Педагогическая фасилитация как средство личностного развития старших школьников
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Педагогическая фасилитация как средство личностного развития старших школьников»
по дисциплине: «Педагогика и психология»
2022
23.00 BYN
Педагогическая фасилитация как средство личностного развития старших школьников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика и психология
Организация: СШ №25, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 19.
В работе имеется только 1 глава.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретическое обоснование педагогической фасилитации личностного развития старших школьников в процессе обучения
1.1 Способы педагогической фасилитации личностного развития старших школьников в истории школы и педагогической мысли
1.2 Особенности процесса личностного развития учащегося в старшем школьном возрасте
Выводы по главе 1
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
С точки зрения соответствия современным направлениям научно-педагогического поиска, данная работа является актуальной, так как целью Программы непрерывного воспитания детей и молодёжи является создание условий для формирования разносторонне развитой, нравственно и социально зрелой, творческой личности обучающегося: «Сформированность психологической культуры обучающихся; наличие у обучающихся стремлений к самопознанию, самосовершенствованию и самореализации; развитие эмоционально-ценностной сферы личности, реализация творческого потенциала обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности; сформированность умений и навыков эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности; повышение психологической компетентности, развитие коммуникативных способностей обучающихся» [17, с. 3].
С точки зрения значимости работы для педагогической практики, данная работа является актуальной. Согласно результатам исследования, проведённого Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь в 2019 году, 18,2% подростков и молодёжи в возрасте 14-19 лет имели депрессивную симптоматику от лёгкой до тяжёлой степени по шкале Бека. По сравнению с показателями в других странах Европы, это высокий показатель (7,1% Венгрия, 7,6% Австрия, 7,6% Румыния, 7,9% Эстония, 8,5% Ирландия, 8,6% Испания, 9,2% Италия и пр.). Шансы подростков с «высоким» уровнем личностной тревожности иметь депрессивную симптоматику были в 2,38 раза. У подростков, у которых не было целей в жизни, шансы развития депрессии были в 1,97 раза выше, чем у тех, кто имел цели в жизни. По результатам исследования проблем психического здоровья и суицидального поведения подростков в Республике Беларусь (ЮНИСЕФ, 2019), одной из главных причин суицида среди подростков является невозможность найти место в жизни (36,3%) [13].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФАСИЛИТАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Способы педагогической фасилитации личностного развития старших школьников в истории школы и педагогической мысли
Понятие педагогической фасилитации впервые оформилось в русле личностно-ориентированной педагогики. Личностно ориентированная педагогика «относится к человеку как к цели, а не как к средству, поэтому строит отношения сотрудничества, сотворчества, т.е. ненасилия. Она делает акцент на свободе личности, заботится о становлении его духовно-нравственного мира» [16, с. 7].
Личностно-ориентированный подход в обучении представляет собой такой подход в обучении, при котором в основе заложена самобытность личности ребенка, выраженная субъективность учения [10].
Личностно-ориентированное образование представляет собой такое «образование, которое позволяет обеспечивать развитие, а впоследствии и саморазвитие личности учащегося, на основе выявленных индивидуальных особенностей» [9, с. 32].
Соответственно цель личностно-ориентированного подхода заключается в том, чтобы в ребенке оказались заложены механизмы саморегуляции, саморазвития, а также эффективной адаптации, которые нужны для формирования его уникального опыта.
1.2 Особенности процесса личностного развития учащегося в старшем школьном возрасте
Проблема личностного развития ребёнка рассматривалась в персоналистической теории. В качестве наиболее выдающихся представителей следует указать А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Фромма.
В теории А. Маслоу ключевым понятием является самоактуализация, как «определенная наивысшая ступень в реализации человеком своего потенциала» [12, с. 86]. В педагогике актуализировать означает извлекать, востребовать спрятанные, заложенные в сознание от природы нравственные ценности, делать их значимыми для личности. А. Маслоу писал, что самоактуализация означает «желание человека самоосуществиться, а именно – его стремление стать тем, чем он может быть». Согласно А. Маслоу, тенденция к самоактуализации составляет сущность, ядро личности, т.е. стремление человека постоянно воплощать, реализовывать, опредмечивать себя, свои способности, свою сущность. Но реализовать, воплотить себя человек может только в деятельности. Человек самореализуется в деятельности, и содержание потребности в деятельности и потребность в самореализации являются едиными для личности.
Проблема личностного развития ребёнка также раскрыта в теории К. Роджерса. Основные положения теории К. Роджерса состоят в том, что, во-первых внутренняя природа (или сущность) человека позитивна, конструктивна и социальна и, во-вторых, эта природа начинает обнаруживать и проявлять себя в человеке каждый раз, когда в его взаимоотношениях с другим человеком (или другими людьми) существует атмосфера безусловного позитивного принятия, эмпатического понимания и конгруэнтного самопредъявления [19, с.38].
Выводы по главе 1
1. Педагогическая фасилитация рассматривается в русле личностно-ориентированной педагогики. Педагогическая фасилитация как процесс рассматривается как облегчение и усиление продуктивности образования, обучения и воспитания, развитие субъектов педагогического взаимодействия за счет их стиля общения и особенностей личности педагога и учащегося. Педагогическая фасилитация рассматривается также как функция стимулирования, инициирования и поощрения саморазвития и самовоспитания учащихся в процессе учебной деятельности за счет взаимодействия педагога и обучаемых, их особого стиля общения и особенностей личности педагога. Педагогическая фасилитация как профессионально значимое качество рассматривается как способность педагога осознанно и искренне сопереживать состоянию учащихся, принимать их на безоценочной основе и помогать им раскрыть собственные личностные ресурсы.
2. Старший школьный возраст – завершающая стадия ступени персонализации. Главные новообразования в старшем школьном возрасте – саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни. Новообразование личности в старшем школьном возрасте – личная идентичность – чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства, совокупности представлений о себе как представителе разных социальных ролей.
1. Адонина, Л. В. Педагогическая фасилитация и ее составляющие / Л. В. Адонина, А. В. Вишнякова и Т. Б. Кузёма // E-Scio. – 2020. – №1. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-fasilitatsiya-i-eyo-sostavlyayuschie.
2. Архипова, А. Ю. Я – концепция в юношеском возрасте / А. Ю. Архипова // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). – СПб. : Реноме, 2011. – С. 16-18.
3. Бондаревская, Е. В. Вариативность стратегии личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. – № 1. – С. 63-73.
4. Брутова, М. А. Социальная педагогика: учеб.- метод. пособие / сост. М. А. Брутова, А. Н. Буторина; Сев.(Арктич.) федер. ун – т им. М. В. Ломоносова. – Архангельск : ИПЦ САФУ, 2013. – 76 с.
5. Газман, О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная неувязка / О. С. Газман // Новейшие ценности образования: десять концепций и эссе. – М. : Инноватор, 1995. – 58 с.
6. Донцов, Д. А. Психологические особенности юношеского возраста / Д. А. Донцов, М. В. Донцова // Образовательные технологии. – 2013. – № 2. – С. 25–37.
7. Колесникова, И. А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – М. : Аспект-пресс, 2006. – 120 с.
8. Крылова, Н. Б. Проблема индивидуализации ребенка в образовании: преодоленные и не преодоленные барьеры / Н. Б. Крылова // Новые ценности образования – 2007. – №1. – С.183 – 198.
9. Кузнецов, М. Е. Педагогические основы личностно-ориентированного образовательного процесса в школе : монография / М.Е. Кузнецов. – Новокузнецк, 2010. – 342 с.
10. Кузнецова, Т. В. Личностно-ориентированный подход к обучению младших школьников / Т. В. Кузнецова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2012. – №1. – С. 50-51.
11. Малютина, Т. В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском возрасте / Т. В. Малютина // Омский научный вестник. – 2014. – №2. – С.129-133.
12. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. – СПб.: Евразия, 1997. – 340 с.
13. Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Мин. здравоохранения. Респ. Беларусь, Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ) в Респ. Беларусь – Минск, 2019. – Режим доступа : https://www.unicef.by/uploads/models/2020/06/otchet-suicidalnoe-povedenie-podrostkov.pdf.
14. Михайлова, Н. Н. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А.Александрова и др.– М. : Изд. центр МИРОС, 2001. – 208 с.
15. Мухина, Ю. И. Самооценка как форма проявления самосознания / Ю. И. Мухина // Вопросы науки и образования. – 2018. – №1. – С. 12-17.
16. Перетятько, Г. И. Теоретические аспекты личностно-ориентированного обучения / Г. И. Перетятько. – 2014. – 93 с.
17. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 31 декабря 2020 г. № 312 «Об утверждении программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи» (2021-2025 гг.). – Минск, 2020.
18. Преснякова, В. Н. Особенности личностно-ориентированного образования в школе / В. Н. Преснякова, Е. А. Ромашева // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2016. – №1. – С.119-123.
19. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. – М.: Прогресс, 1998. – 412 с.
20. Роджерс, К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Моногра¬фия. / Пер. с англ. О. Кондрашовой, Р. Кучкаровой. - М: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.— 464 с.
21. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. – М. : ИК «Логос», 2009. – 272 с.
22. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий / Под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Проспект, 2011. – 200 с.
23. Фромм, Э. Величие и ограниченность теории З. Фрейда / Э. Фромм. – М. : ACT, 2000. – 448 с.
24. Шахматова, О. Н. Педагогическая фасилитация: особенности формирования и развития / О. Н. Шахматова // Профессиональное образование: Приложение: «Новые педагогические исследования». – 2006. – №3. – 120 с.
25. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская. – М. : Сентябрь, 2000. – 176 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 19.
В работе имеется только 1 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты