Психологические особенности проявления любви к родителям в дошкольном и подростковом возрасте
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психологические особенности проявления любви к родителям в дошкольном и подростковом возрасте»
по дисциплине: «Психология и педагогика»
2022
45.00 BYN
Психологические особенности проявления любви к родителям в дошкольном и подростковом возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология и педагогика
Организация: Средняя школа № 53, ГУО (г. Гомель)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты по методике «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП) (О.А. Карабанова, П.В. Трояновская).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты по методике изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument – РARI) (ответы матерей).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Исследование проблемы детско-родительских отношений в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Возрастные особенности подростков
1.3 Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте
Выводы
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛЮБВИ К РОДИТЕЛЯМ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Особенности отношения к родителям у подростков
2.3 Рекомендации родителям по улучшению отношений с подростками
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Семья на протяжении длительного времени играет одну из определяющих ролей в формировании личности ребенка, однако на каждом возрастном этапе роль и значение семьи меняются и имеют свои специфические особенности.
В подростковом возрасте отношения с родителями переходят на качественно новый этап. Специфика взаимоотношений «семья – подросток» обусловлена в первую очередь задачами формирования и осознания подростком своей идентичности, коренными преобразованиями мотивационной сферы. У подростка одновременно сосуществуют два типа потребностей: потребности в автономии, уважении, самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семейному «мы».
Взаимоотношения подростков с родителями имеют свои особенности. Прежде всего, семейные взаимоотношения подростка имеют свою историю, накопленный опыт общения, родительских воздействий, иногда ошибок и просчетов, совершенных родителями на прежних этапах воспитания. Семья является разновозрастной группой, в которой подросток приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола. Влияние семьи на подростка охватывает все стороны его личности (аффективную, когнитивную, поведенческую), продолжается практически непрерывно (с рождения и на протяжении всей жизни, в любое время года, суток и т. д.) и ощущается даже тогда, когда ребенок находится за пределами дома.
Характер складывающихся отношений и степень их воздействия на подростка зависят от множества факторов. Это, во-первых, сложившиеся к этому времени индивидуальные личностные свойства подростка, представляющие собой результат сложного взаимодействия генетических (унаследованных от родителей и прародителей) и средовых факторов. Во-вторых, «семейные» факторы, в частности психологическая атмосфера в семье в целом, включающая эмоциональные, ролевые и коммуникативные аспекты взаимоотношений, а также психосоциальные качества родителей, стиль семейного воспитания, характер взаимоотношений с братьями и сестрами, материальное и социальное положение семьи, уровень образования родителей и многое другое. В-третьих, нельзя не учитывать и собственную активность подростка. Он – не просто продукт воспитания, он сам осмысливает семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. Социальный опыт, получаемый в семье, активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности.
Семейные отношения подростка охватывают его взаимоотношения с родителями, братьями и сестрами, другими членами семьи.
К теме детско-родительских отношений в последние годы обращаются многие авторы (А.Спиваковская, А.Захаров, Ю.Гиппенрейтер, М.Буянов, З. Матейчик, Г.Хоментацкис, А.Фромм, Р.Снайдер и др.).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Исследование проблемы детско-родительских отношений в отечественной и зарубежной психологии
Детско-родительские отношения представляют собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей. Именно отношения с родителями являются фундаментом для установления и создания всех других социальных связей ребенка. Кроме того, они играют центральную роль в развитии самосознания – ребенок приобретает опыт отношения не только к другим, но и к самому себе [14].
Рассмотрим подходы специалистов различных школ и направлений к рассмотрению детско-родительских отношений.
Выделяют три группы подходов к пониманию роли и содержания детско-родительских отношений: психоаналитическая, бихевиористская, гуманистическая.
Представители психоаналитического направления большое значение придавали раннему опыту взаимодействия родителей с детьми. Именно первые три стадии развития личности, по мнению З. Фрейда, имеют ключевое значение, общение с родителями на разных возрастных этапах влияет на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и неудачи адаптации впоследствии проявляются характерными проблемами уже взрослого человека. В работах А. Фрейд, З. Холла, К. Хорни, Дж. Боулби, Э. Эриксона, и др. подчеркивалась важность ухода за детьми в раннем возрасте и гуманного к ним отношения.
Э. Эриксон пришел к заключению о более рациональной адаптации человека к социальному окружению, о необходимости для каждого индивида решать скорее не психосексуальные, а психосоциальные конфликты, 8 преодолевать жизненные трудности. При этом в ранние годы человек испытывает существенное влияние со стороны семьи, а позже – со стороны более широкого социального окружения: одноклассников, соседей, школы и других социальных институтов, культурных и исторических условий [6, c. 704].
Точка зрения Э. Фромма на особенности материнской и отцовской любви, на роль матери и отца в воспитании детей получила широкое признание. Он считал, что материнская любовь безусловна: ребенка любят просто за то, что он есть, материнской любви не нужно добиваться. Мать должна быть жизнерадостной, не быть тревожной, и тогда она сможет передать ребенку ощущение безопасности. Отцовская же любовь по сравнению с материнской – обусловленная, ее нужно и можно заслужить успешным выполнением обязанностей, порядком в делах, дисциплинированностью.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛЮБВИ К РОДИТЕЛЯМ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования направлена на то, чтобы выявить психологические особенности проявления любви к родителям в подростковом возрасте.
Задачи:
- подобрать психодиагностические методики.
- выявить психологические особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте.
- установить различия между отцами и матерями в исследовании родительского отношения.
- предложить рекомендации родителям по улучшению детско-родительских отношений с подростками
База исследования: Государственное учреждение образования «Средняя школа № 53 г. Гомеля».
Выборка эмпирического исследования: 10 отцов и 10 матерей и 20 подростков.
Методики исследования:
1. Методика исследования родительского отношения (PARI). Авторы – американские психологи Э.С. Шефер и Р.К. Белл. В России адаптировал Т. В. Нещерет.
2. Методика «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП).
Охарактеризуем указанные методики:
Методика исследования родительского отношения (PARI) направлен на изучение отношения родителей (в основном матерей) к различным аспектам семейной жизни (семейной роли). Авторы – американские психологи Э.С. Шефер и Р.К. Белл. В России адаптировал Т. В. Нещерет.
Тест PARI содержит 115 утверждений о семейной жизни и воспитании детей. Каждая из 23 шкал имеет пять вопросов для различных аспектов отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 шкал описывают отношение к семейным ролям, а 15 относятся к отношениям между родителями и детьми. Эти 15 характеристик разделены на следующие 3 группы: 1 – оптимальный эмоциональный контакт, 2 – чрезмерная эмоциональная дистанция от ребенка, 3 – чрезмерное внимание к ребенку.
Наиболее полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений можно определить с методики «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП). Она содержит 19 шкал, которые объединены в следующие группы:
1. Блок шкал, описывающий особенности эмоциональных отношений родителя и подростка.
2. Блок шкал, описывающий особенности общения и взаимодействия.
3. Блок контроля.
4. Блок противоречивости/непротиворечивости отношений.
5. Дополнительные шкалы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детско-родительские отношения представляют собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей. Именно отношения с родителями являются фундаментом для установления и создания всех других социальных связей ребенка. Детско-родительские отношения играют центральную роль в развитии самосознания.
Теоретический анализ позволил выяснить, что проблемами подросткового возраста занимались Д.И. Фельдштейн, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, М. Кае, З. Фрейд и другие. Этот возраст является одним из трудных и критическим, имеет важное значение в становление личности. Личность подростка характеризуют следующие особенности: подростковый кризис, когда ломка старых психологических структур приводит к взрыву непослушания, грубости, трудновоспитуемости ребенка; неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций; повышенная эмоциональность, противоречивость, эгоцентризм; самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности через трудности во взаимоотношениях с взрослыми, негативизм, упрямство, протест против диктата взрослых; ведущая деятельность – общение со сверстниками, поиск «своей» компании, формирование собственных взглядов, самостоятельный выбор референтной группы; формирование рефлексии, я-концепции, самосознания, самооценки; центральное личностное новообразование – возникает «чувство взрослости»; второе психологическое рождение ребенка – «страх потери я» (быть самим собой со своим неповторимым душевным миром или быть вместе с людьми, друзьями, быть, как они).
В подростковом возрасте проблема детско-родительских отношений стоит остро. Все физиологические особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны с развитием психики и уровнем отношений. Появление психических новообразований сопряжено со сложностями перехода из состояния детскости во взрослую жизнь. Подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к негативным всплескам и возникновению конфликтов. В этом возрасте ломаются и перестраиваются прежние отношения подростка к самому себе, к окружающим и окружающему миру в целом.
С целью выявления психологических особенностей проявления любви к родителям в подростковом возрасте нами было организованно эмпирическое исследование на базе Государственного учреждения образования «Средняя школа № 53 г. Гомеля». В исследовании приняли участие 10 отцов и 10 матерей и 20 подростков.
Для выявления психологических особенностей проявления любви к родителям в подростковом возрасте нами были использованы следующие диагностические методики: методика исследования родительского отношения (PARI). Авторы – американские психологи Э.С. Шефер и Р.К. Белл. В России адаптировал Т. В. Нещерет и методика «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП).
1. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М. : Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. – 254 с.
2. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб. : Евразия, 2000. – 320 с.
3. Ковалев, С. В. Психология семейных отношений / С. В. Ковалев. – Москва : Педагогика, 1997. – 160 с.
4. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М. , Просвещение, 1989. – 256 с.
5. Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1992. – 244 с.
6. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб. , 2000. – 273 с.
7. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т. А. Куликова. – М. , 1999. – 430 с.
8. Кэмпбелл, Р. Как любить своего подростка / Р. Кемпелл. – СПб. : Мирт, 2001. – 157 с.
9. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – М. : Питер, 1999. – 243 с.
10. Махов, Ф. С. Кого мы растим. О материнском и отцовском воспитании / Ф. С. Махов. – М. , 2001. – 252 с.
11. Минияров, В. М. Психология семейного воспитания / В. М. Минияров. – М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 256 с.
12. Могилевская, Г. Л. Семейный климат / Г. Л. Могилевская. – М. : Знание, 1999. – 136 с.
13. Морозов, И. В. Роль отца в жизни каждой девочки / И. В. Морозов // Психол. журн. – 2011. – С. 29-33.
14. Островская, Л. Ф. Каким растет ваш ребенок / Л. Ф. Островская. – М. , 2002. – 210 с.
15. Райгородский, Д. Я. Подросток и семья / Д. Я. Райгородский. – Самара : Издат. Дом БАХРАХ, 2002. – 656 с.
16. Реан, А. А. Психология подростка. Психологическая энциклопедия. Полное руководство для психологов, педагогов и родителей / Под ред. А. А. Реана, СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. – 298 с.
17. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога / Е. И. Рогов. – М. : Владос, 1998. – Кн. 2. – С. 144.
18. Рубенштейн, С. А. Основы общей психологии / С. А. Рубинштейн. – СПб. : Питер Ком, 1999. – 314 с.
19. Синягина, Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н. Ю. Синягина. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 96 с.
20. Слободчиков, Л. С. Психология человека / Л. С. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М. : Лига Пресс, 1996. – 254 с.
21. Солдакова, Т. И. Общая психология / Т. И. Солдакова // Психологический журнал. – 2009. – С. 48-51.
22. Спиваковская, А. С. Профилактика детских неврозов / А. С. Спиваковская – М. , 2008. – 314 с.
23. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. – М. : Наука, 2000. – 267 с.
24. Столин, В. В. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультативной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М. , 1989. – С. 16-37.
25. Столин, В. В. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина; Науч. -исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 1989. – 270 с.
26. Хорни, К. Женская психология: пер. с англ. – СПб. : Восточно-Европейский институт психоанализа, 1993. – 222 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты по методике «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП) (О.А. Карабанова, П.В. Трояновская).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты по методике изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument – РARI) (ответы матерей).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты