Социальные эмоции у детей 3-6 лет
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социальные эмоции у детей 3-6 лет»
по дисциплине: «Детская психология»
2022
45.00 BYN
Социальные эмоции у детей 3-6 лет
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Детская психология
Организация: Ясли-сад №35, ГУО (г. Брест)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для родителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие социальных эмоций у детей в возрасте 3-6 лет.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения социальных эмоций у детей 3-6 лет
1.1 Сущность эмоций и социальных эмоций в психолого-педагогической литературе
1.2 Эмоциональное развитие детей в возрасте 3-6 лет
1.3 Особенности формирования социальных эмоций у детей в возрасте 3-6 лет
ГЛАВА 2. Методические аспекты изучения социальных эмоций у детей 3-6 лет
2.1 Диагностика уровня развития социальных эмоций у детей среднего дошкольного возраста
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Методические рекомендации по развитию социальных эмоций у детей в возрасте 3-6 лет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы изучения связана с тем, что отношения с другими людьми играет важнейшую роль в развитии личности ребенка. Опыт социального взаимодействия во многом определяет особенности отношения ребенка к себе, к другим людям, к окружающей действительности в целом.
Возраст от 3 до 6 лет представляет собой период активного развития ребенка. Он является наиболее сензитивным периодом для формирования и развития навыков социального взаимодействия. У детей в возрасте от 3 до 6 лет уже формируется умение слушать, умение излагать свои мысли, навыки межличностного общения с другими детьми и взрослыми. Однако не всегда социального взаимодействия могут быть сформированы на достаточном уровне, это может стать фактором, препятствующим полноценному позитивному взаимодействию с окружающими.
«Дошкольник в возрасте от 3 до 6 лет – это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания прежде всего тесно связаны с отношениями в кругу близких. Поэтому именно от родителей и воспитателей требуется умение говорить с детьми, понимать язык их жестов и эмоций, терпеливо, доступно, но без сюсюканья объяснять суть происходящих явлений, значения слов и поступков, удовлетворяя как можно полнее жажду ребенка в понимании и осознании сложного мира человеческих отношений» [1, с. 214].
Проблемой изучения социального взаимодействия детей занимались ученые, среди которых Г.М. Андреева, Р.С. Буре, Б.П. Жизневский, Я.Л. Коломинский, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, Т.А. Репина, А.П. Усова.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ 3-6 ЛЕТ
1.1 Сущность эмоций и социальных эмоций в психолого-педагогической литературе
В психологии эмоции – это процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизни человека в форме переживаний. Наиболее значимой чертой эмоций является их субъективность [2, с. 105].
В настоящее время отсутствует единая классификация чувств и эмоций. Выделяют нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства. Широкое применение получила классификация эмоций, предложенная К. Изардом:
1. Фундаментальные эмоции: интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.
2. Производные эмоции. Возникают из соединения фундаментальных эмоций, например, тревожность сочетает в себе страх, вину, гнев, интерес-возбуждение [3, с. 365].
Также эмоции разделяют на: настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Они включены в психические процессы и состояние человека.
1. Аффект – самая сильная эмоциональная реакция. Аффектом является кратковременное состояние интенсивного эмоционального возбуждения, вызванное сильными эмоциями и переживаниями.
2. Настроение – это эмоциональное состояние, которое окрашивает все поведение человека и существует длительное время.
3. Чувство – это высшая культурно-обусловленная человеческая эмоция, связанная с конкретными социальными объектами.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 3-6 ЛЕТ
2.1 Диагностика уровня развития социальных эмоций у детей среднего дошкольного возраста
Целью работы на данном этапе являлось провести диагностику уровня развития социальных эмоций у детей в возрасте 3-6 лет. Диагностика была нами проведена на примере среднего дошкольного возраста в качестве социальных эмоций была выбрана культура общения ребенка дошкольного возраста.
База исследования: ГУО «Ясли-сад №35 г. Бреста»
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 26 детей среднего дошкольного возраста. Дети для проведения исследования были поделены на две группы:
экспериментальная группа: 13 детей;
контрольная группа: 13 детей.
При осуществлении мероприятия по выявлению уровня развития социальных эмоций у детей дошкольного возраста, необходимо соблюдать выполнение следующих задач:
– анализ педагогическо-воспитательных условий в дошкольном учреждении;
– выявление уровня осознанности детей, связанной непосредственно с представлениями о культуре общения;
– разработка рекомендаций, направленных на повышение культуры общения детей с взрослыми и сверстниками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эмоции являются одной из основных сфер психики человека. Эмоциональное состояние оказывает большое влияние на качество жизни человека, возможности его развития, формируют его индивидуальные особенности. Социальные эмоции представляют собой, обслуживающие социальное взаимодействие ребенка с детьми и взрослыми. В основном социальные эмоции являются не врождённые, а приобретённые в жизни.
К особенностям эмоционального развития в дошкольном возрасте можно отнести следующие: ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение; чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными; формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.
Развитие и становление социальных эмоций у детей в возрасте 3-6 лет, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в учреждение дошкольного образования, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками учреждения дошкольного образования. Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка и развивать социальные эмоции в нужном направлении. На сегодняшний день существуют различные методы, приемы развития и становления социальных эмоций у детей в возрасте 3-6 лет. Этот процесс осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Значительную роль в формировании и становлении социальных эмоций у детей в возрасте 3-6 лет играют дидактические и сюжетно-ролевые игры.
В ходе проведения диагностики для определения уровня развития социальных эмоций у детей дошкольного возраста проявляют большой интерес к процессу. Они с интересом выполняют игровые задачи. При этом отмечается, что некоторые дети предпочитают уединение, не всегда имеют желание общаться с взрослыми и сверстниками.
1. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. – СПб.: Питер, 2004. – 480 с.
2. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет / Н.Л. Кряжева. – Ярославль, 2006. – 328 с.
3. Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. – М.: Издательство: Директ-Медиа, 2008. – 954 с.
4. Рубинштейн, С.П. Основы общей психологии / С.П. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1999. – 298 с.
5. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2008. – 335 с.
6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Лееонтьев. – М., 1975. – 298 с.
7. Андриенко, А.В. Обзорные лекции по психологии / А.В. Андриенко, О.В. Белоус. – М: Армавир, 2008. – 124 с.
8. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 160 с.
9. Карелина, И.О. Развитие эмоциональной сферы детей в дошкольной образовательной организации: избранные научные статьи / И.О. Карелина. – Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2017. – 122 c.
10. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений / В.М. Минаева. – М.: Аркти, 2000. – 256 с.
11. Гаспарова, Е.М. Эмоции ребенка раннего возраста в игре / Е.М. Гаспарова // Дошкольное воспитание. – 2011. – №10. – С. 35-45.
12. Психология эмоций: тексты / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 303 с.
13. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
14. Карелина, И.О. Проблема формирования регуляции эмоций у детей / И.О. Карелина // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 3. – С. 134–137.
15. Щипанова, Д.Е. Психология развития: учебное пособие / Д.Е. Щипанова. – Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед. ун-та, 2017. –178 с.
16. Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика / С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 2003. – 976 с.
17. Стожарова, М.Ю. Изучение уровня сформированности эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста / М.Ю. Стожарова, И.О. Кузнецова // Современное дошкольное образование. – 2020. - №5 (101). – С. 49-57.
18. Доманецкая, Л.В. Общение и эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста: учебное пособие к спецкурсу психологии / Л.В. Доманецкая. – Красноярск: Краснояр. Гос. Пед. Ун-т им. В.П. Астафьева, 2008. – 164 с.
19. Синягина, М.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / М.Ю. Синягина. – М.: Академия, 2011. – 213 с.
20. Лаптева, Ю.А. Мониторинг эмоционального благополучия дошкольников в системе психолого-педагогического сопровождения в дошкольной образовательной организации / Ю.А. Лаптева, Н.И. Федорова // Психологические науки. – 2015. – №7 (16). С. 73-76.
21. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольника / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М.: Педагогика, 2013. – 356 с.
22. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер. 2008. –583 с.
23. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2006. – 145 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для родителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие социальных эмоций у детей в возрасте 3-6 лет.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты