Формирование у младших школьников коммуникативных навыков в образовательном процессе
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование у младших школьников коммуникативных навыков в образовательном процессе»
по дисциплине: «Педагогика»
2022
45.00 BYN
Формирование у младших школьников коммуникативных навыков в образовательном процессе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Протокол наблюдения оценки уровня сформированности культуры общения у младших школьников.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Протокол наблюдения оценки уровня эмоциональной вовлеченности в деятельность сверстника у младших школьников.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Протокол наблюдения оценки уровня общения со сверстниками и коммуникативных умений у младших школьников.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Развёрнутые конспекты занятий.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
1.2 Особенности общения детей младшего школьного возраста
1.3 Коммуникативные навыки младших школьников и важность их формирования
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Диагностика уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников
2.2 Разработка комплекса мероприятий по формированию коммуникативных навыков у младших школьников в образовательном процессе
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В двадцать первом веке мы столкнулись с новыми переменами. Активно развивается наука и техника, создаются все новые и новые технологии. Все эти нововведения сильно изменили жизнь современного человека, облегчили ее, сделали мобильнее. Но, несмотря на все это, с каждым днем знания обновляются быстрым темпом и, на протяжении жизни, человеку приходится часто переучиваться, осваивать новые профессии, общаться с разнообразными людьми. Сейчас мы можем наблюдать, что людям трудно вести диалог с незнакомыми людьми, особенно при устройстве на работу, когда необходимо представить себя перед работодателем. Все трудности в общение начинаются еще с детства, большинство детей в школах не могут взаимодействовать в спонтанных группах или выстроить простой диалог. Подобные проблемы в основном связаны с недостаточным уровнем сформированности у детей коммуникативных навыков.
Коммуникативные навыки определяются исследователями как свойства и способности, обеспечивающие успешность общения человека с другими людьми и как специфические способы деятельности общения, обеспечивающие достижение его целей.
Научить детей младшего школьного возраста правильно формулировать вопросы и четко давать на них ответы, внимательно слушать и уметь участвовать в дискуссиях, давать комментарии высказываниям собеседников и аргументировать свое мнение, умение выражать эмпатию собеседнику, адаптировать свое высказывание к возможностям восприятия других людей – все это значит сформировать коммуникативные навыки.
Процесс общения младших школьников не всегда протекает легко. Это связано, прежде всего, с неумением встать на точку зрения другого, увидеть в нём личность, обладающую своими желаниями и потребностями.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
В педагогике определен младший школьный возраст 7 – 11 лет, который является годами его обучения в начальной школе. Данный возраст относится к умеренно спокойному и равномерному физическому развитию.
У ребенка, который впервые поступает в школу, коренным образом изменяется социальная ситуация развития. Он становится социальным субъектом, имеет теперь общественно значимые обязанности, за выполнение которых получает оценку. На протяжении всего обучения в начальной школе у ребенка начинают формироваться новые отношения с окружающими людьми. Взрослые постепенно утрачивают свой авторитет, и к концу младшего школьного возраста более значимыми для детей становятся сверстники. Роль детского сообщества возрастает [1, с. 35].
Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной – согласно периодизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций [28, с. 62].
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Диагностика уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников
Целью данной курсовой работы является изучить уровень сформированности коммуникативных навыков у младших школьников и разработать комплекс мероприятий по формированию коммуникативных навыков у младших школьников в образовательном процессе. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование процесса общения младших школьников.
Эмпирическое исследование осуществлялось поэтапно.
1. На подготовительном этапе был проведен обзор литературы, исследований, а также тематически близких к данному исследованию работ, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования и подобрали методы исследования.
2. На основном этапе во время работы, в сочетании с анализом научных положений было проведено эмпирическое исследование, направленное на диагностику уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников. В рамках этого этапа была проведена исследовательская работа.
3. На заключительном этапе полученные эмпирические данные были подвергнуты интерпретации и анализу. Проводилось оформление результатов исследования.
Выборка: в исследовании принимали участие учащиеся 1 классов в возрасте 7-8 лет в количестве 25 человек.
Для осуществления эмпирического исследования использовались следующие методы диагностики:
- метода наблюдения;
- экспериментальная ситуация «Мозаика» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова);
- «Рукавички» Г.А. Цекурман.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Младший школьный возраст является важным этапом развития ребенка. В младшем школьном возрасте у ребенка закладывается понимание и осознание норм и правил поведения, установленных социумом. В младшем школьном возрасте происходят качественные изменения в личности ребенка, которые связаны с ростом его самосознания. Ребенок начинает осознавать себя личностью, при этом он еще не личность в восприятии взрослых, но в собственном восприятии уже личность. Личностному развитию ребенка способствует овладение им комплексом нравственных требований и умений. В младшем школьном возрасте интенсивно формируются следующие новообразования: память, восприятие, мышление и воля. Появляется еще одно новообразование – произвольное поведение. У ребенка происходит переход от наглядно - образного к словесно-логическому мышлению.
В младшем школьным возрасте решающим фактором развития и социализации ребенка является общение со взрослыми и сверстниками. Важным моментом развития и формирования новых качеств является отношение взрослых к ребенку как к личности. С поступлением в школу ребенок обретает новые качественные изменения, изменяется характер его поведения и общения, в частности. А одним из показателей готовности к младшей школе у ребенка является произвольность в общении. В процессе обучения в младшей школе у ребенка складывается система межличностных взаимодействий с коллективом и учителем. Именно потребность в общении свидетельствует о психологической готовности ребенка к познавательной активности.
К коммуникативным умениям, формируемым в младшем школьном возрасте относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2010. – 268 с.
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 2008. – 296 с.
3. Выготский, Л. С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт-К., 2008. – 556 с.
4. Гамезо, М. В. Старший дошкольник, младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л. М. Орлова. – М.: Наука, 2009. – 251 с.
5. Гозман, Л. Я. Психология эмоциональных отношений / Л. Я. Гозман. – М.: Наука, 2007. – 230 с.
6. Давыдов, В. В. Виды общения в обучении / В.В. Давыдов. – М.: Просвещение. 2012. – 431 с.
7. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И. А. Зимняя. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. – 448 с.
8. Клюева, Н. В. Учим детей общению/ Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 267 с.
9. Кон И. С. Социология личности / И. С. Кон. – М.: Книга по Требованию, 2021. – 382 с.
10. Крутецкий, В. А. Психология / В. А. Крутецкий. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2006. – 336 с.
11. Кулагина, И. Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей / И. Ю. Кулагина. – М.: ТЦ «Сфера», 2009. – 192 с.
12. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 2009. – 210 с.
13. Лисина, М. И. Общение детей с взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. И. Лисиной. – М.: Наука, 2010. – 320 с.
14. Ломов, Б. Ф. Проблема общения в психологии / Б. Ф. Ломов. – М.: Наука, 2011. – 144 с.
15. Маркова, А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. – М.: Педагогика, 2013. – 192 с.
16. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. О. Е. Смирновой. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2011. – 240 с.
17. Мухина, В. С. Шестилетний ребенок в школе / В. С. Мухина. – М.: Владос, 2015. – 321 с.
18. Непомнящая, Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет / Н. И. Непомнящая. – М.: Педагогика, 2012. – 160 с.
19. Обухова, Л. Ф. Детская возрастная психология: учебное пособие / Л. Ф. Обухова. – Изд. 3-е. - М.: Педагогическое общество России, 2010. – 448 с.
20. Парыгин, Б. Д. Социально-психологический климат коллектива / Б. Д. Парыгин. – Л., 2011. – 327 с.
21. Психология: Учебник / Под редакцией А.А. Крылова. – М.: Проспект, 2005. – 345 с.
22. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2009. – 679 с.
23. Рузская, С. Л. Особенности начального этапа общения с незнакомым взрослым / Под ред. А. И. Запорожца, М. И. Лисиной. – М.: Педагогика, 2014. – С.153-178.
24. Смирнова, Е. О. Детская психология / Е. О. Смирнова. – М.: Владос, 2003. – 123 с.
25. Урунтаева, Г. Н. Дошкольная психология / Г. Н. Урунгаева. – М: Просвещение, 2014. – 144 с.
26. Цукерман, Г. А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. – 2008. – №5. – С.68-82.
27. Шамухометова, Е. С. Особенности межличностного эмпатического взаимодействия младших школьников / Е. С. Шамухаметова // Вестник костромского государственного университета. – М., 2017. – С.75-77
28. Эльконин, Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Д. Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2008. – 348 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Протокол наблюдения оценки уровня сформированности культуры общения у младших школьников.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Протокол наблюдения оценки уровня эмоциональной вовлеченности в деятельность сверстника у младших школьников.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Протокол наблюдения оценки уровня общения со сверстниками и коммуникативных умений у младших школьников.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Развёрнутые конспекты занятий.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты