Оборонительные бои летом 1941 г. на территории Беларуси
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Оборонительные бои летом 1941 г. на территории Беларуси»
по дисциплине: «История России и Украины»
2022
45.00 BYN
Оборонительные бои летом 1941 г. на территории Беларуси
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: История России и Украины
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. БЕЛОРУССКАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ (22 ИЮНЯ — 9 ИЮЛЯ 1941)
1.1. Начало немецкого наступления и советские контрудары
1.2. Оборона Минска и Минский котел
ГЛАВА 2. ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ БОИ В ИЮЛЕ - АВГУСТЕ 1941 Г. НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ
2.1. Оборонительные бои на Витебщине. «Катюша» в городе Орша
2.2. Оборона Могилева
2.3. Гомельская оборонительная операция
ГЛАВА 3. ЛЕПЕЛЬСКИЙ КОНТРУДАР 6-11 ИЮЛЯ 1941 Г.
ГЛАВА 4. ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЙ КРАСНОЙ АРМИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ВОЙНЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. События Второй мировой войны на долгие годы впечатались в сознание людей, переживших те ужасные времена. Отголосок бурного времени испытывают не только современники войны, но и их сегодняшние потомство. Поэтому крайне важно раскрыть ход войны разносторонне, без предвзятости.
Сейчас не утихают различные споры вокруг интерпретации, анализа, оценки многих страниц военной истории, что в свою очередь дает основание к лучшему пониманию многих проблем, но, с другой стороны, и на дальнейшую мифологизацию отечественной истории, что влечет за собой необъективную и неполную реконструкцию тогдашних событий. Поэтому беспристрастность научного исследования должна основываться на широком круге материалов, особенно новых, неопубликованных архивных источников.
Историческая наука на современном этапе должна ставить задачу преодоления советских мифов, клише и выработки качественно новой концепции истории Беларуси, в том числе истории Второй мировой войны. В этих условиях постановка темы является научно актуальной в контексте возрождения и сохранения исторической памяти.
Объект исследования – события периода советско-нацистской войны 1941 гг.
Предмет исследования – военные действия на территории Беларуси периода 1941г.
Цель исследования заключается в осуществлении исторической реконструкции действия на территории Беларуси периода 1941г.
Для достижения указанной цели предусмотрено решение следующих исследовательских задач:
- исследовать белорусскую стратегическую оборонительную операцию (22 июня — 9 июля 1941);
- раскрыть процесс оборонительные бои в июле — августе 1941 г. на территории Беларуси;
- рассмотреть основные действия Красной Армии при лепельском контрударе 6-11 июля 1941 г.;
- выяснить причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны.
Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. БЕЛОРУССКАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ (22 ИЮНЯ - 9 ИЮЛЯ 1941)
1.1. Начало немецкого наступления и советские контрудары
В военной теории и практике применяются понятия: «театр войны», «театр военных действий». Театр войны – это территория суши, акватория океану и воздушное пространство над ними, в пределах каких вооруженные силы государств (коалиции государств) могут вести или ведут военные действия стратегического масштаба. Театр войны может включать в себя несколько театров военных действий.
Театр военных действий (ТВД) – это часть территории континента с прибрежными водами океана, внутренними морями и воздушным пространством, в пределах которых могут разворачиваться и проводить военные действия стратегические группировки Вооруженных сил (сухопутные войска, авиация, ВМС). На территории Беларуси разворачивались, а затем вели боевые действия оперативно-стратегические объединения Вооруженных Сил СССР и Германии - Западный фронт и группа армий «Центр».
В предвоенные годы высшим политическим и военным руководством СССР территория Беларуси рассматривалась как западный театр военных действий, прикрывавших стратегическое направление на Смоленск-Москву. Об этом свидетельствуют предвоенные документы, мемуары советских военачальников. Территорию Беларуси именно как театр военных действий на западном стратегическом направлении рассматривает в своих мемуарных и научных трудах генерал-полковник Л.М. Сандалов, бывший начальник штаба 4-й армии Западного Особого военного округа (далее – ЗапОВО) [1, с. 124].
В 20-е гг. XX века между Третьим Рейхом и СССР произошли переговоры, связанные с Договором о ненападении. Инициатором этих переговоров была немецкая сторона, которая уже во время войны начала первые переговоры с большевиками. Венцом этих переговоров стал пакт Молотова-Риббентропа от 23 августа 1939 г. [10, с. 39].
Беспокойство вызывал тот факт, что Сталин использовал возможности, связанные с расширением своих территорий. Речь идет об увеличении своих территорий, о наступлении советских войск на территории Буковины и Бессарабии. Нефтяные месторождения, находившиеся в этом регионе, были ценным сырьем в 1939 г., в 1939-1945 гг., 1945 г., когда главной силой как Третьего Рейха, так и СССР были танковые войска.
ГЛАВА 2. ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ БОИ В ИЮЛЕ - АВГУСТЕ 1941 Г. НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ
2.1. Оборонительные бои на Витебщине. «Катюша» в городе Орша
Когда над Витебском и областью нависла угроза вражеской оккупации, партийные и государственные органы развернули работу по созданию подпольных организаций для борьбы в тылу врага. В скором порядке из Витебска и районных центров проводилась эвакуация ценностей на Восток.
Витебский райком КПБ и райвоенкомат проводили мобилизацию в армию людских резервов, тягловой силы и техники на территории района. Проходила эвакуация в советский тыл детских домов, гражданского населения, шел вывоз тракторов, скота и других ценностей. На территории района по указанию партийных органов стали создаваться истребительные группы. Одна из них действовала на территории Зароновского сельского совета.
В июле 1941 г. территория Витебского района стала ареной ожесточенных боев. Немцы придавали большое значение захвату Витебска, ведь за ним открывался путь на Смоленск и Москву. Немецкие войска вступили на территорию района 8 июля 1941 г. В этот день на станцию В. Село прибыл товарный поезд с имуществом предприятий, магазинов, складов и другими вещами с Шумилино.
Утром 11 июля советские войска вынуждены были покинуть Витебск.
Ожесточенные бои с превосходящими силами врага происходили и в районе Янович, где 13 июля танками и мотоциклистами противника был атакован штаб 25-го стрелкового корпуса, и в районе Суража, где полк милиции полковника А.Л. Радюка вел бой с фашистами, прикрывая отход наших войск. За организацию обороны г. п. Суража А.Л. Радюк был награжден орденом Красного Знамени в боевых документах июля 1941 г. упоминаются бои возле населенных пунктов Витебского района: Осиновка, Маклаки, Старинка, Латыши, вороны, Заболотинки, Прудники и других [15, с. 47].
В конце июня 1941 г. на заводе имени Коминтерна в Воронеже были собраны первые две боевые пусковые установки БМ-13, любовно прозванные советскими солдатами «Катюшами». «Катюша» стала первой созданной в нашей стране мобильной многозарядной реактивной системой залпового огня (РСЗО). 14 июля 1941 г. батарея дала залп по захваченному фашистскими войсками железнодорожному узлу города Орши. Это стало боевым крещением «Катюш». В результате мощного огневого удара одновременно 112 реактивными снарядами были уничтожены вражеские эшелоны, боеприпасы и переправа через реку Оршицу. Так, переправа противника была сорвана, и развить успех на этом направлении ему не удалось.
ГЛАВА 3. ЛЕПЕЛЬСКИЙ КОНТРУДАР 6-11 ИЮЛЯ 1941 Г.
Исследование тех событий в контексте поставленных вопросов убеждает в том, что Лепельская операция действительно определялась широким использованием танковых соединений, как с советской, так и с немецкой стороны. Но называть те события танковой битвой под Сенно можно только с учетом следующих фактов и факторов.
Во-первых, документы оперативного отдела штаба Западного фронта о боевых действиях 5-го и 7-го механизированных корпусов 20-й армии содержат историческую название того контрудара - «Лепельская операция». [20, с. 14-16].
Во-вторых, в документальных материалах не удалось обнаружить факта одновременного столкновения с двух сторон множества танков, общее число которых превышало бы даже 300 единиц, не говоря о цифре почти 3 тыс. боевых машин.
В-третьих, фактически «Лепельская операция» распалась на два самостоятельных контрудара, которые, согласно отданному приказу, наносились по разным направлениям: 7-й механизированный корпус в составе 14-й и 18-й танковых дивизий наступал из района Витебска на Бешенковичи - Лепель; 5-й механизированный корпус в составе 13-й и 17-й танковых и 109-й мотострелковой дивизий наносил удар из района Орши на Сенно - Лепель. Фактически контрудары были проведен в указанной последовательности, но с розницей в два дня. Конечной целью контрударов был выход в район Лепеля для нанесения удара во фланг и тыл Полоцкой группировки противника.
В архивном документе говорится, к чему привела склонность многих военачальников и командиров действовать «лобовыми ударами», «конной лавой», «навалом», известными со времен Гражданской войны, в 7-м механизированном корпусе, имевшем 526 танков. Так, с 9 по 20 июля корпус прошел путь с боями в районе Рудня - Лиозно-Бешенковичи и обратно в Лиозно. В этом рейде корпус потерял все танки по причине того, что в первый день корпус начал без разведки лобовую атаку на узел обороны противника, в результате потерял сразу 100 танков. Далее, снова в результате отсутствия разведки, корпус попал под перекрестный огонь двух замаскированных танковых колонн противника и также потерял много танков. Потом корпус отошел в болото. Много танков загрузило, а остальные были потеряны по дорогам. Так преступно был потерян один из крепких корпусов.
ГЛАВА 4. ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЙ КРАСНОЙ АРМИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ВОЙНЫ
Противоположными сложились оценки немецкой и советской сторон на исход начального периода войны. Успехи немецких войск вызвали эйфорию среди высшего руководства Германии. 8 июля 1941 г. министр пропаганды Германии Геббельс в своем дневнике записей: «В нашей победе над Россией никто больше не сомневается». Поддались эйфории и немецкие военачальники. Гальдер в дневнике 3 июля 1941 г. оставил такие размышления: «Поверх восточнее Западной Двины и Днепра мы можем встретить сопротивление только отдельных групп, которые, учитывая их численность, не смогут серьезно помешать наступлению немецких войск».
Взгляды генералитета разделял и Гитлер, который 4 июля 1941 г. заявил: «Я постоянно стараюсь поставить себя в положение противника “ Практически он войну проиграл. Хорошо, что мы разгромили танковые и военно-воздушные силы русских в самом начале. Русские не смогут их больше восстановить» [25, с. 649]. Исходя из такой оценки перспектив войны против СССР, 14 июля 1941 г. Гитлер подписал директиву, которой требовалось: «основные усилия в части вооружения переносятся на военно-воздушные силы, боеспособность которых необходимо значительно повысить» [23, с. 96]. Как свидетельствует директива, на то время для Гитлера основным противником представлялся уже не Советский Союз, а Англия, для борьбы с которой и требовались мощные военно-воздушные силы.
Иначе оценивала перспективы войны советское политическое и военное руководство. Председатель Государственного Комитета Обороны И.В. Сталин в речи по радио 3 июля 1941 г. заявил: «Наши силы неисчислимы. Враг, который зазнался, должен будет скоро убедиться в этом» [23, с. 96]. Несмотря на понесенные колоссальные потери, перед советским командованием возникла новая задача: развернуть и ввести в боевые действия по линии рек Западная Двина и Днепр войска 2-го стратегического эшелона, которые должны были прикрыть направление на Москву.
Итак, начало войны для войск Западного фронта сложился неблагоприятным, фронт понес катастрофические потери в людях и боевой технике, все его дивизии требовали переформирования, он не смог задержать противника на стратегическом московском направлении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В предвоенные годы высшим политическим и военным руководством СССР территория Беларуси рассматривалась как западный театр военных действий, прикрывавших стратегическое направление на Смоленск-Москву. Об этом свидетельствуют предвоенные документы, мемуары советских военачальников.
1. Территорию Беларуси именно как театр военных действий на западном стратегическом направлении рассматривает в своих мемуарных и научных трудах генерал-полковник Л.М. Сандалов, бывший начальник штаба 4-й армии ЗапОВО. Таким образом, в предвоенные годы осуществлялся комплекс мероприятий по оборудованию территории Беларуси как Западного театра военных действий, по взрывчатке населения к возможной войне. Но большинство оборонных мероприятий не было завершено; генерал-полковник Л. Н. Сандалов справедливо отметил, что «театр военных действий, на котором пришлось действовать войскам Западного фронта, до начала войны оказался неподготовленным».
Начальный период войны на территории Беларуси (западном ТВД) по характеру боевых действий можно разложить на три отличительных этапа.
1 этап: боевые действия Западного фронта 22-25 июня 1941 г., когда командования фронта и армий пытались организовать оборону своих районов прикрытия, нанесение контрударов и др.
2 этап: 25 июня - июля 1941 г. вынужден отход войск Западного фронта. Минский «котел».
3 этап: 2-5 июля 1941 введение в боевые действия войск 2-го стратегического эшелона-Западного фронта 2-го формирования.
В литературе наблюдаются разночтения насчет событий и времени Минской обороны 1941 года. 26 июня 1941 г. совершил подвиг командир эскадрильи 42-й авиадивизии капитан М.Ф. Гастелло, который во время бомбардировки на дороге Молодечно-Радошковичи войск 39-го мотокорпуса направил свой горящий огнем самолет на колонну немецкой боевой техники, за что был удостоен звания Героя Советского Союза.
2. Когда над Витебском и областью нависла угроза вражеской оккупации, партийные и государственные органы развернули работу по созданию подпольных организаций для борьбы в тылу врага. В скором порядке из Витебска и районных центров проводилась эвакуация ценностей на Восток.
1. 1941 год: Страна в огне: в 2 кн. Кн. 1. Очерки./ Коваленя А.А., Смолий В.А., Чубарьян А.О. (ред.) // ОЛМА Медиа Групп . — Москва, 2011. С. 313.
2. Алиев, Р. В. Брестская крепость. Воспоминания и документы / Р. В. Алиев. – М. : 2010; Данясенне аб ходзе баявых дзеянняў пры ўзяцці Брэст-Літоўска // Беларуская думка. 2010. № 5. С. 93–97;
3. Алиев, Р. В. Брестская крепость. Воспоминания и документы… С. 152. 16 Брестская крепость. Война и мир / автор концепции и текста А. Суворов. Брест, 2010. С. 223.
4. Беларусь в годы Великой Отечественной войны 1941–1945. - Минск, 2005. - С. 62.
5. Брест. Лето 1941 г. Документы. Материалы. Фотографии. – Смоленск : 2016.
6. Брэсцкай крэпасці абарона 1941 // Беларусь у Вялікай Айчыннай вайне, 1941–1945: энцыклапедыя. - Мінск, 1990. С. 95-97.
7. Великая Отечественная война 1941–1945 годов : в 12 т. Т. 1: Основные события войны. Москва, 2011; Великая Отечественная война 1941–1945 годов: в 12 т. Т. 2: Происхождение и начало войны. Москва, 2012.
8. Ганцар К. “Гераізм, трагізм, мужнасць”. Музей абароны Берасцейскай крэпасці / К. Ганцар, А. Пашкевіч // ARCHE. - 2013. - № 2. - С. 43–60.
9. Ганцер К. Немецкие и советские потери как показатель продолжительности и интенсивности боев за Брестскую крепость // Беларусь і Германія: гісторыя і сучаснасць: матэрыялы Міжнароднай навуковай канферэнцыі. Мінск, 5 красавіка 2013 г. Вып. 12. Мінск, 2014. С. 44–52.
10. Ганцер К. Переводчик виноват: влияние перевода на восприятие исторических событий (на примере отчета генерал-майора Фрица Шлипера о боевых действиях по захвату Брест-Литовска) // Беларусь і Германія: гісторыя і сучаснасць: матэрыялы Міжнароднай навуковай канферэнцыі. Мінск, 5 красавіка 2013 г. Вып. 13: у 2 т. Т. 1. Мінск, 2015. С. 39–45.
11. Ганцэр, К. Нямецкія і савецкія страты як паказчык працягласці і інтэнсіўнасці баёў за Брэсцкую крэпасць / К. Ганцэр // АRCHE. - 2014. - № 5. - С. 135–153.
12. Героическая оборона. Минск, 1963. С. 17; Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945: краткая история. Москва, 1984. С. 58; Бресткая крепость // Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. Москва, 1985. - С. 110-111.
13. Данясенне камандзіра 45-й пяхотнай дывізіі генерал-маёра Ф. Шліпера аб ходзе баявых дзеянняў пры ўзяцці БрэстЛітоўска (22.6–29.6.41 г.) // Новікаў С. Я. Беларусь улетку 1941 года: новыя падыходы ў даследаванні баявых дзеянняў. 2‑е выд., дап. і выпр. Смаленск, 2015. С. 161–162.
14. Данясенне камандзіра 45‑й пяхотнай дывізіі генерал-маёра Ф. Шліпера аб ходзе баявых дзеянняў пры ўзяцці Брэст-Літоўска (22.6–29.6.41 г.) // Новікаў С. Я. Беларусь улетку 1941 года: новыя падыходы ў даследаванні баявых дзеянняў… С. 162.
15. История Второй мировой войны 1939–1945: в 12 т. Т. 4: Фашистская агрессия против СССР. Крах стратегии “молниеносной войны”. Москва, 1975. С. 47.
16. Новікаў, С. Новыя факты і ацэнкі па гісторыі Брэста і Брэсцкай крэпасці летам 1941 года / С. Новікаў // Беларускі гістарычны часопіс. - 2016. - № 5. - С. 38.
17. Новікаў, С. Я. Абарона Брэсцкай крэпасці летам 1941 года ў ацэнцы гістарыяграфіі і ў святле дакументаў / С. Я. Новікаў // Беларуская думка. - 2010. - № 5. - С. 88–92.
18. Новікаў, С. Я. Абарона Брэсцкай крэпасці: гістарыяграфічныя міфы і гістарычная рэальнасць / С. Я. Новікаў // Историческое наследие 1941 года в исследованиях и экспозициях музеев. Материалы Международной научной конференции, посвященной 70‑летию обороны Брестской крепости (Брест, 9–11 июня 2011 г.). Брест, 2013. С. 29.
19. Новікаў, С. Я. Лепельская аперацыя – франтавы наступальны контрудар войск Заходняга фронту ў Беларусі летам 1941 года / С. Я. Новікаў // Ученые записки УО «ВГУ им. П. М. Машерова»: сб. научн. трудов. 2013. Т. 16. - С. 18–34.
20. Новікаў, С. Я. Лепельская аперацыя летам 1941 года: спроба навуковай інтэрпрэтацыі / С. Я. Новікаў // Беларускі гістарычны часопіс. – 2012. - № 11. - С 14–24.
21. Паваліхіна, В. С. Буйніцкае поле / В. С. Паваліхіна // Беларусь у Вялікай Айчыннай вайне, 1941–1945: энцыклапедыя. Мінск, 1990. С. 103. 41 Бой 2‑га батальёна 6‑га танкавага палка пад Магілёвам // БГЧ. 2007. № 7. С. 13–19.
22. Платонов, Р. П. О причинах поражения войск Западного фронта в первые месяцы войны / Р. П. Платонов // Беларусь, 22 июня 1941 года: Говорят архивы…: Материалы к заседанию «круглого стола», посвященного 60-летию начала Великой Отечественной войны (июнь 2001 г.). - Минск, 2001. С. 51–65.
23. Федэральны ваенны архіў Германіі (далей ВА-МА). RH 26–45/27: Gefechtsbericht über die Wegnahme von Brest-Litowsk v. 8.07.1941. Bl. 6–17; Данясенне аб ходзе баявых дзеянняў пры ўзяцці Брэст-Літоўска // Беларуская думка. 2010. № 5. С. 96.
24. Hartmann Ch. Wehrmacht im Ostkrieg. Front und militärisches Hinterland 1941/42. München, 2009. S. 259–266; Ganzer Ch., Paschkovich A. “Heldentum, Tragik, Tapferkeit”. Das Museum der Verteidigung der Brester Festung // Osteuropa. 2010. Nr. 12. S. 81–97;
25. Hürter J. Hitlers Heeresführer. Die deutschen Oberbefehlshaber im Krieg gegen die Sowjetunion 1941/42. München, 2006. S. 649.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты