Дидактическая игра как средство формирования представлений об антонимах (синонимах) у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Дидактическая игра как средство формирования представлений об антонимах (синонимах) у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи»
по дисциплине: «Логопедия»
2022
45.00 BYN
Дидактическая игра как средство формирования представлений об антонимах (синонимах) у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тема: «Глаголы – антонимы».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ АНТОНИМАХ (СИНОНИМАХ) У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Особенности развития словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
1.2. Формирования представлений об антонимах (синонимах) у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.3. Понятие «дидактическая игра» и особенности использования дидактических игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОВЛАДЕНИЯ АНТОНИМАМИ И СИНОНИМАМИ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Методика и организация экспериментального исследования
2.2. Анализ данных экспериментального исследования
2.3. Комплекс дидактических игр по формированию представлений об антонимах (синонимах) старших дошкольников с общим недоразвитием речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Антонимы - слова с противоположным значением. Способность слова вступать в отношения противопоставленности, обозначать противоположные соотносительные понятия называется антонимией. Психологическую основу антонимии образуют представления и ассоциации по логическому противопоставлению, противоположности, контрасту. Антонимия проявляется, как правило, у слов с качественно-оценочным, количественным, временным и пространственным значением [8].
Синонимы - слова одной части речи с полным или частичным совпадением значения. Служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия [8].
У большинства детей с ОНР отмечаются выраженные трудности в формировании антонимов и синонимов. Особую актуальность приобретает проблема формирования отношений противопоставленности внутри лексико-семантической системы языка ребенка в целом, и уточнения понятия исходного слова, расширения словаря ребенка – в частности. Неумение выделить существенные семантические признаки (особенно величины, высоты, ширины, толщины) в значении слов, как правило, не дает возможности детям с речевыми нарушениями сравнить значение слов на основе единого семантического признака [2].
В настоящее время проблема формирования словарного запаса у детей с ОНР занимает важнейшее место в специальном образовании данной категории. Прежде всего, это обусловлено тем, что процесс формирования лексики ребенка является базой для развития остальных сторон речи и формирования всех ее функций. С другой стороны, формирование, расширение и уточнение словаря тесно связано с развитием мышления и других психических процессов. Данные литературы свидетельствуют о существенных отклонениях от возрастных нормативов, ограниченности словарного запаса, неточности употребления слов, своеобразии использования словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи. В работах Б.М. Гриншпуна, Н.С. Жуковой, В.А. Ковшикова, Р.И. Лалаевой, Е.М. Мастюковой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой и др. указывается значимость лексики для речевого развития в целом, для процесса коммуникации и для развития познавательной деятельности детей с ОНР [5, с. 67].
Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития ребенка. Именно в игровой деятельности впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир. Дидактическая игра как средство формирования словаря ребенка старшего дошкольного возраста содержит в себе большой потенциал.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ АНТОНИМАХ (СИНОНИМАХ) У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Особенности развития словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии и психолингвистики. В развитии словаря детей дошкольного возраста есть две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.
В словаре дошкольников с ОНР отсутствуют многие общеупотребительные слова. Это объясняется ограниченным запасом представлений, малой активизацией словаря в различных видах деятельности, недостаточной дифференциацией сходных объектов. Дети ошибаются при назывании изображений, ориентируясь на внешнее сходство объектов (репа —свекла); их сходстве по назначению (лейка—чайник); на ситуативную связь.. Глаголы и прилагательные представлены в активный словарь дошкольников с общим недоразвитием речи не достаточно. В использование прилагательных и глаголов отмечены замены на основе сближения ситуативной семантики слов. В сознании дошкольников с недоразвитием речи понятия о предмете, действии, признаке еще на выделены в самостоятельные понятия , что демонстрирует о несфомированности семантических полей, о недостаточности выделения дифференциальных признаков значений слов. Дети используют только один синоним. Ответы однообразные, типичные. Вместо синонимов дети выбирают: дополнение или объяснение [19]:
1)слова–стимула (парк-где качели);
2)семантическиблизкие слова (улица-дорога);
3)слова-антонимы, иногда повторение начальных слов с частицы «не»(большой-маленький);
4)слова, аналогичные звучанию (здание-сдать);
5)слова, связанные со словом-стимулом, основанные на синтагматических связях(улица-широкая).
Для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, специфические замены:
1)подбор слова значений, близких к значению слова стимула (темный-черный);
2)изменение формы слова–стимула (говорю-говорят);
3)подбор слова на основе синтагматических ассоциаций (плохой-мальчик) [23, с. 41].
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОВЛАДЕНИЯ АНТОНИМАМИ И СИНОНИМАМИ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Методика и организация экспериментального исследования
На основе рассмотренного нами материала можно сказать, что у детей с ОНР наблюдаются трудности не только накопления и использования в речи антонимов и синонимов, но и развитие качественной и количественной характеристики словаря.
Экспериментальное исследование проводилось со старшими дошкольниками, 10 детей.
Цель экспериментального исследования: изучение сформированности представлений об антонимах и синонимах у старших дошкольников с ОНР.
Для исследования особенностей словарного запаса детей с ОНР старшего дошкольного возраста необходимо было установить первоначальный контакт, познакомиться с имеющейся документацией.
При проведении исследования использовались:
–метод опроса, преимущественно в форме беседы (это вопросно–ответный метод исследования);
–объяснение (истолкование отдельных понятий, явлений, правил, содержания наглядных пособий и правил их применения, а также слов и терминов). Этот метод использовался для разъяснения заданий в ходе экспериментальной работы;
–наглядный метод (суть этого метода заключалась в том, что детям предлагалось рассмотреть опорные картинки на соответствующее задание);
–игровой метод (задания проводились в игровой форме для вызывания интереса у испытуемых, например, при подборе синонимов и антонимов –«Скажи по–другому», «Скажи наоборот»).
С целью изучения особенностей сформированности представлений об антонимах у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня использована адаптированная методика на базе методики психолого-логопедического обследования речи Волковой Г.А. [1], которая наиболее информативно показывает уровень сформированности лексики.
Методика состоит из двух блоков (исследование пассивного словаря, исследование активного словаря), которые включают задания. Задания выполняются каждым ребенком индивидуально.
Блок 1. Исследование пассивного словаря.
Задание № 1. Понимание антонимов
Цель: изучение способности понимать значение антонимов.
Содержание: Ребенку предлагается набор из 18 слов и картинок. После произнесения слова, ребенок должен показать на картинку, соответствующую слову.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дети с самого раннего возраста проявляют интерес к общению. Этому способствует речевая деятельность взрослых и предметная деятельность самого ребенка. Здоровые, развитые дети быстро накапливают словарный запас и активно пользуются им. Дети же с ОНР при стихийном речевом развитии не достигают этого уровня. У них отмечается ограниченный словарный запас, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, трудности актуализации словаря. Поэтому необходимо вести целенаправленное обучение речи и речевому общению.
Проблема формирования и развития словаря антонимов и синонимов актуальна и значима в настоящее время, так как её уровень определяет в дальнейшем обучение детей.
Анализ психологической, лингвистической и педагогической литературы по исследуемой проблеме показал значимость специально организованного речевого воспитания в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что именно в данный период происходит активное усвоение разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Было установлено, что упущенные возможности развития речи в данном периоде в последующем не восполняются. Поэтому необходимо своевременное речевое воспитание детей, которое включает в себя развитие интереса, чуткости и любви к родному слову, стремления к точному его употреблению в зависимости от контекста и ситуации общения.
При этом овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими. Главное в развитии детского словаря - это освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. Чаще всего словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Также было установлено, что в современной методике развития речи большое значение придается развитию умений выбирать наиболее под-ходящие слова для высказывания, употреблять многозначные слова в соответствии с контекстом, а также работе над лексическими средствами выразительности (антонимы, синонимы, метафоры). Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи.
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, – игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.
И, наконец, дидактические игры являются эффективным средством активизации словаря антонимов и синонимов старших дошкольников, так как это важный и наиболее адекватный путь включения детей этого возраста в учебную работу.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М. : Академия, 2000 – 400 с .
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 265 с.
3. Богатырева, А.В. Формирование словаря антонимов и синонимов у детей с ОНР /А.В. Богатырёва, М.А. Косткина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2019. – №3. – 78 с.
4. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.
5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Дошкол. педагогика и психология". – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981 – 255 с.
6. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е.Н. Винарская,– М. : Просвещение, 2009. – 321 с.
7. Громова, О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: Сфера, 2003 – 176 с.
8. Ефименковой, Л.Н. Формирование речи у дошкольников./ Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 2011. – 392 с.
9. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т. Ф. Ефремова. – М. : Русский язык, 2000. – 187 с.
10. Ионова, Г.А. Роль дидактических игр и упражнений для обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста с нарушением речи / Г.А. Ионова // Экономика и социум. – 2016. – № 1 (20). – 98 с.
11. Козырева, Л.М. тетрадь для логопедических занятий «Слова - друзья и слова - неприятели» Ярославль: «Академия развития», 2001. – 211 с.
12. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников, С. – П., «Союз», 2004. – 176 с.
13. Лопатина, Л.В. «Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) / Л.В. Лопатина, Н.В.Серебрякова С. изд. Союз. 2001. – 154 с.
14. Нефедова, Е.А. Готовимся к школе» / Е.А. Нефёдова, О.В. Узорова. Москва «Издательство АСТ», 2000. – 162 с.
15. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по развитию речи / М.Н. Перова. М.:Просвещение,1996. – 327 с.
16. Селевёрстов, В.И, Игры в логопедической работе с детьми – М, 1981. – 193 с.
17. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей / Л.Н. Смирнова. – М. : «Мозаика – Синтез», 2002. – 80 с.
18. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: старшие группы : пособие для воспитателя дет. сада / А. И. Сорокина. – М. : Просвещение, 1987. – 96 с.
19. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева; Под ред. Ф.А. Сохина. –М.: Просвещение, 2005. –159 с.
20. Ушакова, О.С. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой – М: Просвещение, 1993. – 271 с.
21. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
22. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5–6 лет: Программа методических рекомендаций, конспекты занятий, игрыи упражнения / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина – М., 2008. – 321 с.
23. Филимонова, О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх / О. Ю. Филимонова. – СПб., «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2007. – 156 с.
24. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М. :2000. – 234с.
25. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. – М., 2000. – 145 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тема: «Глаголы – антонимы».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты