Формирование умений звуко-буквенного анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на занятиях обучению грамоте
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование умений звуко-буквенного анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на занятиях обучению грамоте»
по дисциплине: «Логопедия»
2022
45.00 BYN
Формирование умений звуко-буквенного анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на занятиях обучению грамоте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Тема: «Зимняя сказка».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОНР НА ЗАНЯТИИ ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
1.1 Определение понятия процесса звуко-буквенного анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста
1.2 Особенности нарушения звуко-буквенного анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
1.3 Методические аспекты формирования звуко-буквенного анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА НА ЗАНЯТИЯХ ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
2.1 Методические рекомендации к использованию комплекса упражнений по формированию умений звуко-буквенного анализа и синтеза для детей с ОНР старшего дошкольного возраста
2.2 Комплекс упражнений по формированию умений звуко-буквенного анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях обучению грамоте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, для школьника - средством успешного обучения в школе. Для дошкольника, речь - способ познания действительности.
Период дошкольного обучения особенно важен для усвоения устной речи, так как основы речевого навыка закладываются в раннем возрасте, и положительные результаты будут только в том случае, если ему предшествовала долгая и кропотливая работа воспитателя, родителей и детей.
Общее недоразвитие речи (А.Н. Гвоздев, И. А. Сикорский, Н.Х. Швачкин, Б. Китерман) определяют как нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем [4, с. 67].
Принципиально важное значение для развития речи и овладения письмом и чтением имеет сознательный анализ составляющих её звуков. Умение выделять фонемы в слове и правильно их дифференцировать является одним из самых необходимых условий развития звукового анализа и синтеза. Для правильного протекания звукового анализа и синтеза необходимо и ещё одно условие – умение представить звуковую структуру слова в целом, а затем, анализируя ее выделить звуки, сохраняя и фиксируя как количество, так и правильный порядок их в слове [28, с. 65].
Звуково-буквенный анализ и синтез играет важную роль в жизни человека, в его трудовой и познавательной деятельности, составляет основу ориентировки человека в окружающей его действительности.
Проблема развития навыков звукового анализа и синтеза актуальна еще и тем, что без овладения этим навыком на достаточно высоком уровне невозможно полноценное овладение письмом и чтением т.к. русское письмо является звуковым.
Анализ слова на составляющие его звуки представляет сложную психическую функцию, требующую высокого уровня развития аналитико-синтетической деятельности. У детей с речевыми нарушениями именно эта форма языкового анализа и синтеза оказывается наиболее нарушенной, что влечёт за собой нарушения чтения и письма. Самое это недоразвитие не проходит, важно построить коррекционную работу.
В связи с этим развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза одно из основных направлений в коррекционном обучении дошкольников с ОНР [22].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОНР НА ЗАНЯТИИ ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
1.1 Определение понятия процесса звуко-буквенного анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста
В педагогической и психологической литературе процесс овладения звуковым строем русского языка детьми дошкольного возраста изучен и описан достаточно полно в работах А.Н. Гвоздева, В.И. Бельтюкова, Д.Б. Эльконина, М. Е. Хватцева, Е. И. Радиной.
Л.С. Волкова говорит о том, что в усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.
По мнению М.М. Алексеевой и Б.И. Яшиной, развитие восприятия звуковой структуры речи связано с формированием у ребёнка фонематического слуха или фонематического восприятия, что по данным многих современных исследователей одно и то же, так как изучением этого вопроса занимают специалисты разных областей знаний [10, с. 54].
А.Н. Гвоздев считает, что функция слухового анализатора ребёнка формируется рано, значительно раньше, чем речедвигательного. Уже на второй неделе жизни ребёнок, услышав звуки голоса, перестаёт сосать грудь; прекращает плакать, когда с ним начинают разговаривать. Он рано различает звуки человеческого голоса и отвечает на этот раздражитель в зависимости от интонации либо улыбкой, либо плачем.
С 6 месяцев путём подражания произносит отдельные фонемы, слоги, подражания тону, темпу, ритму, мелодике и интонации.
К 2-м годам дети начинают различать слова-квазиомонимы (паронимы). К этому возрасту заканчивается формирование фонематического слуха, о чём свидетельствует фонематическое различение ребёнком всех звуков родного языка. Он способен различать на звук слова, отличающиеся одной фонемой.
Н.Х. Швачкин процесс восприятия речи делит на 2 стадии: дофонемная (от рождения до 1 года) и фонемная (соответственно после года).
Дофонемная стадия. Ребёнок не различает фонем, звуко-слогового состава слова. На этом этапе звуковой комплекс ребёнка имеет несколько значений. Иначе говоря, до 1 года семантическую нагрузку несёт не фонема, а интонация, ритм, общий звуковой рисунок слова. Причём до 6 месяцев интонация играет ведущую роль, а на 6-м месяце семантическую направленность получает ритм [1].
Фонемная стадия. «Фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения». До этого момента ребёнок узнавал слова по звуковому рисунку, а с этого момента начал различать фонемы. Сначала контрастные, затем сложные и последними различает акустически близкие.
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА НА ЗАНЯТИЯХ ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
2.1 Методические рекомендации к использованию комплекса упражнений по формированию умений звуко-буквенного анализа и синтеза для детей с ОНР старшего дошкольного возраста
Одной из важнейших задач, которую ставит перед собой система дошкольного образования, является формирование и развитие у ребенка грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи. Ведь именно речевой слух и фонематическое восприятие создают основу для овладения грамотой, а, значит, способствуют более успешному обучению в школе. Теория и практика воспитательной работы полностью доказывает нам тот факт, что именно от развития фонематических процессов зависит становление речи в целом. В научно-исследовательских трудах, связанных с изучением звукобуквенного анализа, говорится о том, что восприятие речи и овладение ее звуковой стороной непосредственно связаны со уровнем развития фонематического слуха. Правильное воспроизведение речи обеспечивается, прежде всего, за счёт развития физического слуха, а также слухового внимания [16, с. 57].
Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте.
С другой стороны, навыки звукобуквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу способствуют закреплению навыков произношения и усвоению сознательного чтения и письма.
Конечно, звуковой анализ и синтез слогов и слов - один из этапов логопедической работы. Но он вызывает наибольшие трудности в процессе обучения детей, а особенно детей с общим недоразвитием речи, в связи с нарушением у детей фонематического восприятия. Именно оно создаёт в дальнейшем благоприятные условия для развития таких операций, как четкое отделение одного звука от другого, установление последовательности этих звуков, определение места каждого звука и др. А так же является важной частью работы по предупреждению дисграфии у дошкольников [17].
Реализуя систему работы по формированию звукового анализа слова важно опираться на работу с упражнениями, которые помогут преодолеть имеющиеся трудности у старших дошкольников на занятиях по грамоте.
Логопедическая работа с использованием упражнений проходит определенные этапы формирования:
а)с опорой на вспомогательные средства;
б)в речевом плане, исключая зрительные опоры, - только проговаривание;
в)во внутреннем плане.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения речевого недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Проблема формирования звуко-буквенного анализа и синтеза слова является актуальной задачей педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста. Так как не сформированность звуко-буквенного анализа и синтеза влечёт за собой дальнейшие проблемы в обучении.
Уровень звуко-буквенного анализа и синтеза дошкольников с ОНР отстает от уровня развития детей с нормой. Им сложно определить первый звук в слове, определить место звука в слове и крайне сложно определить количество звуков в слове, составить слово из заданных звуков, подобрать слова с заданным количеством звуков т.к. эти навыки требует специального обучения. Для них составляет большую сложность составление слова из звуков, данных в правильной последовательности и, тем более, данных в нарушенной последовательности, т.к. эти навыки тоже требуют специального обучения.
После изученной нами литературы, мы проанализировали направления коррекционной работы, а также игры и конспекты занятий, которые помогут учителям-дефектологам и детям достичь хороших результатов в образовании. Подготовленые нами конспекты занятий предусматривает развитие круга знаний и представлений об окружающем, развитие словаря, звуково-буквенного анализа и синтеза, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.
1. Александрова, Т.В. Живые звуки или фонетика для дошкольников» / «Ребёнок в детском саду. – 2005. – №5. – 121 с.
2. Алтухова, Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб. : Лань, 1999. – 198 с.
3. Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания / Г.А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская. – СПб. : «Каро», 2002. – 193 c.
4. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для пед. вузов / Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 292 c.
5. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно–логопедическая работа в до- школьных учреждениях для детей с нарушением речи / Ю.Ф. Гаркуша. – М. : Сфера, 2008. – 128 с.
6. Гвоздев, А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка / А. Н. Гвоздев. – М. : Сфера, 2007 – 34 с.
7. Гербова, В.В. «Развитие речи старших дошкольников в детском саду»- М. : «Просвеш 2008. – 298 с.
8. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи дошкольников и учащихся начальных классов. М.: Владос. 2001. – 217 с.
9. Жовницкая, О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников / О. Н. Жовницкая. М.: Начальная школа, 2001. – № 11. – 76 с.
10. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб. - метод. пособие. – М.: Соц. журн., 1994. – 298 с.
11. Журова, Л.Е. Обучение грамоте детей в детском саду / Л.Е. Журова. – М.: «Вентана-Граф», 2010. – 160 c.
12. Журова, Л.Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста / Л.Е. Журова // Вопросы психологии. – № 3. – 2007. – 98.
13. Ковшиков, В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы.- СПб.: КАРО, 2006. – 145 с.
14. Колесникова, Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. – М.: «Ювента», 2009. – 80 с.
15. Колесникова, Е.В. «Развитие фонематического слуха у дошкольников». М. : изд. «Ювента» 2005. – 198 с.
16. Колесникова, Е.В. Программа по подготовке к обучению грамота детей дошкольного возраста «От звука к слову» (авторская программа) изд. 2 – е. М. : Изд. «Ювента», 2001г. - с. 18 6.
17. Куликовская, Т.А. «Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи» ООО изд-во АСТРЕЛЬ М. : 2009. – 217 с.
18. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб, 1999. – 160 с.
19. Мазанова, Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза / Е. В. Мазанова. – М. , 2006. – 187 с.
20. Репина, З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / З. А. Репина. – Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2008. – 378 c.
21. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С. Н. Сазонова. – М.: «Академия», 2007. – 144 с.
22. Трубникова, Н.М. Логопедическая работа с детьми, имеющими разные формы речевой патологии: Учебно-методическое Урал.гос. пед. ун-т. / Н. М. Трубникова. – Екатеринбург, 2005. – 94 с
23. Ткаченко, Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа / Т.А. Ткаченко. – СПб. , 1998. – 32 с.
24. Филичева, Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение / Т. В. Филичева, Т. В. Туманова. – М. , 1999. – 319 c.
25. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: Учебно - методическое пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: «Гном-Пресс», 2001. – 80 с.
26. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: «Альфа», 1993. – 87 с.
27. Филичева, Т.Б. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. – М.: «В.Секачев», 2016. – 196 с.
28. Чиркина, Г.В. Основы коррекционного обучения / Г. В. Чиркина // Хрестоматия по логопедии. Т.1. – М. : ГИЦ ВЛАДОС, 1997. – 87 с.
29. Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменной речи детей / Д. Б. Эльконин. – М. : ИТНОР, 1998. – 112 с.
.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Тема: «Зимняя сказка».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты