Ценности молодежи и старшего поколения
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Ценности молодежи и старшего поколения»
по дисциплине: «Психология и педагогика»
2022
45.00 BYN
Ценности молодежи и старшего поколения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология и педагогика
Организация: Средняя школа № 57, ГУО (г. Гомель)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ И СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ
1.1 Развитие представлений о ценностных ориентациях в отечественной науке
1.2 Понятие, сущность и роль ценностных ориентаций в структуре личности
1.3 Юношеский возраст как сензитивный период формирования ценнoстных oриентаций личности
1.4 Духовно-нравственные ценности старшего поколения
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАСНИКОВ И СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по формированию ценностных ориентаций старшеклассников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей знания.
В современном мире исследователи отмечают стремительные изменения условий жизни человека. Меняется социальное, политическое, информационное пространство. Это приводит к трансформации личности современного человека, его мировоззрения, взглядов, ценностей.
Изменения, происходящие во всех сферах общественной жизни в последнее десятилетие, влекут за собой кардинальные изменения в психологии, ценностных ориентаций и поступков людей. В большей степени эти процессы отражаются на формировании структуры ценностей современной молодежи, поскольку формирующиеся в настоящее время ценностные приоритеты становятся основой формирования новой социальной структуры российского общества. Неизбежная, в условиях масштабных изменений сложившихся устоев, переоценка ценностей более всего проявляются в сознании молодёжной субкультуры.
Проблема исследования ценностных ориентацией старшеклассников остается актуальной и в XXI веке, так как до сих пор нет единого подхода к понятию феномена ценностных ориентацией; во-вторых, глобальные перемены в общественной жизнедеятельности влекут за собой и радикальные изменения в ценностных ориентациях людей, что особенно заметно у молодого поколения.
Ценностные ориентации молодого человека формируются социальной средой, окружением, приобретением индивидуального опыта и заимствованием опыта старшего поколения.
Роль старшего поколения в современном обществе трудно переоценить. Они передают молодым не только созданные ими блага, но опыт и знания, необходимые для дальнейшего развития общества, являются хранителями духовных, культурных и семейных ценностей, богатых народных традиций.
Цель исследования: изучить, обобщить и систематизировать научные исследования по проблеме ценностных ориентаций и их формированию у молодежи и старшего поколения.
Объект исследования: ценностные ориентации старшеклассников и старшего поколения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ И СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ
1.1 Развитие представлений о ценностных ориентациях в отечественной науке
Ценнoстные прoблемы начали привлекать внимание исследoвателей с начала XX века, хотя долгое время ценности человеческой культуры рассматривались в свете религии. В эпоху Вoзрождения центральным пунктом системы ценнoстей станoвится человек, в один ряд с истиной, добром, красотой.
Сoциальнo-филoсофские оснoвы развития прoблемы ценнoстей и ценнoстных oриентации oсвещены ещё в трудах ученых эпoхи Вoзрoждения, учениях И. Канта, М. Вебера, а также нашли свoе oтражение в филoсофских кoнцепциях Н. А. Бердяева, В. И. Вернадского, раскрывающих духовно-нравственное совершенствoвание челoвека, в трудах О. Г. Дробницкoгo и В. П. Тугаринoва, отражающих фундаментальные прoблемы аксиoлoгии, связанные с вoпрoсами теoрии ценнoстай [18, с. 227].
Ряд важных теoретических вывoдов по вoпрoсам структуры и сoдержания систем общественных и личнoстных ценнoстей, ценнoстных oриентации сoдержат работы П. М. Ершoва, А. Г. Здравoмыслoва, М. Рoкича, В. Франкла, В. А. Ядoва.
Прoблема формирования гуманистических ценнoстей oтражена во взглядах отечественных и зарубежных учёных – А. И. Адамскoгo, Н. П. Аникеева, А. А. Бoдалева, П. П. Блoнскoго, З. И. Васильева, О. С. Газман, В. А. Каракoвского, З. А. Малькoва, Л. И. Нoвикова, P. M. Рoгова, Т. А. Стефановской, А. Маслоу, К. Роджерса.
В трудах отечественных исследователей Б. Ф. Ломова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Д. Н. Узнадзе, В. Н. Мясищева изучена зависимость ценностных ориентации от индивидуальных особенностей личности.
Исследователями К. А. Абульхановой – Славской, Л. П. Буевой, Д. Н. Узнадзе, В. Н. Мясищевым прослеживают зависимость ценностныз ориентаций личности от активно – деятельностного окружения ею окружающего мира.
Учёные Н. А. Коваль, С. Б. Каверин, В. А. Токарева увидели взаимосвязь ценностных ориентаций личности и духовного творчества.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ
2.1 Организация и методики исследования
Для проведения эмпирического исследования по изучению ценностных ориентаций старшеклассников, была выбрана соответствующая требованиям исследования выборка – группа испытуемых.
Участники эксперимента:
1. Учащиеся 10 «А» класса ГУО «Средняя школа № 57 г.Гомеля» в количестве 30 человек. Из них 18 девушек и 12 юношей (группа А).
2. Представители старшего поколения в количестве 30 человек в возрасте 58-75 лет. Из них 18 женщин и 12 мужчин (группа Б).
Мы сознательно подобрали выборку одинаковую в гендерном соотношении в обеих группах, чтобы проследить чистую динамику ранжирования ценностей в соотношении с возрастной составляющей.
Общее количество участников исследования – 60 человек.
Исходя из цели нашего исследования, нами выбраны методики М. Рокича «Ценностные ориентации».
Диагностическая цель: Изучение ценностных ориентации личности, посредством выбора терминальных и инструментальных ценностей.
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».
Методика основана на прямом ранжировании списка ценностей.
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость – возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности.
Процедура исследования
Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Обследование проводится как индивидуально, так и групповым методом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, проблема ценностных ориентаций старшеклассников продолжает оставаться значимым предметом широких междисциплинарных исследований. Именно через молодёжь происходит трансляция накопленного социального опыта и культурных традиций, проектируется и прогнозируется будущее. И важным показателем этих процессов являются ценностные ориентации, так как они выражают основные ценности и цели жизнедеятельности людей.
Изучив теоретические и эмпирические проблемы формирования ценностных ориентаций в юности, мы можем сделать следующие выводы:
– теоретические концепции второй половины XX века раскрывают психологическую природу ценностей через введение практически тождественных понятий «ценностные ориентации личности» и «личностные ценности».
– Ценностные ориентации, являясь центральным личностным новообразованием, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности, определяют широкую мотивацию поведения человека и оказываю существенное влияние на все стороны его действительности.
– Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе, основу мировоззрения.
Специфика ценностных ориентаций состоит в том, что эта категория наиболее тесно связана с поведением субъекта, управляет этим процессом как осознанным действием.
Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Ценностными ориентациями для старшеклассников выступают наиболее значимые и важные жизненные цели и установки, которые формируются под воздействием внутренних и внешних факторов.
Ценностно-смысловая сфера старшеклассников – это сложное системное образование, не статичное в силу возрастных особенностей, в которое включены определенные иерархические структуры, укоренившиеся в сознании индивида и оказывающие влияние на него, как внутренние нормы поведения и оценки, и как строители жизненных перспектив молодых людей.
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства. Учебное пособие / В. В. Абраменкова. – М. : ПЕР СЭ, 2008. – 431 с.
2. Алексеева, В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В. Г. Алексеева // Психологический журнал. – 1984. – Т.5. – № 5. – С. 63 – 70.
3. Артюхова, И. А. Ценности – цели подрастающего поколения: На первом месте – здоровье, а творчество на последнем / И. А. Артюхов // Директор школы. – 2001. – № 10. – С.84 – 87.
4. Барабанова, В. В., Зеленова, М. Е. Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации / В.В. Барабанова, М. Е. Зеленова // Психологическая наука и образование. – 1998. – № 1. – С. 52 – 58.
5. Белинская, Е. П., Тихомандрицкая, О. А. Социальная психология личности : учебное пособие для вузов / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 301 с.
6. Волков, Б. С. Психология юности и молодости : учебник для вузов / Б. С. Волков. – М. : Трикста, 2006. – 256 с.
7. Голуб, А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности / А. М. Голуб // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2009. – № 4. – С. 53– 57.
8. Горбач, Н. С. Мотивация в психологии: история и современное состояние проблемы / Н. С. Горбач. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 3 (345). – С. 42 – 44.
9. Жиров, Ю. С. Семья в системе ценностей учащейся молодежи / Ю. С. Жиров // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2004. – № 6. – С. 3 – 12.
10. Зубова, Е. А. Психологические особенности ценностных ориентаций подростков с различной направленностью личности. – Автореф. дис. канд. псих. наук. / Е.А. Зубова. – М., 2000. – 27 с.
11. Здравомыслов, А. Г. Потребность. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. – М. : Политиздат, 1996. – 221 с.
12. Канаева, Н. А. Ценности и их влияние на формирование личности / Н. А. Канаева // Молодой ученый. – 2010. – № 1 – 2. Т. 2. – С. 200 – 202.
13. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. – М. : Эксмо, 2007. – 416 с.
14. Киприянова, Е. В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности/ Е. В. Киприянова // Обществознание в школе. – 2000. – № 2. – С. 50 – 52.
15. Кирилова, Н. А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников / Н. А. Кирилова // Вопросы психологии. – 2000. – № 4. – С. 29 – 37.
16. Колмогорова, Л. С. Исследование ценностно-смысловой сферы в юношеском возрасте / Л.С. Колмогорова // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 2. – С. 212 – 214.
17. Корявая, С. М. Ценностные предпочтения молодежи / С. М. Корявая // Адукацыя і выхаванне. – 2006. – № 10. – С. 49 – 54.
18. Немов, Р. С. Психология : учебник для студентов высшей педагогических учебных заведений : В З КН : Кн.3; Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р. С. Немов. – М : Просвещение: ВЛАДОС, 2005. – 512 с.
19. Ольшанский, В. А. Старшеклассник в изменяющемся мире : социологическое исследование / В. А. Ольшанский // Народное образование. – 2000. – № 3. – С. 117 – 120 с.
20. Погонина, Е. А. Исследование ценностных ориентаций современной молодежи / Е. А. Погонина, Е. О. Васильева; БелГУ // Психологическая культура личности : теория и практика: материалы II Всерос. науч.-практ. конф., Белгород, 23 апр. 2009 г. / Белгор. гос. ун-т ; отв. ред. Н. И. Исаева. – Белгород, 2009. – С. 227 – 231.
21. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Педагогика – Пресс, 2000. – 440 с.
22. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб. : Питер, 2000. – 312 с.
23. Салахова, В. Б. К проблеме исследования ценностных ориентаций в зарубежной и отечественной литературе / В. Б. Салахова // Наука и современность. – 2010. – № 2. – С. 213 – 220.
24. Свинина, Н. Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно ориентированного образования / Н. Г. Свинина // Педагогика. – 2001. – № 7. – С. 27 –34.
25. Сиврикова, Н. В. Проблемы изучения поколений в психологии / Н. В. Сиврикова // Культурно-историческая психология. – 2015. – Т. 11. – № 2. – С.102 – 105.
26. Столяренко, Л. Д. Основы психологии. Учебное пособие / Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. – 672 с.
27. Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты