Развитие декоративного творчества у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие декоративного творчества у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности»
по дисциплине: «Теория и методика изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»
2022
45.00 BYN
Развитие декоративного творчества у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Организация: Ясли-сад № 284, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Мониторинг по выявлению уровня сформированности знаний и умений детей по декоративно-прикладному искусству.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест «Круги».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Конспекты образовательной деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Рисунки детей.
Поделиться
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогическое обоснование понятий – «творчество», «декоративное творчество»
1.2 Особенности декоративного творчества у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
1.3 Педагогические условия развития декоративного творчества детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ДЕКОРАТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Организация и методы исследования особенностей декоративного творчества у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Методика развития декоративного творчества у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности (на занятиях рисованием)
2.3 Результаты эффективности экспериментального исследования
Выводы по второй главе
Заключение
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена значимостью изобразительной деятельности и декоративного искусства в развитии ребенка дошкольного возраста. Декоративная деятельность, построенная на материале народного искусства, способствует развитию творческих способностей детей дошкольного возраста. Вопрос развития творчества у подрастающего поколения является одним из наиболее важным в проблемном поле дошкольной педагогики.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» учебной программы дошкольного образования ориентирована на формирование основных ценностных отношений к культуре своего народа, которое эффективно реализуется в процессе восприятия детьми произведений искусства.
Решение вопросов творческого развития детей дошкольного возраста является длительным и кропотливым процессом, который реализуется как в рамках основных занятий, так и режимной деятельности. В процессе изобразительной и декоративной деятельности ребенок приобретает совершенно новые знания о окружающем мире, начинает осмысливать качество тех или предметов, овладевает изобразительными навыками и умениями.
Развитие творческих и художественных особенностей представляет собой важное направление в рамках современных педагогических процессов. На современном этапе развития педагогики возникает необходимость в том, чтобы по-иному взглянуть на процессы обучения и воспитания детей. Наблюдения многих исследователей показали, что дети в дошкольном возрасте с большим интересом занимаются изобразительной деятельностью, однако технические и изобразительные навыки у детей дошкольного возраста развиты недостаточно. В современных учреждениях дошкольного образования мало внимания уделяется именно вопросам развития декоративного творчества.
В разработку вопросов развития художественных и творческих способностей детей дошкольного возраста значительный вклад внесли: А.П. Усова, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова, Н.Б. Холезова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская, Н.А. Вершинина, Л.С. Выготский, Ю.Б. Гамозова, Г.Г. Григорьева и т.д.
Объект исследования: декоративное творчество детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития декоративного творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и апробирование методики развития декоративного творчества у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогическое обоснование понятий – «творчество», «декоративное творчество»
Проблема развития детского творчества является одной из наиболее значимых на сегодняшний день. Создавая творческое, новое, оригинальное, мы опираемся на данные имеющегося опыта, которые удерживаются при помощи творческих способностей. В каждом виде деятельности учитывается не только индивидуальный опыт, но и широкий социальный опыт, накопленный другими людьми, в полной мере на опыт всего человечества.
Понятие «творчество» тесно связано с понятием «творческие способности». Оно раскрывается разными авторами обучающих методик по-разному. К примеру, К.К. Платонов, В.Э. Чудновский, Б.М. Теплов рассматривают способности как качество, как индивидуально-психологические особенности личности, приводящие к успеху в какой-либо деятельности [44, 54, 59].
Соласно Б.М. Теплову, способности возникают на основе задатков, врожденных способностей индивидуума. Они не могут возникать вне деятельности. На развитие способностей влияет темперамент, мотивация и самооценка [14].
По мнению В.А. Крутецкого, способностями, наряду с индивидуальными особенностями психических процессов, являются и особенности эмоционально-волевой составляющей личности, ее отношение к действительности. Любая деятельность требует от человека целого ряда взаимосвязанных способностей. Также исследователь указал на существование общих способностей, которые необходимы для выполнения любой деятельности, и специальных, без которых невозможно успешное выполнение какой-либо конкретной деятельности [2].
Современный философский словарь рассматривает творчество как высшую форму креативности, присущую всем уровням существования; оно способствует самосохранению и воспроизводству бытия через качественное преобразование его структуры. Творчество обусловлено естественным отбором того, что осуществимо и ново – путем опробования большого количества промежуточных вариантов творчества, и связанной с этими процессами критикой и устранением всего, что не работает. Творчество человека – это органичное сочетание фантазии, предвидения и интуиции [1, с.14].
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ДЕКОРАТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Организация и методы исследования особенностей декоративного творчества у детей старшего дошкольного возраста
Исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад № 284» г. Минска. В исследовании приняли участие 30 воспитанников старшей группы в возрасте 6-7 лет. Выборка составила 20 (67%) мальчиков и 10 (33%) девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Этапы исследования:
1. На первом этапе исследования нами был подобран комплекс учебно-методической и научной литературы, проведен теоретический анализ по проблеме исследования, сформирован и проведен констатирующий этап эксперимента.
2. На втором этапе исследования нами были определены основная цель и задачи формирующего этапа экспериментальной деятельности, определены основные этапы проводимой работы.
3. На третьем этапе исследования нами было проведено повторное диагностическое исследование и сформированы основные выводы по результатам проведенной работы.
Цель эмпирического исследования: определить особенности развития декоративного искусства в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи эмпирического исследования:
1. Подобрать методики исследования.
2. Провести исследование.
3. Подобрать методы и средства работы по формированию высокого уровня декоративного творчества у данной категории детей.
Методики исследования:
1. Мониторинг по выявлению уровня сформированности знаний и умений по декоративно-прикладному искусству (Приложение А)
Основные разделы диагностических занятий:
1. Знание видов и особенностей декоративно-прикладного искусства.
2. Рисование орнамента в различных геометрических формах.
3. Украшение бумажных силуэтов в соответствии с представленной формой.
4. Умение лепить и расписывать глиняную игрушку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опираясь на результаты анализа литературы, мы пришли к выводу, что творчество есть ни что иное как проявление креативности, т.е. создание качественно новых предметов. А декоративно-прикладное творчество представляет собой процесс создания различных декоративных образов на основе усвоения того или иного вида искусства в соответствии с ситуацией и поставленными задачами:
1. Декоративно-прикладное творчество представляет собой специфическое направление в рамках проявления креативности, что представляет собой определенный процесс выделения данного типа искусства как направления изобразительной деятельности.
2. Критерии оценки навыков развития декоративного искусства: развитие определенных знаний о системе работы декоративно-прикладного искусства и оценка оригинальности деятельности. В ходе проведения работы на констатирующем этапе нами было выявлено, что наиболее приоритетными является наличие среднего и низкого уровня развития знаний о декоративно-прикладном искусстве и оригинальности. На контрольном этапе исследования было проведено повторное диагностическое исследование, которое указывает на повышение общего уровня развития вышеназванных факторов.
3. Нами была разработана и проведена серия мероприятий в рамках приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству. В ходе проведения исследования нами была определена эффективности данной деятельности в рамках проведенного нами исследования.
Нами могут быть предложены следующие рекомендации в рамках нашего исследования:
1. Построение перспективного плана деятельности. Эта работа должна начинаться с составления плана действий. У детей будет возможность посетить музеи, выставки и, возможно, организовать встречи с народными ремесленниками.
2. Посещение выставки. Во время посещения выставки дети узнают некоторые сведения об истории ремесла и материалах, которые использовали мастера, а также учатся определять характерные проявления (элементы узоров, их типичные сочетания, цвета, композицию).
3. Применение декоративно-прикладного искусства в образовательной сфере. В образовательной деятельности по декоративной росписи, лепке и аппликации, которые помогают детям приобрести некоторые навыки и приемы, используемые народными мастерами, воспитатель сам должен знать порядок изготовления того или иного изделия, а также иметь соответствующие материалы. Например, старооскольские игрушки можно лепить только из глины, а не из клея.
Для развития речи рукоделие предлагает богатый материал: можно составлять описательные рассказы на игрушках и придумывать сказки.
1. Борисова, Е. Развитие творческих способностей старших дошкольников в рисовании // Дошкольное воспитание. – 2002. – №12. – С.14-22
2. Вершинина, Н.А. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр / Н.А. Вершинина, О.В. Горбова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 6. – С. 42-52.
3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя / Л. С. Выготский. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 1991. – 93 с.
4. Гаруновіч, Л.Б. Дэкаратышная дзейнасць дашкольнікаў : Вучэб. метад. дапам / Л.Б. Гаруновіч. – Мінск : Нар. асвета, 1993. – 94 с.
5. Гомозова, Ю.Б. Тест на творчество / Ю.Б. Гомозова // Пралеска. – 2006. –№ 7. – C. 18-21.
6. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Г. Григорьева. – М.: Академия, 2009. – 344 с.
7. Доронова, Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2005. – № 1. – С.47-48
8. Игнатьев, Е.И. Формирование способностей к рисованию // Способности ваших детей / Сост. Н.П. Линькова и Е.А. Шумилин. – М.: Просвещение, 2009. – 257 с.
9. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г. Казакова. – М. : Просвещение, 1985. – 192 с.
10. Киреенко, В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности / В.И. Кириенко. – М.: Академия, 2009. – 258 с.
11. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений / Т.С. Комароваю – М. : Мнемозина, 1995. – 160 с.
12. Комарова, Т.С. Изодеятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова. – М.: Педагогика, 2010. – 258 с.
13. Королева, Т.В. Учим детей декоративному рисованию / Т.В. Королева, В.Г. Дмитриева // Ребенок в детском саду. – 2001. – №3. – C. 57-65.
14. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: лаб. практикум: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. – 2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1987. – 128 с.
15. Маркова, Е. Помогите детям увидеть мир многоцветным // Игры и упражнения для развития координации и точности движений и отработки правильного нажима // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 2. – С.14-87
16. Развитие творческих способностей у детей // Журнал Завуч. – 2009. – №6. – 94 с.
17. Сакулина, И. П. Рисование в дошкольном детстве / И.П. Сакулина. – М.: Просвещение, 2005. – 213 с.
18. Сокольникова, Н.М. Краткий словарь художественных терминов / Н.М. Сокольникова. – Обнинск: Титул, 2006. – 247 с.
19. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания: Учебное пособие для студентов пед. ВУЗов / Н.М. Сокольникова. – М.: Академия, 2009. – 258 с.
20. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством / О.А. Соломенникова. – М.: Академия, 2005. – 247 с.
21. Теплов, Б.М. Способности и одаренность. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. –2011. – № 1(5). – С.17-87
22. Теория и методика изодеятельности в детском саду / М.А. Тимофеенко. – М.: Просвещение, 2017. – 278 с.
23. Тихонова, О.Г. Декоративное рисование в детском саду / О.Г. Тихонова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №2. – C. 56-59; №3. – С. 34-37.
24. Шпикалова, Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: пособие для учителей / Т.Я. Шпикалова. – М.: Академия, 2009. – 254 с.
25. Энциклопедический словарь юного художника / сост.: Н.И. Платонова, В.Д. Синюкова. – М. : Педагогика, 1983. – 416 c.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Мониторинг по выявлению уровня сформированности знаний и умений детей по декоративно-прикладному искусству.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест «Круги».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Конспекты образовательной деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Рисунки детей.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты