Введение
Младший школьный возраст представляет собой период активного становления самосознания и самооценки, что связано с включением ребенка в новую социальную среду, значимую и оцениваемую другими людьми деятельность. Способность оценивать свои качества и умение у младших школьников начинают определять его поведение. С возрастом самооценка как мотив поведения и деятельности начинают играть все большую роль в жизни ребенка и в формировании его личности. Адекватная самооценка у детей благоприятно влияет на все сферы жизни.
Семья традиционно считается одним из важнейших институтов воспитания, значимость которого определяется, прежде всего, тем, что ребенок в кругу семьи проводит большое количество времени. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Она способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. По силе и продолжительности своего влияния на личность ни одна система воспитания не может быть сопоставлена с семьей, поскольку именно в ней формируются процессы, направленные на развитие личности ребенка.
Важнейшим фактором, влияющим на формирование самооценки ребенка, стоит признать структуру семьи. Развитие ребенка в неполной семье происходит иначе, чем в полной семье. Ребенку, воспитывающемуся в условиях неполной семьи, иногда остро угрожает сложность формирования половой идентификации, односторонность воспитания. Часто одинокий родитель бывает не уверен в себе и в своих способностях воспитателя, от чего страдают дети. При отсутствии одного из родителей дети чувствуют себя в какой-то степени униженными, незащищенными, обделенными, что также негативно сказывается на уверенности детей в собственных силах. Дети с одним родителем зачастую становятся объектом насмешек и ведут замкнутый образ жизни. Данные явления негативно сказываются на самооценке детей младшего школьного возраста.
Вопросами психофизического и личностного развития учащихся младших классов занимались такие известные ученые как Т.В. Архиреева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, Е.Н. Каменская, В.С. Мухина, Д.Ф. Обухова, Д.И. Фельштейн, Д.Б. Эльконин и др.
Проблему влияния семьи на развитие личности ребёнка младшего школьного возраста в своих работах затрагивали такие ученые, как: А.Р. Кирюхина, З.И. Гадаборшева, А.В. Орлова, Э.А. Пирмагомедова, О.К. Таранина, А.Т. Фатуллаева и др.
1 Теоретический анализ проблемы влияния семьи на развитие личности ребёнка младшего школьного возраста
1.1 Особенности личности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст представляет собой возрастной этап, охватывающий период обучения детей в начальных классах школы с 6-7 до 10-11 лет. Младший школьный возраст является ответственным периодом школьного детства, полноценное проживания которого обусловливает уровень интеллекта и развития личности, умение учиться, уверенность в своих способностях и возможностях [1, с. 92].
В младшем школьном возрасте преобразовывается социальная ситуация развития. Ведущей деятельностью становится учебная деятельность, появляется социальный смысл учения, среди мотивов преобладает мотивация достижения. Также изменяется референтная группа, распорядок дня, формируется новая внутренняя позиция, преобразовывается система взаимоотношений ребенка с другими людьми [1, с. 93].
Поступление ребенка в школу связано с новым этапом их развития, в ходе которого учебная деятельность становится ведущей деятельностью. В качестве значимого продукта учебной деятельности выступает не только усвоение определенного спектра знаний, которое входит в содержание обучения, но и внутренние новообразования младшего школьника в мотивационно-смысловой сфере. В этот период формируется новая внутренняя позиция, преобразовывается система взаимоотношений ребенка с другими людьми [2, с. 82].
В младшем школьном возрасте ребенок приобретает новый статус, позицию ученика, которая характеризуется обязательностью, значимостью, высокой ответственностью. Младший школьник должен соблюдать дисциплину, ряд правил, подчинять свое поведению школьным требованиям. Изменение социальной ситуации развития заключается в выходе ребенка за пределы семьи и расширении круга значимых для него лиц [3, с. 52].
Ребенок младшего школьного возраста занимает особое (по сравнению с предыдущим возрастным периодом) положение в системе принятых в конкретном обществе отношений. К началу школьного обучения у детей активизируется процесс сознательного усвоения норм поведения, прав и обязанностей, тех нормативных знаний и нравственных чувств, которые возникают под влиянием оценки со стороны взрослого [3, с. 54].
Начало обучения в школе ведет к значительному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Привычный образ жизни ребенка изменяется и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями. По мнению О.О. Гониной, при поступлении в школу система отношений ребенка со взрослыми дифференцируется на две: «ребенок-учитель»
и «ребенок-родители», причем первая становится доминирующей, определяющей и отношения ребенка с родителями и его отношения со сверстниками [4, с. 67].
2 Результаты изучения самооценки младших школьников из неполных семей
2.1 Описание выборки, методов и дизайна исследования
С целью изучения самооценки младших школьников из неполных семей нами было проведено эмпирическое исследование.
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 47 г. Гомеля».
Характеристика выборки исследования. В исследовании приняли участие 30 учащихся 3-х классов. Выборку исследования составили 2 группы: младших школьников из неполных семей и 15 младших школьников из полных семей.
Методики исследования:
1. Методика «Лесенка» В.Г. Щур [31, с. 114].
2. Методика «Шкала детской Я-концепции» Пирса-Харриса [32, с. 335].
Краткое описание методик исследования.
1. Методика «Лесенка» В.Г. Щур
Цель: выявление уровня и характера самооценки у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Методика проводится в форме беседы. В качестве стимульного материала выступает нарисованная лесенка из 5 ступеней. Процедура исследования: ребенку предлагается поставит фигуру человечка (себя) на одну из 7 ступенек и объяснить свой выбор.
Уровень и характер самооценки младших школьников определяется по следующим критериям:
Неадекватно завышенная самооценка (7 ступенька). Ребенок, не раздумывая, ставит себя на самую верхнюю ступеньку. Объясняя свой выбор, говорит о том, что мама и воспитатель оценивают его так же; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослых.
Завышенная самооценка (5-6 ступенька). Ребенок после некоторого обдумывания ставит себя на одну из высоких ступеней. Объясняя свои действия, называет какие-либо свои недостатки, но объясняет их внешними причинами. Считает, что в некоторых случаях оценка взрослых несколько ниже его собственной.
Адекватная самооценка (4 ступенька). Ребенок, обдумав задание, ставит себя на 4 ступеньку; объясняя свои действия, ссылается на реальные ситуации и достижения; считает, что мама оценивает его на самой высокой ступеньке.
Заниженная самооценка (1-3 ступенька). Ребенок ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор или не объясняет, или указывает на наличие только недостатков, или ссылается на мнение взрослого (Приложение А).
Заключение
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что в младшем школьном возраст происходит развитие всех сфер личности, меняется социальная ситуация, формируется внутренняя позиция, преобразовывается система взаимоотношений ребенка с другими людьми, появляется произвольность психических процессов, осознанность, внутренний план действий, рефлексия и самоконтроль. В ходе учебной деятельности у младших школьников постепенно возрастает критичность, требовательность к себе, формируется самооценка.
На формирование самооценки ребенка оказывает влияние семья. Именно семья с помощью механизмов подкрепления, идентификации и понимания закладывает основы формирования личности и обеспечивает условия ее развития. В зависимости от стиля семейного воспитания у детей формируется тот или иной уровень самооценки. Родители, использующие демократический стиль способствуют формированию адекватной самооценки. Либеральный стиль воспитания приводит к тому, что ребенок на фоне вседозволенности имеет завышенную самооценку. Авторитарный стиль воспитания способствует формированию заниженной самооценки. У детей, имевших доверительные отношения с родителями, доминировала адекватная и устойчивая самооценка, а для детей из семей с регламентированным типом общения более характерна неустойчивая и неадекватная самооценка.
Развитие личности ребенка в неполной семье обусловлено негативным влиянием структуры и особенностей такого вида семьи. Неполная семья отличается психологической нагрузкой на одного из родителей по реализации родительских функций, бедностью коммуникативных контактов в семье. Если в полной семье мать реализует функции эмоционального фона семьи, создает благоприятную семейную атмосферу, выполняет задачу установления понимания, доверительности, эмоциональной близости, а отец выполняет функции нормативного контроля, осуществляет регуляцию поведения, то в неполной семье все эти функции пытается реализовать мать, что ей не всегда удается. Дети из неполных семей, в отличие от детей из неполной семьи, часто имеют ряд трудностей психологического характера, среди которых: затруднения полоролевой идентификации, повышенный риск дезадаптации личности, нарушения эмоциональной сферы и поведения, формирование чрезмерной привязанности к матери, снижение самооценки.
Проведенное эмпирическое исследование показало, что младшие школьники имеют разный уровень самооценки. Младшие школьники из неполных семей обладают преимущественно заниженной самооценкой, что свидетельствует о неблагополучии в личностном развитии. Младшие школьники из полных семей обладают преимущественно адекватной самооценкой, что свидетельствует о благоприятной линии развития личности. Сравнительный анализ показал, то на достоверном уровне уровень самооценки выше у младших школьников из полных семей, чем у младших школьников из неполных семей.
1 Трошина, Е.А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Е.А. Трошина// Вестник ЛГУ. – 2012. – № 2. – С. 89–94.
2 Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология / Е.Н. Каменская. – М.: Феникс, 2008. – 524 с.
3 Кулагина, И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина. – М.: Эксмо, 2009. – 456 с.
4 Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста / О.О. Гонина. – М.: Флинта, 2015. – 272 с.
5 Яковлева, М.В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников / М.В. Яковлева // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 151–155.
6 Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Академия, 2008. – 432 с.
7 Боцманова, М.Э. Показатели и уровни рефлексии в самооценке качеств личности в младшем школьном возрасте / М.Э. Боцманова, А.В. Захарова // Новые исследования в психологии. – 2003. – № 2 (29). – С. 35–39.
8 Фатуллаева, А.Т. Факторы, влияющие на развитие самооценки младших школьников / А.Т. Фатуллаева // Вопросы психологии. – 2010. – № 5. – С. 112–116.
9 Соколова, Е.Т. Влияние мотивационных конфликтов и когнитивной недифференцированности на устойчивость самооценки / Е.Т. Соколова, Е.О. Федотова // Вестник МГУ. – 2006. – № 1. – С. 85–88.
10 Ананьев, Б.Г. Проблемы возрастной психологии / Б.Г. Ананьев. – М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008. – 462 с.
11 Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Минск, 2010. –71с.
12 Пирмагомедова, Э.А. Формирование самооценки детей младшего школьного возраста и факторы, влияющие на ее развитие / Э.А. Пирмагомедова. – 2015. – № 2. – С. 110–112.
13 Борисова, О.И. Самооценка и факторы ее формирования / О.И. Борисова // Воспитание в контексте социализации: современные вызовы и практики. – Воронеж, 2019. – С. 55–59.
14 Гадаборшева, З.И. Влияние семейного воспитания на развитие самооценки у детей / З.И. Гадаборшева, А.В. Ажиев // Актуальные проблемы современной семь. – Грозный: Общество с ограниченной ответственностью «АЛЕФ», 2021. – С. 184–187.
15 Гогицаева, О.У. Детско-родительские отношения и самооценка подростка / О.У. Гогицаева // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – № 3. – С. 183–187.
16 Кирюхина, А.Р. Детско-родительские отношения как фактор развития идентичности ребенка / А.Р. Кирюхина // Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Симферополь, 2020. – С. 17–26.
17 Таранина, О.К. Влияние стилей семейного воспитания на формирование самооценки личности ребенка / О.К. Таранина // Национальная безопасность и молодежная политика. – Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2021. – С. 149–154.
18 Орлова, А.В. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности детей дошкольного возраста // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – №8 (62). – С. 111–114.
19 Хадаева, Р.А. Семья как фактор формирования социальной уверенности и самооценки ребёнка в семье / Р.А. Хадаева, М.А. Астамирова // Актуальные проблемы современной семьи. – Грозный: Общество с ограниченной ответственностью «АЛЕФ», 2021. – С. 617–621.
20 Юлусова, О.В. Актуальные проблемы социального воспитания ребенка в неполной семье / О.В. Юлусова // Вестник МГОУ. – 2012. – № 1. – С. 64–69.
21 Древоленко, Э.Э. Неполная семья в современном обществе / Э.Э. Древоленко, Т.В. Андриянова // Актуальные проблемы современной науки. – Владикавказ: Мавр, 2019. – С. 64–68.
22 Слепкова, В.И. Психология семьи / Авт.-сост. В.И. Слепкова. – Минск: Харвест, 2006. – 496 с.
23 Митина, Л.Л. Особенности психического развития личности ребенка в полной и неполной семье / Л.Л. Митина // Академический журнал Западной Сибири. – 2012. – № 5. – С. 6–7.
24 Курагина, Г.С. Особенности социализации детей из неполных семей / Г.С. Курагина // Академия проф. образования. – 2015. – № 7. – С. 47–52.
25 Дементьева, И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И.Ф. Дементьева // Социс. – 2001. – № 11. – С. 25–29.
26 Зуев, К.Б. Психологические особенности подростков из неполных семей / К.Б. Зуев // Вестник ТГУ. – 2009. – № 324. – С. 54–58.
27 Джиоева, О.Ф. Влияние неполной семьи на личностное развитие ребенка / О.Ф. Джиоева, М.Р. Калабекова // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. – 2015. – № 5-3. – С. 76–79.
28 Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 542 с.
29 Кон, И.С. Современное отцовство: мифы и проблемы / И.С. Кон // Семья и школа. – 2003. – № 4. – С. 17–20.
30 Френкель, М.В. Особенности развития личности подростка в условиях полной и неполной семьи / М.В. Френкель // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – № 3. – С. 128–132.
31 Кухтерина, Г.В. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников / Г.В. Кухтерина. – Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2014. – 180 с.
32 Гуревич, К.М. Психологическая диагностика / К.М. Гуревич. – СПб.: Питер, 2008. – 652 с.