Воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса к роли в сюжетно-ролевой игре
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса к роли в сюжетно-ролевой игре»
по дисциплине: «Педагогика»
2022
45.00 BYN
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса к роли в сюжетно-ролевой игре
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Ясли-сад №7 Буслик, ГУО (г.Смолевичи)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Наблюдение за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста.ПРИЛОЖЕНИЕ Б Протоколы констатирующего этапа исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Протоколы констатирующего этапа исследования.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА К РОЛИ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие «интерес к роли», его сущность и характеристика
1.2. Особенности развития сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте
1.3. Педагогические условия воспитания интереса к роли в сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста
Выводы по 1 главе
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К РОЛИ
2.1. Цель, задачи и методика педагогического эксперимента
2.2. Уровень сформированности интереса к роли у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Методика формирования интереса к роли у детей старшего дошкольного возраста с помощью «телефонных разговоров». Эффективность методики
Выводы по 2-ой главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослым и сверстниками сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям важным ситуации общения со сверстниками, когда ребёнок проявляет самостоятельность и независимость. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты [12].
Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетентность.
Дошкольный возраст –период познания мира человеческих отношений, различных видов деятельности и общественных функций людей. Ребенок испытывает желание включиться во взрослую жизнь и активно в ней участвовать, что пока ему недоступно. В период дошкольного детства не менее сильно ребенок стремится к самостоятельности.
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка; в ней развиваются действия и представления, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова и др.).
В сюжетно – ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений между детьми. Но это происходит только при условии умелого педагогического руководства. В противном случае
игровые отношения детей, пущенные на самотек, обедняются, приобретают индивидуалистическую направленность, на первый план выступают эгоистические побуждения.
Актуальность работы заключается в том, что педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают недостаточный интерес к разнообразию ролей в сюжетно-дидактической игре [6, с. 43].
Цель исследования: изучить уровень сформированности интереса к роли у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания интереса к роли в сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА К РОЛИ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие «интерес к роли», его сущность и характеристика
Наиболее известные трактовки ученых понятия «интерес» можно сгруппировать следующим образом:
Интерес рассматривается как условие самостоятельности (И.М. Литвиненко).
Непроизвольное желание действия (Н.А. Короткова).
Отношение субъекта к объекту, что проявляется в системе опосредования одного другим (А.С. Демидова).
Интерес, в том числе и познавательный, определяется как широкая категория, включающая в себя деятельность (Т.В. Воронина), специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (Н.Ф. Талызина).
Интерес – усиленная деятельностное состояние. В философии термин «интерес» применяется, как правило, с толкованием понятия «деятельность» деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целенаправленное изменение и преобразование, постижение, обретение знаний, распознавание, познание закономерностей объективного мира; совокупность знаний в какой-либо области [9, с. 83].
Игра – вид осмысленной деятельности, где мотив лежит не в результате ее, а в самом процессе.
Игра, игровая деятельность – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития.
Игра – основной вид деятельности ребенка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребенка. В процесс игры вовлекается вся личность ребенка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они – особенные.
Говоря о деятельности, мы говорим и о ее процессе. Если в любой другой, неигровой, деятельности важна прежде всего цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться [21, с. 43].
Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста является важнейшей формой самовыражения ребенка, развития его «самости», которая дает возможность быть самим собой «здесь и теперь». Главное значение игры в личностном развитии связано со становлением психических функций и процессов.
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К РОЛИ
2.1. Цель, задачи и методика педагогического эксперимента
Цель опытно-экспериментального исследования: изучить уровень сформированности интереса к роли у детей старшего дошкольного возраста.
Выборка исследования: дети старшего дошкольного возраста в количестве 14 человек. На базе ГУО «Ясли-сад № 7 г. Смолевичи».
Для изучения интереса к роли в сюжетно-ролевой игре нами было выбрано наблюдение на основе критериев развития сюжетно-ролевой игры, предложенных Д.Б. Элькониным [30].
Игровая активность дошкольников определялась по следующим параметрам:
1) наличие интереса к сюжетно-ролевой игре;
2) степень инициативы в сюжетно-ролевой игре;
3) умение поддерживать инициативу сверстников в сюжетно-ролевой игре.
Результаты наблюдения по каждому показателю фиксируются в таблице (Прил.1) в соответствии со степенью представленности того или иного показателя у наблюдаемого ребенка.
Результаты наблюдения по каждому показателю фиксируются в таблице (Приложение А) в соответствии со степенью представленности того или иного показателя у наблюдаемого ребенка.
1. Исследование особенностей проявления интереса детей к игре и выбору роли, проводится на основе 5 характеристик, которые оцениваются по 3-х балльной шкале. В результате были получены следующие уровни:
0-5 баллов – низкий уровень интереса к игре;
6-10 баллов – средний уровень интереса к игре;
11-15 баллов – высокий уровень интереса к игре.
2. Исследование степени инициативы детей в игре также проводятся на основе 5 разработанных критериев, оценивающихся по 3-х балльной шкале и выявления общей суммы баллов:
0-5 баллов – низкий уровень инициативности в игре;
6-10 баллов – средний уровень инициативности в игре;
11-15 баллов – высокий уровень инициативности в игре.
3. Исследование умения детей поддерживать инициативу сверстников в игре проводится на основе 4 показателей, которые, как и предыдущие, оцениваются по 3-х балльной шкале и суммируются. В итоге:
0-4 балла – низкий уровень умения поддерживать инициативу сверстников в игре;
5-8 баллов – средний уровень умения поддерживать инициативу сверстников в игре;
9-12 баллов – высокий уровень умения поддерживать инициативу сверстников в игре.
Уровень игровой активности детей определяется на основании выявленных ранее уровней проявления интереса, инициативности и умения поддерживать инициативу сверстников в игре:
0-14 баллов – низкий уровень игровой активности;
15-28 баллов – средний уровень игровой активности;
29-42 балла – высокий уровень игровой активности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сюжетно-ролевая игра – основной вид игры дошкольника. Основа сюжетно-ролевой игры – воображаемая ситуация, которая включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия.
Сюжетно-ролевая игра рассматривается как основной вид игры дошкольника. Основа сюжетно-ролевой игры – воображаемая ситуация, в ней наиболее явно выражено разделение действительности на реальную и символическую. Воображаемая ситуация включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия.
Как отмечалось, сюжетно-ролевые игры — группа игр, которые придумывают сами дети. В них отражаются знания, впечатления, представления об окружающем мире, происходит их условное преобразование, воссоздаются социальные отношения между людьми. С возрастом изменяется не только сюжет, но и содержание детских игр.
В практической части курсовой работы нами было проведено исследование, в ходе которое мы увидели, что у детей дошкольного возраста недостаточный интерес к сюжетно-ролевой игре, а также не умение играть в сюжетно-ролевую игру.
Исходя из результатов исследования мы изучили методику воспитания интереса к роли в сюжетно-ролевой игре с помощью методики «телефонный разговор».
Нами было проведено повторное исследование в котором мы увидели, что каждый из детей повысил интерес к выбору роли и проигрыванию её в сюжетно-ролевой игре.
В заключение, можно констатировать, что проведенная нами работа по воспитанию интереса к роли сюжетно-ролевой игре показала «положительный» результат.
1. Антонова, Т. В. Анализ возрастной динамики общения детей в игре//Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. М. – 1983. – 199 с.
2. Бакина, М. Современные дети, современные игры. Дошкольное воспитание. – № 4. – 2005. – 87 с.
3. Васильева, М. А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / под ред. М.А. Васильевой. – М. : Академия, 2010. – 244 с.
4. Венгер, Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М, 1978. – 367 с.
5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967. – 265 с.
6. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – 89 с.
7. Гударёва, О.В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников// дис...канд. психол.наук. –Москва. – 2005. –180 с.
8. Дьяченко, О. М. Пути активизации воображения дошкольников. Вопросы психологии. – 2007. – № 1. – 98 с.
9. Запорожец, А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях//Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1978. – 370 с.
10. Зворыгина, Е.В. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры / Е.В. Зворыгина, Н.Ф. Комарова // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 5. – 129 с.
11. Зябкина, И. Методика обучения игре / Дошкольное воспитание. – № 4. – 2005. – 81 с.
12. Калининченко, А. В., Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: методическое пособие. М. : Айрис-прес, 2004. – 112 с.
13. Короткова, Н. А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет) / Н. А. Короткова // Ребенок в детском саду. – 2006. – № 4. – 139 с.
14. Кравцова, Е. Е. Методологическое значение взглядов Д.Б. Эльконина на детскую игру // Мир психологии и психология в мире. – 2004. – № 1. – 89 с.
15. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Издание 2-е. / Н.В. Краснощекова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 190 с.
16. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре. М., 2002. – 180 с.
17. Миленко, В. Нужно ли учить детей играть игры. Дошкольное воспитание. – № 4. – 2005. – 291 с.
18. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду. Пособие для воспитателя. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 2013. – 226 с.
19. Михайленко, Н. Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры / Дошкольное воспитание. – №4. – 1989. – 65 с.
20. Орлова, С. В. Консультация для педагогов: Методика организации и руководства сюжетно – ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста // Справочник педагога – психолога. – 2013. – №7. – 90 с.
21. Проняева, С. В. Формирование социальной компетентности дошкольников в игровой деятельности / С.В. Проняева //Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 4. – 76 с.
22. Саморукова, П. Г. Дошкольная педагогика/Под редакцией В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. Ч.1,2, – М., 1988. – 211 с.
23. Солнцева, О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей / О. В. Солнцева. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 176 с.
24. Рузская, А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками //Под ред. А.Г. Рузской. - М: Педагогика, 2009. – 319 с.
25. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 540 с.
26. Тверитина, Е. И. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Сост. Е.И. Тверитина, Л.С. Барсукова / Под ред. М.А. Васильева. – М.: Генезис, 2013. – 225 с.
27. Михайленко, Н. Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание. – 1999. – №4. – 181 с.
28. Новосёлова, С. Л. Воспитание дошкольника в игре / С.Л. Новосёлова. – М., 2004. – 190 с.
29. Шмаков, С. В. Учимся, играя / С. В.Шмаков. – М.: ЦГЛ, 2004. – 128 с.
30. Эльконин, Д. Б. Психология игры. М., 1978. – 319 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Наблюдение за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста.ПРИЛОЖЕНИЕ Б Протоколы констатирующего этапа исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Протоколы констатирующего этапа исследования.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты