Нравственное воспитание младших школьников посредством воспитывающих игр
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Нравственное воспитание младших школьников посредством воспитывающих игр»
по дисциплине: «Педагогика»
2022
45.00 BYN
Нравственное воспитание младших школьников посредством воспитывающих игр
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Средняя школа № 47, ГУО (г. Гомель)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Участники диагностики.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ИГР
1.1 Понятие и сущность нравственного воспитания
1.2 Особенности нравственного воспитания младших школьников
1.3 Роль игры в нравственном воспитании младших школьников
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА ВОСПИТЫВАЮЩИХ ИГР НРАВСТВЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ
2.1 Организация и анализ изучения нравственной воспитанности детей
2.2 Комплекс воспитывающих игр по нравственному воспитанию младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Во все времена люди очень ценили нравственную воспитанность, и происходящие в стране экономико-социальные изменения, очень меняют наше поколение не в лучшую сторону, и заставляют нас мыслить о будущем нашей страны и будущего поколения.
Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания.
Школа является главной базой для закладки всех необходимых качеств, чтобы вырастить высоконравственного человека. Перед ней стоит очень важная задача подготовить ответственного человека способного отвечать за свои поступки и давать оценку своей деятельности и деятельности своих товарищей. Дети овладевают нормами нравственности, при этом учатся действовать в различных жизненных ситуациях.
Нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного образования. Оно должно осуществляться целенаправленно и систематично. При работе с младшими школьниками над проблемами нравственности, необходимо учитывать их индивидуальные и возрастные особенности развития.
Наиболее продуктивным средством нравственного воспитания младших школьников является игра. Именно игра стимулирует формирование нравственной воспитанности, помогает школьнику усваивать нормативное поведение, соблюдать правила. В игре дети осваивают умения коллективного планирования, учатся справедливо разрешать споры, согласовывать свои действия. Все это способствует накоплению морального опыта.
Под влиянием игр у младших школьников развиваются разнообразные интересы, расширяется их словарный запас, воспитываются такие сложные чувства, как любовь к Родине, своему народу, т.е. формируется личность будущего гражданина страны.
Нравственное воспитание в игровой деятельности – это сложный процесс, который проходит младший школьник. Ребёнок приобретает новый социальный опыт, который переносится в жизнь. Именно в игре повышается уровень нравственного развития младших школьников, формируются основные нравственные нормы.
В практике начальной школы распространены различные виды игр: подвижные, ролевые, строительные, дидактические и другие. Им уделяется значительное внимание в педагогической и психологической литературе. Однако проблема использования игровой деятельности как средства нравственного воспитания младших школьников в литературе в качестве отдельной проблемы освещена недостаточно полно.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ИГР
1.1 Понятие и сущность нравственного воспитания
В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности младшего школьника.
Актуальность проблемы нравственного воспитания обусловлена, на наш взгляд, следующими факторами:
– доминирование в современном обществе материальных ценностей над духовными и, как следствие, искажение у молодых людей представлений ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме;
– ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для белорусского менталитета;
– разрушение института семьи: формирование внесупружеских, антиродительских и антисемейных установок.
– потребность общества не только в высококвалифицированных специалистах, но и высоко духовных, нравственно воспитанных людях.
Процесс формирования представлений о нравственности начался в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии, Китае. Проблемами нравственности активно занимались Сократ, Платон, Аристотель. Тогда о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [9, с. 66].
Современные ученые понимают нравственность иначе. Например, В. А. Сластенин понимает нравственность как личностную характеристику, объединяющую такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека [27].
А. В. Зосимовский подчеркивает, что быть нравственно воспитанным – это значит уважать всех, кто трудится, самому хорошо трудиться, быть активным во всем, творчески подходить к делу, стараться приносить как можно больше пользы, быть честным, справедливым, нетерпеливым к жестокости, злу, ко всяким формам унижения человека [16, с. 87].
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА ВОСПИТЫВАЮЩИХ ИГР НРАВСТВЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ
2.1 Организация и анализ изучения нравственной воспитанности детей
Исследовательская работа проводилась на базе ГУО «Средняя школа № 47 г. Гомеля». В исследовании приняли участие 43 ученика младшего школьного возраста – учащиеся 4 «Г» и 4 «Б» классов начальной школы (см. Приложение 1).
Были определены констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента.
На констатирующем этапе эксперимента были организованы две группы детей – контрольная (КГ) – учащиеся 4 «Б» класса (22 человека) и экспериментальная (ЭГ) – ученики 4 «Г» класса (21 человек).
Целью констатирующего этапа экспериментального исследования является определение начального уровня нравственной воспитанности учащихся контрольной и экспериментальной групп.
Для выявления уровня нравственной воспитанности младших школьников были выделены когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий критерии нравственной воспитанности, определены их показатели:
– Показателем когнитивного критерия является полнота и объем нравственных представлений и понятий.
– В качестве показателей эмоционально-ценностного критерия выступают убеждение в необходимости ценностного отношения к людям; способность к эмоциональному переживанию нравственных аспектов окружающей действительности и человеческих отношений;
– Поведенческий критерий характеризуют способность дать нравственную оценку собственному поведению и поведению окружающих; наличие практического опыта готовности следовать принятым нравственным
нормам и правилам в поведении; степень самостоятельности в нравственном выборе в ходе преодоления проблем (трудностей, препятствий), степень руководства принятыми нравственными требованиями, нормами и правилами поведения [31].
Были выделены высокий, средний и низкий уровни нравственной воспитанности, за основу взята классификация М. Г. Яновской [32]. Характеристика уровней нравственной воспитанности представлена в таблице 2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе была предпринята попытка проанализировать особенности нравственного воспитания младших школьников посредством воспитывающих игр.
Исходя из цели исследования, нами решены следующие основные задачи:
1. Рассмотрены понятие и сущность нравственного воспитания.
2. Раскрыты особенности нравственного воспитания младших школьников.
3. Охарактеризована роль игры в нравственном воспитании младших школьников.
4. Изучен уровень нравственной воспитанности младших школьников.
5. Разработан комплекс воспитывающих игр по нравственному воспитанию младших школьников.
Выводы:
1. Проблема нравственного воспитания широко исследуется в отечественной педагогической науке, наиболее полным, на наш взгляд явилось определение данной категории, предложенной И. Ф. Харламовым:
Нравственное воспитание – сознательное и систематическое культивирование в подрастающем человеке общечеловеческих нравственных качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этических знаний; формирование способности жить согласно нравственным нормам и воплощать их в практической деятельности [30].
2. Нравственное воспитание младших школьников осуществляется не автоматически, а путем целенаправленной и систематической воспитательной работы школы и семьи, путем самовоспитания, которое связано с высоким уровнем самокритики.
3. Игра становится важным средством нравственного воспитания при правильном выборе ее содержания и руководстве со стороны взрослого. Игровые приемы и ситуации позволяют младшим школьникам осмыслить проблемы нравственного выбора, что, в результате, приводит к развитию нравственной самооценки.
4. Результаты эксперимента показали значительное повышение уровня нравственной воспитанности учащихся экспериментальной группы по сравнению с уровнем нравственной воспитанности учащихся контрольной группы, а, следовательно, разработанный комплекс воспитывающих игр является эффективным и обладает достаточными психолого-педагогическими возможностями для достижения поставленных целей и может быть применен в начальной школе.
1. Аверина, Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина // Начальная школа. – 2005. – № 11. – С. 34 – 39.
2. Алиева, Г. М. Методика организации игровой деятельности в нравственном воспитании младших школьников / Г. М. Алиева // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2007. – С.294 – 304.
3. Алиева, Г. М. Нравственное воспитание младших школьников в игровой деятельности / Г. М. Алиева // Современная наука : проблемы и перспективы. – Махачкала : ДГПУ, 2003. – С. 25 – 29.
4. Аникеев, М. В. Формирование духовных ценностей у младших школьников через актуализацию веры в нравственный идеал: автореф. дис. канд. пед. наук 13.00.01 / М. В. Аникеев. – М., 2004. – 23 с.
5. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика. – 2008. – № 4. С. 67 – 91.
6. Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание / Н. В. Архангельский. – М. : Просвещение, 1999. – 301 с.
7. Бабаян, А. В. О нравственности и нравственном воспитании / А. В. Бабаян // Педагогика. – 2005. – № 2 – С. 67 – 68.
8. Беляева, Е. В. Формирование нравственной культуры младших школьников в практической деятельности педагога / Е. В. Беляева // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2012. – № 1. – С. 151 – 155.
9. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников : вопросы теории / Н. И. Болдырев. – М. : Академия, 2009. – 224 с.
10. Боликова, Л. Ю., Сильнова, Ю. А. Формирование духовно-нравственных установок у младших школьников / Л. Ю. Боликова, Ю. А. Сильнова // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2015. – Т. 34. – № 2. – С. 121 – 126.
11. Болотина, Л. Р. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах / Л. Р. Болотин. – М. : Просвещение, 2008. – 128 с.
12. Воронова, О. А. Организация и содержание духовно-нравственного воспитания младшего школьника: автореф. дис…. канд. пед. наук 13.00.01 / О. А. Воронова. – Иркутск, 2006. – 21 с.
13. Григорович, Л. А. Марцинковская, Л. Д. Педагогика и психология / Л. А. Григорович, Л. Д. Марцинковскпая. – М. : Высшая школа, 2004. – 480 с.
14. Ермолаева, М. Г. Игра в образовательном процессе : методическое пособие / М. Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб. : АППО, 2005. – 112 с.
15. Зосимовский, А. В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен / А. В. Зосимовский // Педагогика. – 1998. – № 7. – С. 86 – 91.
16. Игра в работе педагога: практическое пособие / Автор-сост. Т. П. Гаврилова. – Пермь, 2007. – 96 с.
17. Каиров, И. А. Азбука нравственного воспитания / И. А. Каиров. – М. : Просвещение, 2006. – 201 с.
18. Колдунов, Я. И. Нравственное воспитание личности школьника / Я. И. Колдунов. – М. : Академия, 2007. – 197 с.
19. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников / В. А. Крутецкий. – М. : Просвещение, 2006. – 352 с.
20. Курмелева, Н. А. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению / Н. А. Курмелева // Начальная школа. – 2014. – № 11. – С. 55 – 59.
21. Лихачёв, Б. Т. Педагогика. Курс лекций : Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. – М. : Прометей, 2006. – 194 с.
22. Маленкова, Л. И. Теоретические основы методической воспитательной работы : учебник / Л. И. Маленкова. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 480 с.
23. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы : учеб. пособие для студ. пед. колледжей / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 400 с.
24. Практикум по диагностике нравственной воспитанности дошкольников и школьников / Сост. Н.П. Шитякова, И.В. Гильгенберг. – Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2001. – 79 с.
25. Рубинштейн, С. Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников / С. Л. Рубинштейн. – М. : Школа-Пресс, 2006. – 174 с.
26. Сандабкина, Т. Б. Некоторые аспекты воспитания нравственной сферы младшего школьника / Т. Б. Сандабкина // Современные проблемы науки и образования. –2013. – № 5. – С. 118 – 222.
27. Сластенин, В. А. Педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А.Сластенина. – М. : Академия, 2012. – 608 с.
28. Степаненков, Н. К. Педагогика : учеб. пособие / Н. К. Степаненков. – Минск : Скакун В.М., 1998. – 448 с.
29. Трофимова, Н. М. Нравственные ориентиры младшего школьника / Н. М. Трофимова // Педагогика. – 2007. – № 6. – С. 32 – 40.
30. Харламов, И. Ф. Нравственное воспитание школьников : пособие для классных руководителей / И. Ф. Харламов. – М. : Просвещение, 2003. – 160 с.
31. Щуркова, Н. Е. Нравственное воспитание школьников / Н. Е. Щуркова // Воспитание школьников. – 1990. – № 1. – С. 13 – 16.
32. Яновская, М. Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / М. Г. Яновская // Классный руководитель. – 2007. – № 4. – С. 14 – 19.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Участники диагностики.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты