с.136]
Прежде чем дать определение механизмам психологической защиты, давайте рассмотрим значение термина «защита».
Защита – это комплекс действий, направленных на снижение или устранение любых изменений, угрожающих целостности и стабильности биопсихологической личности. Поскольку эта устойчивость воплощена в эго, которое стремится поддерживать ее различными способами, его можно рассматривать как действующее лицо в этих процессах. В целом, речь идет о предотвращении внутреннего возбуждения и, в частности, восприятия, связанного с таким возбуждением. и защита от ситуаций, вызывающих такое возбуждение, которое нарушает психологическое равновесие и поэтому неприятно для эго. Также подразумевается защита от неприятных воздействий, которые действуют как сигналы защиты. Защитный процесс осуществляется защитными механизмами, которые более или менее интегрированы в эго [2, с.51].
Защита – это способ души защитить себя от внутренних и внешних напряжений. Защита избегает реальности (подавление), отвергает ее (отрицание), переопределяет ее (рационализация) или меняет ее на противоположную (реактивное формирование). Защита помещает внутренние ощущения во внешний мир (проекция), разделяет реальность (изоляция) или уходит от реальности (регрессия).
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНЕ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
2.1 Организация и методы исследования
База исследования: МГУ им. А.А. Кулешова. В исследовании приняли участие 10 юношей и 10 девушек в возрасте 18-20 лет. Для нашего исследования характерным является наличие одинакового количества в двух категориях, что указывает на необходимость применения методов сравнения полученных данных на основе полового признака.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: эмпирически обосновать особенности взаимосвязи между защитными механизмами и копинг-стратегиями юношей и девушек.
Задачи исследования:
1. Подобрать необходимые методики исследования.
2. Провести эмпирическое исследование.
3. Сравнить полученные данные в рамках изучения защитных механизмов и копинг-стратегий юношей и девушек.
Методики исследования:
1. Индекс жизненного стиля Р. Плутчика (Приложение А)
Цель методики: определить особенности формирования механизмов психологической защиты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что защита представляет собой определенный способ совокупности тех или иных действий, которые направлены на сохранение определенной цельности и устойчивости в рамках биопсихологических особенностей индивида. В свою очередь защитные механизмы представляют собой неосознанные реакции, которые защищают того или иного индивидуума от тех или иных неприятных эмоций, которые помогают преодолевать чувство вины, которые скрывают те или иные импульсы человека. Основными защитными механизмами являются такие как изоляция, отрицание, проекция, интроспекция, диссоциация, интеллектуализация и рационализация.
В современной отечественной и зарубежной педагогике большое внимание уделяется процессам разработки представления о способах совладающего поведения. Основными копинг-стратегиями являются такие как планирование решения проблемы, конфронтация, принятие отвественности, самоконтроль, поиск социальной поддержки, самоконтроль, переоценка, отчуждение, избегание и т.д.
Существуют определенные половые различия в рамках применения психологической защиты и применения копинг-стратегий. Мы видим, что основными психологическими защитами и копинг-стратегиями являются такие как самонаправленная защита, применение реакций, направленных на внутреннюю идентификацию собственных переживаний, в то время как мужчины более настроены на внешнее переживание собственных особенностей.
С целью формирования представлений о уровне развития психологических защит и копинг-стратегий у юношей и девушек, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методик «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика и тест «Способы совладающего поведения» Лазаруса.
В ходе проведенного исследования нами было отмечено, что существуют достоверные различия в рамках изучения психологических защит и копинг стратегий в группе юношей и девушек. Для юношей характерными являются такие стратегии как рационализация, в то время как для девушек данные показатели в основном сосредоточены на таких стратегиях как замещение.
Для юношей преобладающими копинг-стратегиями являются такие как самоконтроль, конфронтация и принятие ответственности. Для девушек наиболее выраженными являются такие копинг-стратегии как дистанцирование и поиск социальной поддержки.
1. Антилогова, Л. Н. Виды психологической защиты у девиантных подростков / Л. Н. Антилогова, Л. А. Рассудова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2012. – № 2. – С. 136–142.
2. Анцупов, А. Я. Конфликтология / А Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – М. : Академия, 2005. – 551 с.
3. Арестова, О. Н. Индивидуальные особенности функционирования защитных механизмов / О. Н. Арестова, Н. В. Калинина // Вестник МГУ. – 2000. – № 1. – С. 20–29.
4. Белов, В. Г. Психологическая защита и ее роль в процессе формирования адаптационной системы человека / В. Г. Белов, Г. М. Бирюкова, В. В. Федоренко // Гуманизация образования. – 2009. – № 2. – С. 66–72.
5. Богомаз, С. Л. Психологическая защита личности : методология, механизмы, инструментарий / С. Л. Богомаз // Ученые записки УО ВГУ им. П. М. Машерова. – 2008. – Т. 7. – С. 228–254.
6. Богомолов, А. М. Структурно–динамическая модель системы психологической защиты личности / А. М. Богомолов, А. Н. Портнова // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 3. – С. 27–29.
7. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров – М.: Пер Сэ, 2006. – 528 с.
8. Ветров, Р. Ю. Психологическая защита личности / Р. Ю. Ветров // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2012. – № 1. – С. 106–114.
9. Ильясов, А. А. Механизмы психологических защит и их влияние на личность / А. А. Ильясов // Череповецкие научные чтения / Отв. ред. Н. П. Павлова. – Череповец, 2013. – С. 84–86.
10. Карпов, А. Б. Механизмы психологической защиты и стратегии преодоления в переходный период от подросткового к юношескому возрасту : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / А. Б. Карпов. – М., 2007. – 20 с.
11. Киршбаум, Э. И. Психологическая защита / Э. И. Киршбаум, А. И. Еремеева. – СПб. : Питер, 2005. – 233 с.
12. Кружкова, О. В. Психологические защиты личности / О. В. Кружкова, О. Н. Шахматова. – Екатеринбург: Изд–во Росгоспрофпедуниверситет, 2006. – 153 с.
13. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. Научная моно–. Графия / Т.Л. Крюкова. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. – 278 с.
14. Лапкина, Е В. Психологическая защита и совладание : защитная система личности / Е. В. Лапкина // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 2. – С. 232–235.
15. Налчаджян, А. А. Психологические защитные механизмы // Самосознание и защитные механизмы личности : хрестоматия / Ред. Д. Я. Райгородский. – Самара : Бахрах–М, 2000. – С. 395–481.
16. Нартова–Бочавер. С.К. "Coping behavior" в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова–Бочавер // Психологический журнал. –1997. – № 5. – С. 20–30.
17. Никольская, И. М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. – СПб. : Речь, 2006. – 298 с.
18. Никуленкова, О. Е. Личностные особенности системы психологической защиты / О. Е. Никуленкова // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2016. – № 4–1. – С. 290–295.
19. Пергаменщик, Л. А. Кризисная психология / Л. А. Пергаменщик. – Минск : Вышэйшая школа, 2004. – 288 с.
20. Субботина, Л. Ю. Психологическая защита / Л. Ю. Субботина. – Ярославль : Академия Холдинг, 2000. – 421 с.
21. Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы / Пер. с англ. – М. Р. Гинзбурга. – М. : Педагогика, 1993. – 144 с.
22. Черенева, Е. А. Защитные механизмы поведения как фактор адаптивного поведения личности / Е. А. Черенева // Вестник ТГПУ. – 2013. – № 6 (134). – С. 118–125.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеется следующее приложение:
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные эмпирические данные.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты