ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О «ДОБРЕ» И «ЗЛЕ» В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Представления о «добре» и «зле» как морально-нравственные категории
1.2 Особенности морально-нравственного развития в дошкольном возрасте
1.3 Методы формирования представлений о «добре» и «зле» в дошкольном возрасте
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О «ДОБРЕ» И «ЗЛЕ» В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Описание процедуры и методов исследования
2.2 Диагностика сформированности представлений о «добре» и «зле» в старшем дошкольном возрасте
2.3 Программа занятий по формированию представлений о «добре» и «зле» в старшем дошкольном возрасте
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Современная система дошкольного образования, создает тенденцию активного поиска нового содержания, путей, средств, форм и методов совершенствования морально-нравственного воспитания детей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых морально-нравственных категорий. В учебной программе дошкольного образования обозначено в качестве приоритетных духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование моральной и нравственной культуры [22].
Вопрос развития и становления ребенка как субъекта социальной регуляции, в т. ч. моральной, является актуальной проблемой современной педагогики, содержит множество нерешенных проблем, что заставляет исследователей обращаться к его всестороннему изучению.
Проблемы формирования морально-нравственных категорий у детей дошкольного возраста отражены в работах педагогов и исследователей: Л.С. Выготского, А.И. Волковой, И.А, Зимней, Н. В. Мазыкиной, О.А. Подольской, и др. Л. С. Самсоненко, Т.П. Акимова считают, что начинать воспитание следует с формирования у дошкольников представлений о «добре» и «зле» как базовых морально-нравственных категорий [19, c. 317]. Проблема формирования морально-нравственных категорий является актуальной и для этических, и для педагогических концепций. Макро и микросреда, выдвигая ряд требований и налагая запреты на определенные формы поведения, способствует развитию определенных форм регуляции, освоения ребенком конкретных норм и формирования нравственной культуры.
Объект исследования: представления о «добре» и «зле» в дошкольном возрасте.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О «ДОБРЕ» И «ЗЛЕ» В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Представления о «добре» и «зле» как морально-нравственные категории
Возникновение и созревание моральных норм связывают со временем возникновения человеческого общества. На основе обычаев и традиций сформировалась система моральных ценностей (правил и образцов должного поведения), но в отличие от них нравственные нормы определяются категориями добра, истины, справедливости, долга.
В процессе социализации человек постигает морально-нравственные нормы. Их усвоение происходит сначала в ходе воспитания, путем копирования поведения и поступков окружающих. Затем, по мере взросления, человек осмысливает и использует в своей жизни принятые взгляды о должном, нужном, правильном поведении. Система моральных норм не является чем-то застывшим и неизбежным, это подвижная система. Принимая решения, устанавливая жизненные ориентиры, люди участвуют в нормотворчестве, воздействуя на традиционные представления о правилах нравственного поведения и приспосабливая их к существующей ступени развития и потребностям общества [6, с. 56].
Определение термина «нравственность» происходит от понятия «нрав». В переводе с латинского данное понятие буквально воспроизводится как «moralis», то есть – мораль. Соответственно, нрав – в буквальной интерпретации обозначает конкретную норму либо эталон, которые учитываются человеком при совершении определенного поступка [24, с. 25].
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О «ДОБРЕ» И «ЗЛЕ» В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Описание процедуры и методов исследования
Цель исследования: выявить исходный уровень представлений о «добре» и «зле» у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось в группе детей старшего дошкольного возраста. Количество детей: 21 человек (12 девочек и 9 мальчиков).
Для выявления представлений о «добре» и «зле» у детей старшего дошкольного возраста применялись следующие диагностические методики:
1. Методика «Что такое добро и что такое зло» Г.А. Урунтаевой [21].
Цель: оценка когнитивного компонента представлений о «добре» и «зле».
В ходе устного индивидуального опроса детям задавали следующие вопросы:
− Что такое добро. Что такое зло?
− Какого человека мы называем добрым, какого злым?
− Ты считаешь себя злым или добрым? Почему?.
Авторами предлагается следующая качественная обработка результатов. Степень сформированности понятий оценивается по 3-балльной шкале:
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о понятии.
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Освоение категорий «добро» и «зло» служит механизмом для формирования морально-нравственных личностных качеств ребенка (доброта, уважение, ответственность, трудолюбие, эмпатия и готовность к оказанию помощи). Одним из важных средств нравственной культуры является применение культурно-нравственных идеалов, которые образуются в виде общих позиций, установок и взглядов с позиции гуманистического взгляда. Человек выражает свое отношение и дает оценку не только всему миру, но и самому себе через оценки других людей.
Морально-нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний у ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям.
Методы формирования представлений о «добре» и «зле» в дошкольном возрасте являет собой средство достижения определенной, поставленной педагогом цели на пути пошагового развития нравственных представлений, формирования и укрепления моральных норм и нравственных чувств и поведения детей в целом.
В ходе опытно-экспериментальной работы был выявлен исходный уровень представлений о «добре» и «зле» у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в группе детей старшего дошкольного возраста. Количество детей: 21 человек.
1. Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание / Н. В. Архангельский. – М. : Просвещение, 2011. – 184 с.
2. Байер, О. Н. Организация психолого-педагогического исследования нравственной воспитанности дошкольников в дошкольном учебном заведении / О. Н. Байер // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования. – Минск, 2011. – С.33-36.
3. Борисова, О. Ф. Формирование социальной компетентности дошкольного возраста: автореф.дисс. ... к. пед. н. / О. Ф. Борисова. – Челябинск, 2014. – 21 с.
4. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в развитии ребенка / Л. С. Выготский // Собрание сочинений. – М.: Просвещение, 1986. – 380 с.
5. Гребенкина, Н. В. Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития дошкольников / Н. В. Гребенкина, А. А. Капнина, Л. М. Пашкевич // Молодой ученый. – 2017. – № 4. – С. 166-168.
6. Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. – М.: Просвещение, 2007. – 376 с.
7. История и современность отечественной педагогики. Т. 4 / под общ. ред. В. В. Рубцова. – М. : Аспект пресс, 2017. – 316 с.
8. Зеньковский, В. В. Психология детства / В. В. Зеньковский. – М.: Приори, 2016. – 220 с.
9. Зотова, И.В. Особенности межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста / И.В. Зотова, М.С. Умерова // Наука, техника и образование. – 2017. – № 5. – С. 57-60.
10. Игра и дошкольник. Развитие в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сборник / Науч. ред.: Т. И. Бабаева, З. А. Михай.лова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.
11. Иванова, Н. В. Детская субкультура, как средство формирования у ребенка-дошкольника ценностно-смысловой сферы / Н. В. Иванова // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – Т. 2 – № 4. – С. 48-52.
12. Карпова, И. И. Становление понятий добра и зла у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / И. И. Карпова, Г. В. Чалкова // NovaInfo, 2015. – № 32. – Режим доступа: https://novainfo.ru/article/3228.
13. Комарова, И. А. Дом наших улыбок : метод, рекомендации по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста; пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / И. А. Комарова, Н. В. Ершова. – Мозырь : Белый Ветер, 2008. – 80 с.
14. Мазыкина, Н. В. Методические рекомендации по совершенствованию нравственного воспитания детей и подростков / Н. В. Мазыкина, А. Л. Монахов. – М. : Глобус, 2013. – 66 с.
15. Михайленко, Н. Я. Организация в детском саду сюжетной игры / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М. : «Линка-Пресс», 2015. – 160 с.
16. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М. : Рус. яз., 2002. – 614 с.
17. Подольская, О. А. Актуальность проблемы формирования представлений о добре и зле у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / О. А. Подольская, Н. Н. Абрамов // Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 7. – Режим доступа: https://psychology.snauka.ru/2014/07/3414.
18. Подольская, О. А. Психолого-педагогический аспект развития нравственности у детей дошкольного возраста / О. А. Подольская, Н. Н. Абрамов // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки». – 2014. – №3. – С. 25-27.
19. Самсоненко, Л. С. Особенности развития эмпатии у старших дошкольников / Л. С. Самсоненко, Т.П. Акимова // Электронный научный журнал. – 2016. – № 12-1 (15). – С. 317-325.
20. Сушкова, И. В. Как объяснить дошкольнику, что такое «добро» и «зло» / И. В. Сушкова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2008. – №10. – С. 124-133.
21. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие. – М. : Академия, 2014. – 420 с.
22. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск : НИО ; Аверсэв, 2019. – 416 с.
23. Эльконинова, Л. И. О работах, продолжающих традицию Д. Б. Эльконина на кафедре возрастной психологии / Л. И. Эльконинова // Московская психологическая школа. – 2014. – № 4. – С. 12-16.
24. Ядэшко, В. И. Дошкольная педагогика : учебное пособие для учащихся педагогических училищ / В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохин, Т. А. Ильина. – М. : Просвещение, 2016. – 415 с.
25. Яппарова, Г. М. Игровые технологии, как средство формирования социальной компетентности старших дошкольников / Г. М. Яппарова // Материалы I Международной научно-практической конференции «Наука: теория и практика - 2016». – Наука и образование, 2016. – Т. 2. Педагогические науки. – С. 105-108.