Специфика логопедической работы с детьми 1 уровня речевого развития
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Специфика логопедической работы с детьми 1 уровня речевого развития»
по дисциплине: «Логопедия»
2022
45.00 BYN
Специфика логопедической работы с детьми 1 уровня речевого развития
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Организация: Детский сад №1, ГУО (г. Гродно)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика Е.Ф. Архиповой «Различение слов».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица данных в рамках проведенной методики.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 1 УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Особенности первого уровня речевого развития
2.2 Основные особенности логопедической работы с детьми с 1 уровнем речевого развития
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 1 УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 1 УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
3.1 Основные упражнения и мероприятия в рамках логопедической работы с детьми 1 уровня речевого развития
3.2 Рекомендации в рамках проведения логопедической работы с детьми 1 уровня речевого развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что речь – это исторически сложившаяся форма человеческого общения, которая реализуется через структуру языка, созданную на основе определенных правил. Процесс речи включает в себя, с одной стороны, формирование и выражение идей с помощью языковых (фонологических) средств и, с другой стороны, восприятие и понимание структуры языка. Развитие детского языка начинается с самого раннего возраста. Под развитием мы понимаем направленные, периодические изменения в явлении или процессе, которые приводят к появлению новых качеств. Под компонентами языковой системы мы понимаем: фонематический слух, словарный запас, грамматическую структуру языка, ритмико-слоговую структуру языка и связную речь. Каждый компонент этой системы является важным звеном в структуре речи.
Считается, что одной из основных функций языка является общение, обобщение и регулирование. Коммуникативная и обобщающая функции речи образуют тесное единство: через речь человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. В то же время речь является средством регуляции высших психологических функций человека.
В современных условиях становится все меньше абсолютно здоровых детей, что связано с ухудшением экологической обстановки, ухудшением социальной среды и увеличением нагрузки на детей. Следует отметить увеличение числа детей, страдающих различными языковыми нарушениями, в том числе с ОНР – это отсутствие формирования акустической и семантической сторон речи, проявляющееся в тяжелом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонологических и фонематических процессов и связной речи при сохранном интеллекте и слухе.
Авторы, изучавшие нарушения развития. Комплексный анализ языковых нарушений этих детей представлен в работах Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Кроме того, на эту тему писали Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, В.К. Орфинская, Н.Н. Трауготт и другие.
Очень важно, когда начинается коррекционная работа, направленная на развитие речи детей. Такие авторы, как Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. утверждают, что дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития и формирования речи детей, и от того, насколько эффективно работает логопед, будет зависеть их дальнейшее обучение в школе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 1 УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Особенности первого уровня речевого развития
В настоящее время существует четыре уровня развития языка, которые отражают состояние всех компонентов языковой системы, которая у детей, как правило, развита слабо (Филичева Т.Б.). Развитие детей с недостаточным языковым развитием имеет особенности в плане сенсорно-моторных, высших психических функций и умственной деятельности по сравнению с нормальным возрастом [1, с.12].
Первый уровень развития речи характеризуется отсутствием общей речи. Отличительной особенностью плохого речевого развития является стойкое и хроническое отсутствие вербального подражания, а для детей - инертность в приобретении новых слов. Такие дети не могут использовать фразы в самостоятельном общении, и у них нет навыков составления связных высказываний. В то же время нельзя сказать, что они полностью лишены средств вербального общения [25, с.64].
Этими средствами являются отдельные звуки и их сочетания - звукосочетания и звукоподражания, лепетные фрагменты, отдельные слова, в соответствии с нормами языка. Как правило, звуковые соединения используются только для обозначения конкретных объектов и действий [2, с.55].
При копировании слов дети в основном сохраняют корневую часть слова, грубо нарушая его слоговую структуру. Для речи детей на этом уровне характерно многоцелевое использование ограниченных вербальных средств родного языка. Звукоподражание и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их характеристики и действия, производимые над ними. Например, слово «кока», произносимое с различными интонациями и жестами, обозначает «петух», «стая» и «клевать», что свидетельствует об ограниченном словарном запасе. Поэтому ребенок вынужден активно использовать паралингвистические средства общения: жесты, мимику, интонацию [3, с.77].
При восприятии устной речи дети ориентируются на знакомую ситуацию, интонацию и мимику взрослого. Это позволяет им компенсировать недостаток развития импрессионистических аспектов речи. В самостоятельной речи наблюдается нестабильность в произношении звуков и их распространении. Дети в основном способны повторять одно- или двухсложные слова, а более сложные слова сокращают.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 1 УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: ГУО «Детский сад №1» г. Гродно. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с общим недоразвитием речи (ОНР). Выборка составила 6 (60%) мальчиков и 4 (40%) девочки. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: определить уровень развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Методики исследования:
1. Архипова, Е.Ф. Различение слов, близких по звуковому составу.
Данная методика состоит из нескольких блоков, однако наше исследование строится на основе 3 блока, который называется «Различение слов, близких по звуковому составу». Данный блок состоит из 5 вопросов.
Названия блоков:
1. «Правильное название картинки».
2. «Показ примера».
3. «Одинаковые слова или разные».
4. «Порядок картинок».
5. «Звучание картинок»
Критерии оценки:
4 балла - точное выполнение задания.
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 1 УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
3.1 Основные упражнения и мероприятия в рамках логопедической работы с детьми 1 уровня речевого развития
Для формирования основных направлений в рамках развития словарного запаса у детей с ОНР первого уровня речевого развития, нами могут быть предложены определенные упражнения и мероприятия:
1. Какая игрушка тебе нравится?
Цель. Расширить словарный запас по теме «Игрушки». Развивать зрительную память.
Оборудование. Игрушки на столе логопеда: куклы, мишки, машинки, зайчики, мячики.
Игровой процесс. Дети встают вокруг стола. Логопед просит их посмотреть на игрушки и назвать ту, которая им больше всего нравится. Допускаются ответы из одного слова, даже если структура искажена. Логопед говорит детям взять игрушку, но они должны запомнить, где она находится, и положить ее именно туда, откуда взяли, когда играли с ней [13, с.168].
2. Назови игрушку
Цель. Оживить словарный запас по теме «игрушки». Научить использовать родительный падеж существительных. Развивайте зрительную память.
Оборудование. Игрушки те же, что и в предыдущем уроке, с добавлением двух новых игрушек. Фотографии игрушек.
Процесс игры. Дети сидят за столом вместе с логопедом. Логопед просит их запомнить игрушки на столе. Затем логопед предлагает детям повернуться или сжать брови и положить новую игрушку. По команде дети поворачиваются к столу и отвечают на вопрос: «Посмотрите внимательно и скажите, что изменилось». Игра повторяется снова, но теперь логопед убирает со стола все игрушки, а дети должны ответить: «Посмотрите внимательно и скажите, какой игрушки не хватает. Пока дети отвечают, логопед следит за тем, чтобы существительные в родительном падеже имели правильные окончания слов. Такую же игру можно провести и с картинками [14, с.58].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что дети с первым уровнем речевого развития представляют собой важную категорию детей, которая включает в себя самый сложный тип речевого нарушения. Для детей данной категории необходимо выделить такие особенности как низкий уровень развития активного словарного запаса, недостаточность развития фонематического восприятия, ограничения восприятия слоговой структуры слова.
Для детей с 1 уровнем речевого развития характерным является наличие необходимости в специфическом оказании логопедической помощи. Основными направлениями данной помощи являются такие как активизация активного словаря, активизация языковой деятельности и развитие невербальных функций.
Развитие правильной, без дефектов, речи у детей было бы невозможно без коррекционно-развивающей работы - системы психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление препятствий в психическом или физическом развитии ребенка и его адаптацию в обществе. Частью этой важной работы является коррекция артикуляции - исправление недостатков артикуляции, включая все их составляющие: дыхание, голос, качество звука, ударение в речи и фразах, пунктуация речи, ритм, соблюдение ортопедических норм. Такая коррекционная работа проводится при работе с детьми с нарушениями обучаемости.
С целью формирования представления о уровне развития активного словаря у детей с первым уровнем речевого развития ОНР при помощи методики Архиповой. В ходе проведения исследования нами было определено, что дети в основном, демонстрируют низкий и средний уровень развития словарного запаса.
Нами были рассмотрены основные направления речевого развития и активного словаря детей старшего дошкольного возраста. Нами были выделены основные проблемы, которые указывают на то, что есть необходимость в формировании проведении коррекционной работы в рамках обеспечение словаря детей старшего дошкольного возраста словами-действиями.
1. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей / З. Е. Агранович. – СПб.: «Детство-Пресс», 2001. – 45 с.
2. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е.Ф. Архипова. – М. : Астрель 2007. – 220 с.
3. Белова–Давид, Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи / Р. А. Белова-Давид. – М.: Просвещение, 2012. –120 с.
4. Большакова, С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие [Текст] / С. Е. Большакова. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.
5. Волкова, Л. С. Вопросы дифференциальной комплексной диагностики и коррекции аномального речевого развития / Л. С. Волкова // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. — Спб.: Образование, 1992. — С. 27—30.
6. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель, 2006. — 158 с.
7. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — М. : Просвещение, 2007. – 224 с.
8. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М. : Просвещение, 2011. – 472 с.
9. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -2-е изд, испр. и доп. / В.П. Глухов. — М.: АРКТИ, 2004.— 168 с.
10. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возроста / Е.А. Ежанова, Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2008. – 330 с.
11. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб. —М.: Просвещение, 1985. – 112 c.
12. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/ Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.
13. Жукова, Н.С. Поэтапное формирование устной речи при ее недоразвитии. / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 168-180.
14. Исследование речевого мышления в психолингвистике / под. ред. Е. Ф. Тарасова. — М.: Наука, 1985. – 150 с.
15. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
16. Лалаева Р.И. Методы логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. / Н.В. Серебрякова. – М.: Академия, 2014. – 258 с.
17. Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи / Р. И. Лалаева. — М.: Просвещение, 1990. – 123 с.
18. Левина, Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом. / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 125-144
19. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 187-190
20. Лопатина, Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – М.: Cоюз, 2001. – 187 с.
21. Мастюкова, Е. М. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Литур, 2005. – 320 с.
22. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной.— М.: Просвещение, 2017. — 173 с.
23. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. – М.: Просвещение, 2007. — 224 с.
24. Репина, З. А. Особенности формирования диалога у детей 5-6 лет с общимнедоразвитием речи / З. А. Репина, Л. В. Ступак / Специальное образование: науч.-метод. журн. — 2012. — № 4. –С. 66–71.
25. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2005. – 464 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика Е.Ф. Архиповой «Различение слов».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица данных в рамках проведенной методики.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты