ВВЕДЕНИЕ
Гуманизация образования и воспитания – одна из важнейших тенденций развития педагогической науки. Советский педагог Василий Александрович Сухомлинский был также одним из педагогов, обратившихся к этой проблеме, что было новаторством в то время.
С каждым годом творчество В.А. Сухомлинского привлекало и привлекает все больше внимания со стороны мира науки и образования, как в нашей стране, так и за рубежом. Василий Александрович Сухомлинский был новатором в области советского образования, автором детских книг и создателем системы обучения, основанной на высшей ценности признания индивидуальности ребенка как центра образовательного процесса.
Значимость данного исследования заключается в том, что в настоящее время существуют реальные научно-теоретические предпосылки для развития духовной педагогики. Подходы к духовному образованию различны, но все они сводятся к тому, что необходимо возрождение духовности в общеобразовательных школах.
Объектом исследования является научное и творческое наследие В.А. Сухомлинского.
Предметом исследования является педагогика развития духовности личности в авторской школе А.В Сухомлинского.
Цель исследования – проанализировать основные статьи педагогической философии В.А. Сухомлинского как основы развития духовности личности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность истории возникновения гуманистических идей;
2. Характеризовать основные принципы гуманистического образования;
3. Изучить жизнь и педагогическое творчество В. А. Сухомлинского;
4. Представить концептуальные положения и основополагающие принципы педагогической системы В. А. Сухомлинского;
5. Определить основные идеи «педагогики духовности» В. А. Сухомлинского.
Методологической основой исследования явились психолого-педагогические работы, отражающие идею гуманистической направленности воспитания; системный, деятельностный и личностно-ориентированный подход в воспитании; идею о нравственных эмоциях как одном из главных критериев нравственного воспитания личности; идею о роли эмоциональных факторов в развитии нравственных эмоций; идею и основные принципы гуманистической педагогики В.А. Сухомлинского.
Для решения поставленной задачи были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ, обобщение и синтез литературных источников по изучаемой проблеме.
ГЛАВА 1. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 История возникновения гуманистических идей
Одной из особенностей современного общества является растущая забота о человеке, о его потребностях и способностях. Эти тенденции отражаются и в системе образования, которая ориентирована на гуманизацию процесса воспитания и обучения.
Принцип гуманистической направленности является, пожалуй, самым важным, но и самым универсальным принципом обучения. Он обращает внимание образовательного сообщества на важность воспитания личности в процессе обучения и утверждает, что личность является центральной ценностью этого процесса. Просветить человека, развить его, улучшить, направить на лучший путь – вот истинная цель образования.
Гуманизм – это система мировоззрений, в которой человеческая жизнь и личность являются высшими ценностями. Гуманистическая педагогика распространяет идеи гуманизма на форму и содержание процесса обучения, ориентируясь на гармоничное развитие личности учащегося. Гуманистическая педагогика стремится установить гармонию не только в душе ученика, но и в самом процессе обучения, найти золотую середину между самими знаниями, мировоззрением, личностью и ее поступками.
Гуманистическая педагогика уделяет большое внимание нравственному воспитанию. Детям необходимо прививать высокие моральные ценности, и, кроме того, они должны уметь сами понимать моральные правила. Другими словами, ученики должны четко осознавать разницу между нравственностью и безнравственностью и стараться придерживаться первой, умея нести ответственность за свои поступки.
Гуманистический подход к преподаванию требует «человеческого» отношения к ученику. Ребенок считается полноценной личностью, достойной уважения, принятия и включения в образовательный процесс, независимо от его или ее индивидуальных особенностей. В этой системе каждый человек является ценностью, а не средством достижения какой-либо цели.
Существует две теории о том, как появилась гуманистическая педагогика.
«Первая точка зрения заключается в том, что гуманистическая педагогика зародилась в Соединенных Штатах. Она основана на работах К. Роджерса («ценностный процесс») и А. Маслоу (теория потребностей, «самоактуализация»). Эти ученые разработали теории, согласно которым каждый человек обладает определенными качествами, данными ему природой. Эти качества развиваются в процессе роста и воспитания. При правильном воспитании люди могут развить все ценностные процессы и достичь уровня самореализации. Согласно А. Маслоу и К. Роджерсу, это процесс воспитания, основанный на гуманистическом педагогическом мышлении.
ГЛАВА 2. ИДЕИ В. А. СУХОМЛИНСКОГО
2.1 Жизнь и педагогическое творчество В. А. Сухомлинского
Биография В.А. Сухомлинского отличается от биографий многих его сверстников и современников. Василий Александрович родился 28 сентября 1918 года в селе Васильевка Херсонской области (ныне Кировоградская область). Здесь он провел свое детство и юность.
Одним из самых известных советских педагогов с новаторскими методами работы был Василий Александрович Сухомлинский, биография которого полна любви и понимания детей и трагических событий.
Будущий педагог родился в сентябре 1918 года в небольшом украинском селе Васильевка. Его семья была крестьянской и не особенно богатой, но его родители были образованными и уважаемыми людьми.
Отец мальчика до революции был обычным плотником и столяром. После революции он стал заниматься общественной деятельностью, был корреспондентом, а затем учителем труда в школе.
Его мать оставалась дома и шила на заказ различные вещи и одежду. Родители были дружелюбны, они не спорили при детях и воспитывали их без наказаний. Кроме Василия, в семье было два сына и дочь, все они выбрали профессию учителя.
Семья старалась поддерживать друг друга, так как это было трудное время для страны. Среди соседей росло недоверие, начались репрессии и голодовки.
В 1933 году Вася окончил семилетнюю школу и поступил в Кременчугский педагогический техникум. Мальчик хорошо ладил со своими одноклассниками и был одним из лучших учеников. Однако из-за ухудшения здоровья он не завершил обучение.
17-летний парень решил не терять времени и устроился на работу учителем украинского языка и литературы в местную школу. В то же время он поступил на заочное отделение и в 1939 году получил диплом Полтавского педагогического института.
Сразу после начала войны Сухомлинский добровольцем ушел на фронт, а в 1942 году был тяжело ранен в боях под Москвой. Осколок снаряда задел его сердце.
Врачи прогнозировали, что мальчик не выживет, но после лечения Василий встал на ноги. Однако осколок не был извлечен и остался в сердце Сухомлинского до последнего дня его жизни.
Несмотря на прогноз, Василий хотел снова пойти на войну, но медицинская комиссия всегда отказывала ему в отправке на фронт. В отчаянии он остался в Удмуртии и устроился работать учителем в местную школу.
В 1944 году Украина была освобождена от нацистской оккупации, и Сухомлинский смог вернуться домой. Он стал начальником областного управления образования, но его по-прежнему тянуло к детям. До конца он оставался директором школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гуманизм – это философская позиция, которая подчеркивает ценность и свободу человека, как индивидуальную, так и коллективную. Значение термина «гуманизм» меняется в зависимости от последовательных интеллектуальных движений, с которыми он ассоциируется. В целом, однако, гуманизм относится к видению, которое утверждает определенную концепцию человеческой свободы и прогресса.
Человечество проходит долгий и трудный путь к гуманистической педагогике, к пониманию истины, что мерилом цивилизованности и культуры общества является гуманное отношение к детям.
Выделяют следующие основные принципы гуманистического образования: принцип равенства между учителем и учеником, принцип диалогизма, принцип сосуществования, принцип свобод, принцип единства, признанный в гуманистической парадигме и принцип принятия.
Советский педагог Василий Александрович Сухомлинский был также одним из педагогов, обратившихся к проблеме гуманизацит образования и воспитания, что было новаторством в то время.
В.А. Сухомлинский родился 28 сентября 1918 года в селе Васильевка Херсонской губернии, а умер 2 сентября 1970 года. Следует сказать, что он, несомненно, был внимательным, умным, чутким, культурным и терпеливым человеком, умеющим находить общий язык с детьми. В начале своего пути Сухомлинский пережил горе и трудности, но жизнь вознаградила его за вклад в детскую педагогику.
Василий Александрович Сухомлинский создал одну из самых известных систем воспитания, в основе которой лежали годы его работы с детьми. Основные принципы гуманизма в педагогике Сухомлинского включают: доверие к ребенку; преподавание без давления; прерывистость наказания; сотрудничество между учителями и родителями; мораль; работа как творчество; свобода выбора; ответственность за сделанный выбор. Система воспитания В.А. Сухомлинского содержит различные методы и инструменты, которые гармонично сочетаются. Метод воспитания в концепции Сухомлинского характеризуется высокой степенью гуманности и эффективности. Отсутствие наказаний, поощрение и развитие положительных качеств ребенка, разумный запрет на удовлетворение деструктивных потребностей – все это способствует эффективному и безболезненному формированию позитивной, активной и зрелой личности. Все эти методы и средства воспитания сочетаются с гуманным отношением к каждому ребенку, что при внимательном рассмотрении является единственно возможным способом эффективного воспитания полноценной и гармоничной личности.
1. Бабанский, Ю. К. Педагогика: Курс лекций / Ю. К. Бабанский. – М. : Просвещение, 2008.
2. Бердяев, Н. А. Судьба России / Н. А. Бердяев // сост. К. П. Ковалева. М. : Сов. писатель, 1990.
3. Болотина, Л. Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов / Л. Р. Болотина. – М. : Просвещение, 2007.
4. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала нового времени. – М. : Академия педагогических наук, 1990.
5. Ковалев, Н. Е. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов / Н. Е. Ковалев, Б. Ф. Райский, Н. А. Сорокин. – М. : Просвещение, 2007. – 386 с.
6. Козлов, Э. Петрова В, Хомяков И. Азбука нравственности [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://docplayer. com/121000046-3-klass-avtorskaya-programma-e-kozlova-v-petrovoy-i-homyakovoy-azbuka-nravstvennosti. html.
7. Корнетов, Г. Б. Гуманистическое образование. Традиции и перспективы / Г. Б. Корнетов. – М. : Международная педагогическая академия, 1993.
8. Макаренко, А. С. О воспитании / А. С. Макаренко // сост. В. С. Хелемендик. – М. : Политиздат, 1988.
9. Мухин, М. И. Гуманизм педагогики В. А. Сухомлинского / М. И. Мухин. М. : Педагогика, 1994.
10. Наумов, Н. Д. Философско-педагогические идеи В. А. Сухомлинского и их развитие во второй половине XX столетия / Н. Д. Наумов // София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. 2002. №5.
11. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. –М. : Педагогика, 1988. Ч. 1.
12. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бада. М. : Большая Российская энциклопедия, 2002.
13. Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения / И. Г. Песталоцци. М. : Педагогика, 1985.
14. Равкин, З. И. Сердце, отданное детям / З. И. Равкин // Народное образование. – 1982. – №1.
15. Родчанин, Е. Г. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах В. А. Сухомлинского / Е. Г. Родчанин, И. А. Зязюн. – М. : Педагогика, 1991.
16. Родчанин, Е. Г. Об идеалах В. А. Сухомлинского / Е. Г. Родчанин, И. А. Зязюн. – М. , Просвещение, 2001.
17. Сахаров, В. А. Сухомлинский В. А. и современность: К 85-летию со дня рождения педагога-гуманиста / В. А . Сахаров // Начальная школа. – 2002. – №9.
18. Сухомлинский, В. А. : Биобиблиография / Сост. А. И. Сухомлинская, О. В. Сухомлинская. – К. : Рад. шк. , 1987. – 255 с.
19. Сухомлинский, В. А. Антология гуманной педагогики / сост. Г. Д. Глейзер. М. : Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1997.
20. Сухомлинский, В. А. В размышлениях современных украинских педагогов : монография / сост. : О. В. Сухомлинская, А. Я. Савченко ; авт. кол. : О. В. Сухомлинская, А. Я. Савченко, В. С. Курило, И. Д. Бех и др. – Луганск : Изд-во ГУ «ЛНУ имени Тараса Шевченко», 2012. – 536 с.
21. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О. В. Сухомлинская. – М. : Педагогика 1990. – 288 с.
22. Сухомлинский, В. А. Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский. – М. , Просвещение, 2001.
23. Сухомлинский, В. А. Не только разумом, но и сердцем. . . / В. А. Сухомлинский. – М, Просвещение, 2006.
24. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. – М. , Инфра-М, 2009.
25. Сухомлинский, В. А. Письма к сыну / В. А. Сухомлинский. – М. : Просвещение, 1987.
26. Сухомлинский, В. А. Принципы школьного воспитания / В. А. Сухомлинский. – М. , Просвещение, 2001.
27. Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. – М. : Молодая гвардия, 1971.
28. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – Киев, 1974.
29. Сухомлинский, В. А. Хрестоматия по этике / В. А. Сухомлинский // сост. О. В. Сухомлинская. – М. , 1990