Формирование навыков выразительного чтения у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование навыков выразительного чтения у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
по дисциплине: «Методика преподавания русского, белорусского языков и литературного чтения»
2022
45.00 BYN
Формирование навыков выразительного чтения у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания русского, белорусского языков и литературного чтения
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ»
1.1 Структура понятия «выразительное чтение»
1.2 Структура понятия «выразительное чтение»
1.2 Структура понятия «выразительное чтение»
1.3 Особенности формирования навыков выразительного чтения у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1 Методы и приемы, способствующие формированию навыка выразительного чтения у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
2.2 Комплекс упражнений, способствующий развитию навыка выразительного чтения у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Значение книг в жизни человека очень велико. В современное время в век и значительных технологий нереально и невозможно обойтись без чтения. В начальной школе дети, которые почти не учатся читать, больше занимаются с компьютером, планшетом или телефоном. Для учеников процесс чтения затягивается, и интерес к процессу чтения ослабевает. Одним из самых важных условий эффективного обучения в школе является отличное владение умением чтения. Это не меньше, чем способность к чтению у современных учеников, что вызывает большую озабоченность как у учителей, так и у и родителей. Потребность в процессе чтения должна возникнуть у ребенка в младшем школьном возрасте. По этой причине проблема обучения школьников грамотному чтению является весьма актуальной.
Чтение – это важнейшая способность человека, без которой он не может познать окружающий мир. По окончании начальной школы все учащиеся читают, но не все умеют читать быстро. Сколько несчастных детей переходят в среднее звено, где они не могут освоить программу. Возникает своего рода психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, возникают конфликты с педагогами и родителями.
Н.Н. Светловская утверждает, что чтение – это важнейший инструмент обучения, инструмент познания окружающего мира и развития интеллектуального потенциала ребенка.
По словам В.А. Сухомлинского: «умение читать означает чувствительность к красоте слова, его прекраснейшей тени. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и сияет всеми цветами и мелодиями окружающего его мира».
Важность проблемы исследования определяется тем, что основное внимание уделяется увеличению числа детей с нарушениями в речевом развитии. На последнем этапе среди учеников, поступающих в начальную школу, увеличивается количество детей с различными нарушениями речи. Наиболее распространенной проблемой среди этих детей является тяжелое нарушение речи.
Значительную трудность в процессе формирования активного общения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи связано с вопросами стиля обучения, приобретение навыков общения, коррекции речи с целью полной адаптации ребенка с речевым нарушением в окружающем мире. Коррекция речевого развития позволяет учащимся младших классов овладеть средствами выразительности (интонацией), которые создают основу не только для овладения навыками чтения как средством общения, но и для дальнейшего обучения грамматике и устному чтению. Эффективность процесса речевого развития дает возможность передать не только вводную информацию, но и собственную эмоциональную ситуацию, что способствует лучшему пониманию новых приобретаемых сведений, большей контактности, непосредственности общения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ»
1.1 Структура понятия «выразительное чтение»
По мнению многих ученых, психологов и педагогов, чтение играет важную роль в образовании, воспитании и развитии человека. «Чтение – важнейший инструмент начальной школы для влияния на духовно– нравственное развитие учеников, развития и укрепления их мышления и любознательности» [4]. «Чтение – это окно, через которое дети видят и познают мир и самих себя», – сказал К.Д. Ушинский [12].
Чтение – это оригинальный механизм приобщения молодежи к образной, научно-популярной и журнальной литературе. Чтение – это не только то, чему учатся и тренируются учащиеся младших классов, но и то, что они изучают в рамках различных учебных предметов и дисциплин. Иными словами, грамотность создается не только как основная форма языковой и интеллектуальной работы, как средство самообразования и саморазвития, но и как сложная категория навыков.
«Навыки чтения – одно из самых сложных психофизиологических образований [15]. Они обладает уникальными взаимосвязанными элементами и характеристиками, связанными с мышлением и речевой деятельностью. Процесс чтения включает в себя волю читателя, его чувства, восприятие, внимание, воображение, память, способности, интересы, установки. Ранее накопленные идеи и представления об окружающем нас мире доводятся до активного состояния. Словарь мобилизуется, словарный запас, которым обладает читатель и который он накопил в ходе языковой, повседневной, индивидуальной и коллективной коммуникации, активизируется усвоенными моделями использования слова, смены слов и формирования слов, построения текста и предложений», – говорит М.И. Оморокова [16].
Чтение, как процесс восприятия, а также интенсивной обработки данных, схематично закодированных в соответствии с концепцией того или иного стиля, считается сложной аналитико-синтетической работой, состоящей из понимания и восприятия слов, наиболее совершенной – чтение взрослых характеризуется слиянием этих двух видов деятельности, также сосредоточенных в семантической части нахождения [8, с. 22].
Чтение – это рецептивная работа, т.е. оно также основано на понимании языковых символов. Согласно суждению, содержащемуся в письме. Также Е. П. Пассов считает, что часть процесса чтения протекает в степени подсознания, а другая часть – в фазе активного сознания [9, с. 114].
В своем следующем высказывании А. А. Миролюбов считает, что цель чтения – это осмысление информации, воспринимаемой зрительно, понимание информации, раскрытие смысловых связей [10, с. 4].
По С. К. Фоломкиной цель чтения заключается в раскрытии смысловых связей письменного текста, которое представляется в письменном виде, или по–другому, извлечение информации, которая содержится в речевом произведении [5, с. 18].
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1 Методы и приемы, способствующие формированию навыка выразительного чтения у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
«Выразительное чтение предполагает выработку определенной совокупности навыков: тон и сила голоса, тембр высказывания, ритм и темп речи, паузы, мелодика тона, логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи – дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением» [13, с. 116].
Определяющую роль в выразительном чтении играет интонация – совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания.
Согласно классификации А.К. Целлитис интонация бывает следующих типов: 1) интеллектуальные; 2) волюнтативные: а) повествовательные; б) побудительные; 3) эмотивные; 4) изобразительные.
Интонация также бывает повествовательная, вопросительная, восклицательная.
Изобразительные типы интонации необходимы для воспроизведения физических свойств явления, предмета. Семантика этих типов интонации связана с такими психическими процессами, как восприятие, ощущение, воображение [16, с. 182].
Интонация представляет собой сложное образование, в которое входят следующие компоненты:
– логическое ударение – выделение слова наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. Удачный выбор важных в логическом смысле слов способствует повышению выразительности чтения;
– фразовое ударение – членение текста на интонационно - смысловые отрезки (фразы) помогает осмыслению предложения, уточнению его содержания;
– паузы (и логические, психологические) – остановки, перерывы в звучании. Паузы, которые делят текст (предложения) на смысловые отрезки, называются логическими. Переход от одной части произведения к другой, который резко отличается по эмоциональному содержанию, осуществляется с помощью психологических пауз;
– темп – это ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания, когда учитываются паузы между речевыми отрезками. Общим требованием к темпу выразительного чтения является соответствие его темпу устной речи: слишком быстрое чтение, чересчур медленное, с излишними паузами, трудно воспринимается;
– тембр речи – звуковая окраска, которая отражает экспрессивно-эмоциональные оттенки (грустный, весёлый, «мрачный» тембр и т.д.). Тембр речи зависит от понимания содержания текста;
– ритм – равномерное чередование ударных и безударных слогов (т.е. следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса);
– сила голоса – это степень его громкости, его усиления или ослабления. Выражается в общей громкости звучания;
– высота голоса – движение голоса по звукам разной высоты. Голос необходимо понижать в конце повествовательного предложения, повышать – на смысловом центре вопроса, поднимать вверх, а затем резко падать на месте тире. Также существует интонация смысловая (психологическая), которая определяется содержанием и отношением к нему [18, с. 34].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приобретение учащимися навыков чтения является важным фактором для эффективного изучения всех предметов в школе, но чтение – один из важнейших внеклассных методов получения информации, один из каналов, обеспечивающих разностороннее влияние на учащихся. Как особая форма работы, чтение является прекрасной возможностью для духовного, эстетического и языкового воспитания учащихся. Формирование и совершенствование навыков чтения требует регулярных и целенаправленных занятий. Обучение учащихся начальной школы навыкам чтения высшего качества считается одним из важнейших более комплексным, чем в начальной школе. Процесс чтения состоит из двух взаимозависимых нюансов – семантического и технологического, которые формируют как визуальный, так и аудиальный речевой аппарат, и хотя этот процесс унитарен, развитие его частей осуществляется каждым индивидуумом.
У детей с тяжелыми нарушениями речи при чтении наблюдается частые смешения и пропуски букв, замена одних букв другими при смешении звуков, сходных по артикуляции и звучанию, затруднения при сливании букв в слоги и слова. Ошибки в чтении закономерно связаны с дефектами произношения. Лексические, морфологические и синтаксические трудности нередко наслаиваются и дополняют друг друга, что приводит к значительным нарушениям чтения и в итоге к не сформированности читательской компетенции.
Выразительное чтение организуется путем специально отобранных методов и приемов. Подготовка к выразительному чтению осуществляется с помощью применения упражнений. Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Используя методы и приемы, необходимо учитывать возрастные особенности детей, уровень сформированности у них необходимых умений и навыков, а также требования программы. Материалом выразительного чтения в школе являются художественные произведения: рассказы, сказки, басни, стихотворения и т.д.
Выразительное чтение организуется с помощью ряда сознательно выбранных методов и способов. Выразительное чтение организуется при поддержке применения специальных способов и методов. Самое главное условие правильной речи – это мягкое продолжительное дыхание, точное и неакцентированное произношение. В связи с особенностями формирования абсолютно всех речевых сторон у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи используются методические приемы, направленные на коррекцию темповой речевой стороны учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи. Формирование навыков выразительного чтения осуществляется следующими способами: четкое произношение звуков, слогов, текстов, рифм, четверостиший во время артикуляционных упражнений; хоровое чтение; копирование примера живого чтения; чтение по ролям, словесная драма; специальные методы и приемы для развития способности сознательно использовать определенные виды тональных средств.
1. Аксёнова А. К. Специальная методика обучения русскому языку во вспомогательной школе / А. К. Аксёнова. – М. : Просвещение, 2005. – 512 с.
2. Алтухова, Т. А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Т. А. Алтухова. – М. : МПГУ, 1995. – 233 с.
3. Артемов, В. А. Психология речевой интонации: лекции к спецкурсу / В. А. Артемов. – М. : Просвещение, 1986. – 79 с.
4. Бенилова, С. Ю. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика) / С. Ю. Бенилова, Л.Р. Давидович. – М. : МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2015. – 536 c.
5. Буяльский, Б. А. Искусство выразительного чтения: книга для учителя / Б. А. Буяльский. – М. : Юнити-Дана, 2006. – 245 с.
6. Емельянова, Л. Ф. Формирование интонационной стороны речи у учащихся с речевой патологией / Л. Ф. Емельянова // Школьный логопед. – 2004. – № 2. – С. 35–41.
7. Копачевская, Л. А. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями: автореф. дис. … пед. наук: 13.00.03 / Л. А. Копачевская, 2000. – 182 с.
8. Кубасова, О. В. Выразительное чтение / О. В. Кубасова. – М. : Дело, 2001. – 144 с.
9. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда / Р. И. Лалаева. – М. : Владос, 1998. – 224 с.
10. Ларина, Е. А. Формирование интонационной стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи в структуре коррекции нарушения письма : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Е. А. Ларина. – Екатеринбург: Уральск. гос. пед. ун-т, 2007. – 19 с.
11. Логопедия: учебник / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Владос, 1998. – 680 с.
12. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников : учебное пособие / Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова. – СПб. : СОЮЗ, 2006. – 151 с.
13. Маерова, К. В. Выразительное чтение / К. В. Маерова. – М. : РУДН, 2003. – 145 с.
14. Методика выразительного чтения : учебное пособие / Под ред. Т. Ф. Завадской. – М. : Просвещение, 1977. – 463 с.
15. Мисаренко, Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе / Г. Г. Мисаренко. – М. : Дом педагогики, 2005. – 347 с.
16. Михайличенко, Л. А. Развитие интонационной выразительности речи у детей с нарушением речевой деятельности / Л. А. Михайличенко. – Ставрополь : Книгсвет, 2000. – 210 с.
17. Найденов, Б. С. Методика выразительного чтения / Б. С. Найденов. – М. : Просвещение, 1977. – 191 с.
18. Оморокова, М. И. Совершенствование чтения младших школьников / М. И. Оморокова. – М. : Академия, 1997. – 432 с.
19. Парамонова, Л. Г. Воспитание связной речи у детей / Л. Г. Парамонова. – М. : Детство-Пресс, 2017. – 542 c.
20. Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе: метод. рекомендации / Сост. C. Г. Калашникова. – Омск : Изд. ОмГУ, 2004. – 42 с.
21. Светловская, Н. Н. Методика обучения чтению: что это такое? / Н. Н. Светловская // Начальная школа. – 2005. – № 2. – С. 11–14.
22. Усанова, О. Н. Специальная психология: учеб. пособие / О. Н. Усанова. – СПб. : Питер, 2006. – 400 с.
23. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : учеб. пособие / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 1989. – 223 с.
24. Черноморов, А. И. Практикум по выразительному чтению : пособие для учителей начальных классов / А. И. Черноморов, А. И. Шустова. – М. : Дана, 2000. – 388 с.
25. Шаромова, В. С. Формирование навыка чтения у детей с общим недоразвитием речи / В. С. Шаромова // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 4-2. – С. 83–87.
26. Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. – М. : ACT; Астрель, 2009. – 222 с.
27. Шишкова, С. Ю. Буквограмма. В школу с радостью. Коррекция и развитие письменной и устной речи у детей от 5 до 14 лет / С. Ю. Шишкова. – М. : Феникс, 2016. – 673 c.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты