Методы розничной продажи товаров и оценка эффективности их использования в организации
БТЭУПК (Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методы розничной продажи товаров и оценка эффективности их использования в организации»
по дисциплине: «Товароведение»
2022
45.00 BYN
Методы розничной продажи товаров и оценка эффективности их использования в организации
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Товароведение
Организация: Гродненский филиал (Гродненского ОБЛПО)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Розничные торговые объекты.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Численность, состав и уровень образования.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Структура розничного товарооборота.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Структура розничного товарооборота.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет о прибылях и убытках 2019-2020гг.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 Сущность, содержание, характеристика методов розничной продажи товаров в соответствии с нормативными документами РБ
2 Организационно экономическая характеристика Городского филиала Гродненского облпотребсоюза
3 Оценка состояния процесса продажи с использованием различных методов
4 Направление совершенствования использования методов продаж в Городском филиале Гродненского облпотребсоюза
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Розничная торговля – это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продаже в розничных торговых предприятиях в отличии от оптовых предприятий имеет свои особенности.
Розничная торговля – торговля товарами народного потребления, предназначенных для личного или семейного использования (т.е. не связанного с предпринимательской деятельностью), непосредственно конечному потребителю.
Предприятие розничной торговли предназначено для продажи товаров населению. Основными задачами предприятия розничной торговли являются: удовлетворение спроса населения, как по ассортименту, так и по качеству товаров; организация соответствующего уровня обслуживания покупателей с предоставлением разнообразных услуг.
Торговое обслуживание населения предполагает наличие специально устроенных и оборудованных помещений, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирование торгового ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного изучения и учета потребительских запросов покупателей, умения предложить и продать товар каждому конкретному человеку.
Развитие розничной торговли нуждается в создании специальных служб по изучению и прогнозированию потребительского спроса, формированию оптимального ассортимента товаров, анализу и определению прогрессивных форм и методов розничной торговли на уровне региона, края, области, района при неукоснительной поддержке государственных и муниципальных органов власти в целях контроля за ходом розничной торговли, разработки новых видов изделий и товаров.
Среди новых методов продажи, включающих совокупность приемов и способов реализации товаров, на первый план выступают самообслуживание, обслуживание по образцам, с открытой выкладкой и по предварительным заказам.
Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и временем приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора и широкого ассортимента.
1 СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ В СООТВЕТСТВИИ С НОРМАТИВНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ РБ
Продажа товаров является важнейшим заключительным этапом коммерческой деятельности торговых организаций и предприятий. От того, насколько успешно выполнены коммерческие операции, связанные с продажей товаров, зависит эффективность их работы, а также бесперебойность снабжения розничной торговой сети товарами.
Все операции технологического процесса в магазине, в том числе продажа, взаимосвязаны, выполняются в четкой последовательности и оказывают непосредственное влияние на конечный результат работы магазина.
Методы и формы продажи являются главными факторами, определяющими содержание и последовательность операций технологического процесса. От этого зависят количество и характер операций, схема размещения функциональных помещений и потребность в площадях и торгово-технологическом оборудовании.
Внедрение прогрессивных методов доставки и продажи товаров обуславливает особые требования как к организации технологического процесса в магазине, так и к его устройству: планировке и компоновке технологических зон, разгрузочных площадок, дебаркадеров, прочности покрытий пола и другим конструктивным элементам. Внедрение современных технологических решений в розничных торговых предприятиях обеспечивает интенсификацию всего торгового процесса.
Выбор форм и методов продажи товаров зависит от многих факторов. При этом учитываются ассортимент товаров, тип и размер магазина, объем товарооборота, возможность бесперебойного снабжения магазина, количество звеньев товародвижения, скорость товарооборачиваемости и др.
Задачами использования различных методов продаж является удобство обслуживания посетителей, больший охват, высокая пропускная способность, повышение производительности труда обслуживающего персонала, быстрота обслуживания посетителей и т.д.
Важнейшим элементом системы торгового обслуживания покупателей является используемый метод розничной продажи товаров в магазине. Этот показатель не только формирует тип магазина, но и определяет содержание всех основных торгово-технологических процессов. Для покупателей он в значительной мере определяет удобства совершения покупок в магазине и объем затрат времени на обслуживание.
Под методом продажи понимается совокупность приемов осуществления всех основных операций, связанных с непосредственной реализацией товаров покупателям в магазине [15, c. 215].
2 ОРГАНИЗАЦИОННО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРОДСКОГО ФИЛИАЛА ГРОДНЕНСКОГО ОБЛПОТРЕБСОЮЗА
Городской филиал Гродненского облпотребсоюза – добровольное объединение граждан, проживающих в Гродненском районе Гродненской области и созданное в соответствии с решением Собрания уполномоченных по территориальному признаку на основе объединения его членов (в дальнейшем именуемыми пайщиками), имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Городской филиал Гродненского облпотребсоюза - многоотраслевая организация, осуществляющая торговую деятельность, общественное питание, заготовку сельскохозяйственной продукции и сырья, дикорастущих и вторичного сырья, производство потребительских товаров, оказание услуг, перевозку товаров, внешнеэкономическую деятельность.
Городской филиал Гродненского облпотребсоюза расположен по адресу: : 230001 г. Гродно, ул. Суворова, 298.
Организация зарегистрирована решением Гродненского областного исполнительного комитета № 25-15, от 30.09.2014 г. в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 700101382.
Новая редакция Устава Городского филиала Гродненского облпотребсоюза зарегистрирована решением Гродненского областного исполнительного комитета № 23-28 от 13 ноября 2016 г.
Основными задачами деятельности Городского филиала Гродненского облпотребсоюза являются:
- организация оптовой и розничной торговли, общественного питания;
- закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья, вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья;
- производство сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, непродовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения;
- оказание платных услуг населению;
- осуществление внешнеэкономической деятельности;
- осуществление иных видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
3 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПРОЦЕССА ПРОДАЖИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ
В розничной торговле применяют такие методы продажи, как самообслуживание, через прилавок, по образцам, с открытой выкладкой, по предварительным заказам.
Рассмотрим методы продажи товаров, применяемые магазинами Городского филиала Гродненского облпотребсоюза.
Продажа товаров на основе самообслуживания – один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазина, расширить объем реализации. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенному товару в торговом зале.
В 16 магазинах Городского филиала с применением метода самообслуживания продаются практически все группы реализуемых товаров помимо следующих:
- колбасные изделия;
- сушеная рыба и копчености;
- икра;
- готовая продукция цеха собственного производства;
- свежее мясо и полуфабрикаты.
Данные группы товаров реализуются при помощи традиционного метода продажи.
Метод самообслуживания применяется активно на предприятии, поскольку он является основным.
Однако следует отметить, что метод самообслуживания проявляет свои преимущества только при условии соблюдения целого ряда принципиальных положений
- разработка оптимального планировочного решения торгового зала;
- неограниченный вход покупателей и свободный доступ к выложенным на оборудовании товарам
- использование покупателями при отборе товаров инвентарных корзин или тележек;
- возможность получения в любое время консультации или помощи консультанта-продавца;
- свободная ориентация покупателей в торговом зале, обеспеченная рациональной системой указателей и других информационных средств.
4 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ПРОДАЖ В ГОРОДСКОМ ФИЛИАЛЕ ГРОДНЕНСКОГО ОБЛПОТРЕБСОЮЗА
Итоги исследования, проведенные в третьей главе данной курсовой работы, показывают, что применяемые в торговых объектах методы продажи товаров позволяют достаточно эффективно организовывать торговое обслуживание, однако есть резервы улучшения применяемых подходов.
С этой целью в торговых объектах Городского филиала можно рекомендовать применять различные дополнительные технические средства и технологии. Так, уже сейчас в современных крупных магазинах республики начинает распространяться практика установки специальных инфокиосков, которые предоставляют покупателю информацию о свойствах и цене товара по его штрих-коду или RFID-метке.
Функции инфокиосков можно расширить, в том числе за счет предоставления покупателям возможности оставить свои замечания и пожелания о работе магазина (работе продавцов, ассортименте, услугах и т. д.), оценить качество обслуживания.
Целесообразно предоставлять покупателям возможность заказа товара путем использования сети «Интернет».
При комплексной оценке эффективности используемых методов продажи товаров, как правило, возникает потребность в организации подсчета посетителей магазина. Для этого разработаны должны использоваться специальные счетчики посетителей.
Для достижения рационального использования площади торгового зала, но при этом, не перегружая ее торговым оборудованием, а также сокращении затрат времени на обслуживание и повышения коэффициента завершенности покупки, необходимо сделать перепланировку отделов в мини-маркете «Родны Кут».
Проведем анализ эффективности размещения отдела «Молочные продукты» и установим оптимальный вариант размещения данного отдела. Период, за который будет проводиться анализ, составляет один месяц.
Анализ и оценку правильности выбранной последовательности размещения отделов производят с использованием коэффициентов эффективности размещения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под методами продажи понимается совокупность определенных способов и приемов, с помощью которых осуществляется процесс продажи товаров.
В данной курсовой работе была поставлена цель исследовать методы розничной продажи товаров и эффективность их применения на примере деятельности торговых объектов Городского филиала Гродненского облпотребсоюза.
В соответствии с Инструкцией об организации процессов продажи товаров в розничных торговых объектах, в торговых объектах Республики Беларусь применяются следующие методы продажи товаров:
- индивидуальное обслуживание;
- продажа товаров по образцам;
- продажа товаров по предварительным заказам;
- самообслуживание;
- традиционное обслуживание.
Городской филиал Гродненского облпотребсоюза – добровольное объединение граждан, проживающих в Гродненском районе Гродненской области и созданное в соответствии с решением Собрания уполномоченных по территориальному признаку на основе объединения его членов.
Городской филиал Гродненского облпотребсоюза посредством 16 магазинов осуществляет торговую деятельность в г. Гродно и Гродненском районе.
Выручка от реализации товаров по Городскому филиалу Гродненского облпотребсоюза составила в 2020 году 22470 тыс. руб. и по сравнению с 2019 годом уменьшилась на 19,4 %, уменьшилась также себестоимость реализованной продукции на 21,3% и розничный товарооборот. По итогам деятельности за 2020 год валовая прибыль также снизилась на 9,5 % и составила 4111 тыс. руб. против 4542 тыс. руб. за 2019 год, несмотря на то, что расходы на реализацию также значительно снизились – на 25,7%.
По результатам текущей деятельности в 2020 году филиалом получена прибыль от реализации продукции в размере 73 тыс. руб., тогда как в 2019 году был допущен убыток 704 тыс. руб. Несмотря на это, по итогам деятельности филиала в 2020 году получен убыток 149 тыс. руб.
Все торговые объекты филиала осуществляют продажу продовольственных товаров с наличием в ассортименте реализуемых товаров сопутствующего ассортимента непродовольственных товаров. Удельный вес продовольственных товаров в общем объеме товарооборота 2020 году составил 97 %.
1 Байбардина, Т. Н. Тенденции развития сетевой торговли в Республике Беларусь / Т. Н. Байбардина, А.Я. Якимчик // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2018. –№ 3. – С. 57-64.
2 Велюжин, А.Т. Экономика торговой отрасли : учеб. пособие / А.Т. Велюжин,– М. : Кнорус, 2015. – 467 с.
3 Герасименя, Ю. Как организовать розничную торговлю товарами через торговый объект? / Ю. Герасименя // Юрист (РБ). - 2012. - № 5. - С. 47-51.
4 Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г. № 218-З (в ред. от 18.12.2018 г. № 151-З) // КонсультантПлюс-Беларусь [Электронный ресурс] /Нац.центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2019.
5 Дашков, Л. П. Организация, технология и проектирование предприятий (в торговле) / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц, О.В. Памбухчиянц. – 12-е изд., перераб и доп. – М. : Дашков и К, 2018. – 456 с.
6 Захарова, Ж. Ж. Современные форматы магазинов / Ж.Ж.Захарова // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2017. –№ 2. – С. 18–23.
7 Калашников, С. А. Современные розничные торговые форматы и их конкурентные преимущества / С. А. Калашников, Е. В. Жукова // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. – 2017. – № 25. – С.16-21.
8 Киприянова, У.А. Современные технологии продаж в различных сферах бизнеса // У.А. Куприянова, Т.В. Рябова // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2014. – № 24. – С.78-82.
9 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО«ЮрСпектр». – Минск, 2019.
10 Никулина, Т. А. Понятие, признаки и классификация розничных торговых сетей / Т. А. Никулина // Маркетинг в России и за рубежом. – 2014. –№ 5. – С. 115–125.
11 О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь : Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З (в ред. Закона от 16 июля 2016 г. № 397-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
12 Об утверждении Инструкции об организации процессов продажи товаров в розничных торговых объектах : Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь 30.05.2016 № 20 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
13 Организация и технология торговли : учеб. для вузов / [С. Н. Виноградова, О.В. Пигунова, С.П. Гурская и др.] ; под общ. ред. С.Н. Виноградовой. – Минск : Выш. шк., 2009. – 464 с.
14 Официальный сайт Министерства торговли и антимонопольного регулирования Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2022. – Режим доступа: https://mart.gov.by/sites/mart/home.html.
15 Платонов, В.Н. Организация и технология торговли : учеб. для вузов / В.Н. Платонов, Л.С. Климченя. – Минск : БГЭУ, 2017. – 426 с.
16 Продовольственная розничная торговля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uniter.by/upload/food%20retail.pdf.
17 Саталкина, Н. И. Экономика торговли: учеб. пособие / Н.И. Саталкина, Б.И. Герасимов. – М.: Форум, 2017. – 232 с.
18 Савицкая, А. В. Качественное состояние розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь как составляющая качества торгового обслуживания [Электронный ресурс] / А. В. Савицкая ; науч. рук. Л. Г. Богуцкая // Инновационный потенциал молодежи в современном мире : материалы XXXVIII международной научно-практической конференции студентов и учащихся, 2–4 мая 2018 г. : научное электронное текстовое издание / Белкоопсоюз ; Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации ; под науч. ред. С. Н. Лебедевой. – Гомель, 2018. – С. 202–204.
19 Соломатин, А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: учебник / А. Н. Соломатин. – СПб.: Питер, 2015. – 558 с.
20 Стратегия организации торговли: учеб. пособие / О.В. Пигунова, О.Г. Бондаренко – Мнинск : Вышэйшая школа, 2017. – 174 с.
21 Таташева, Э. В. Современные форматы розничной торговли: отечественный и зарубежный опыт / Э.В. Таташева // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 11. – С. 197-205.
22 Чернякович, В. С. Тенденции развития розничной торговой сети Республики Беларусь / В. С. Чернякович, А. П. Бобович // Сборник научных статей VIII международного форума молодых ученых, посвященного 55-летию университета; редкол.: С. Н. Лебедева [и др.]. – Гомель, 2019. – С. 349–354.
23 Шакланова, Р. И. Экономика торговой отрасли : учебник для бакалавров / Р. И. Шакланова, В. В. Юсова. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 468 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Розничные торговые объекты.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Численность, состав и уровень образования.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Структура розничного товарооборота.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Структура розничного товарооборота.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет о прибылях и убытках 2019-2020гг.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты