Развитие аудиторского контроля в Республике Беларусь
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие аудиторского контроля в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Финансы и финансовый рынок»
2022
45.00 BYN
Развитие аудиторского контроля в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Финансы и финансовый рынок
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Поделиться
Введение
Глава 1 Сущность аудиторского контроля
1.1 Понятие, роль, и виды аудиторского контроля
1.2 Методы регулирования аудиторской деятельности
1.3 Зарубежный опыт регулирования аудиторской деятельности
Глава 2 Государственное регулирование аудита в Республике Беларусь
2.1 Нормативно-правовая база, регулирующая аудиторскую деятельность в Республике Беларусь
2.2 Проблемы развития аудиторского контроля в Республике Беларусь
Глава 3 Совершенствование аудиторского контроля в Республике Беларусь
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Экономические решения в каждом обществе должны основываться на информации, доступной на момент принятия решения. Например, решение банка предоставить ссуду бизнесу основывается на предыдущих финансовых отношениях с этим бизнесом, финансовом состоянии компании, отраженном в ее финансовой отчетности, и других факторах. Чтобы решения соответствовали намерениям лиц, принимающих решения, информация, используемая в процессе принятия решений, должна быть надежной. Ненадежная информация может привести к неэффективному использованию ресурсов в ущерб обществу и самим лицам, принимающим решения. По мере усложнения общества возрастает вероятность того, что лицам, принимающим решения, будет предоставлена недостоверная информация. Причин тому несколько: удаленность информации, объемность данных и наличие сложных операций.
В качестве средства преодоления проблемы недостоверной информации лицо, принимающее решение, должно разработать метод, гарантирующий ему, что информация достаточно надежна для принятия этих решений. При этом он должен сопоставить затраты на получение более надежной информации с ожидаемыми выгодами.
Распространенный способ получить такую достоверную информацию – это провести аудит независимыми лицами. Затем проверенная информация используется в процессе принятия решений при условии, что она является достаточно полной, точной и беспристрастной.
Контроль является одной из важнейших функций управления и представляет собой систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект. Одним из видов контроля является аудиторский контроль.
Аудит – это независимый финансовый контроль, цель которого – установить достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствие финансовых (хозяйственных) операций действующему законодательству. Следует отметить, что аудит включает в себя не только проверку достоверности отчетности компании, но и изучение бухгалтерских балансов, финансовой отчетности и разработку предложений по совершенствованию хозяйственной деятельности, проводимых аудиторами.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ АУДИТОРСКОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Понятие, роль, и виды аудиторского контроля
Аудиторский финансовый контроль возник в условиях формирования рыночных отношений. Появление такого вида контроля обусловлено изменением методов регулирования экономики. Создание организаций, банков, других юридических лиц, основанных на негосударственных формах собственности, потребовало решения вопроса о формах и субъектах проведения контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью, независимых от государства, насколько это возможно. Это объясняется тем, что контроль уполномоченных государственных органов направлен на защиту интересов государства, что говорит о его заведомой предвзятости. В рыночной экономике необходим институт независимого контроля, ориентированный на нужды всех участников экономической деятельности без заведомой ангажированности. Хозяйствующие субъекты объективно заинтересованы в достоверности и качественном ведении учета и отчетности их финансово-хозяйственной деятельности, что в конечном итоге отвечает и интересам государства, поскольку саморегулирование экономической деятельности хозяйствующих субъектов посредством института независимого финансового контроля (аудита) необходимо для построения правового государства.
Аудит – одна из форм финансового контроля, необходимость в которой возникла одновременно с появлением и развитием товарно-биржевых и денежных отношений. Основной предпосылкой возникновения и становления аудита было то, что существовало разделение интересов между собственниками предприятий и теми, кто работал по найму.
Получение достоверной информации относительно финансового состояния предприятия для дальнейшей реальной оценки бизнеса и возможности прогнозирования и планирования своей деятельности создало потребность для собственников бизнеса в аудите.
Основная цель аудита заключается в проведении независимого исследования по поводу достоверности финансовой и бухгалтерской отчётности предприятия, а также соответствия осуществленных хозяйственных операций нормам законодательства [9, с. 117].
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Нормативно-правовая база, регулирующая аудиторскую деятельность в Республике Беларусь
Основным нормативным документов, регламентирующим аудиторскую деятельность в Республике Беларусь, является Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 12 июля 2013 г. № 56–З (с посл. изм. и доп.). Данный закон определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, устанавливает права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов, а также регулирует отношения, возникающие в процессе государственного регулирования аудиторской деятельности [14].
Письмо Министерства финансов от 14.04.2020 об особенностях формирования аудиторской документации, в соответствии с которым отчет по результатам аудита и аудиторское заключение, к которому он прилагается, должны быть подписаны одним и тем же лицом. Отчет должен быть подписан от аудиторской организации ее руководителем, а в отсутствие руководителя - лицом, исполняющим его обязанности. Отчет может подписываться заместителем руководителя аудиторской организации при наличии приказа, распоряжения, иного документа, оформленного в установленном порядке, подтверждающего полномочия заместителя руководителя на его подписание. Кроме руководителя аудиторской организации отчет подписывается всеми аудиторами, принимавшими участие в аудите. В случае если аудит проводило несколько групп аудиторов, отчет может быть подписан их руководителями [22].
Указ Президента Республики Беларусь от 26 ноября 2019 года №429 «О международных стандартах аудиторской деятельности» определяет введение международных стандартов аудиторской деятельности и Кодекса этики в действие на территории Республики Беларусь Советом Министров Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов, не относящихся к области технического нормирования и стандартизации [23].
Постановление Совета министров Республики Беларусь от 18 декабря 2013 г. №1098 «О порядке проведения аттестации» (с посл. изм. и доп.) утверждает порядок аттестации физических лиц, претендующих на право получения квалификационного аттестата аудитора, и подтверждения квалификации аудиторами. Аттестация на право получения квалификационного аттестата аудитора проводится в форме квалификационных экзаменов [24].
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АУДИТОРСКОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Во всем мире аудит давно превратился в инфраструктурный сектор экономики. Сегодня, когда Республика Беларусь сталкивается с трудностями переходного периода, аудиторская деятельность становится приоритетной в сфере финансового контроля и требует более глубокого изучения и применения как неотъемлемая часть рыночной экономики.
Но имеется много проблем в развитии белорусского аудита: это нарушение ценового законодательства, ведение документации, несоблюдение правил проведения аудита, что приводит к снижению качества аудиторских услуг, а, следовательно, к увеличению в рисках проверяемых организаций. Поэтому вопрос развития аудита в нашей стране, а также его значимости в современной экономике становится все более актуальным.
Рынок аудиторских услуг в Беларуси активно развивается. Расширение международных экономических связей, углубление интеграционных процессов привело к необходимости гармонизации национальных стандартов аудита с международными, повышения эффективности и качества аудита.
Принятие в 2013 году нового закона «Об аудиторской деятельности» было продиктовано необходимостью формирования соответствующей правовой базы, регулирующей отношения в сфере аудита. Расширение международных экономических связей, углубление интеграционных процессов обусловили необходимость гармонизации национального законодательства с международными требованиями, а также повышения эффективности и качества аудита [16, c. 125].
Следует отметить, что белорусские ученые и практики уже несколько лет работают над созданием инновационных технологий аудита на основе международных принципов, применимых к национальным правилам и условиям. Создание таких технологий и программных продуктов является долгим и дорогим процессом. Западные компании тратят на это десятки миллионов долларов. Система поддержки, действующая в Беларуси – Принятие решений «Аудит» (ДСС «Аудит») позволяет внедрить национальные правила аудита на этапе планирования, оценить качество аудита сразу после выдачи заключения, выбрать аудиторов во время проведения тендеров. Также разработана рейтинговая методология, позволяющая определять принадлежность аудиторов к определенным группам и исключающая публикацию прямых показателей эффективности (объемы продаж, количество аудиторов). В экспортной версии программа предлагается для Российской Федерации, Украины и Казахстана (в версии ISA) [17, с. 67].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Потребность в услугах аудитора возникла в связи с разделением интересов тех, кто непосредственно участвует в управлении предприятием (администрация, менеджеры), инвестирует в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также со стороны государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятия. В то же время аудит позволяет получить объективную и достоверную информацию о деятельности субъектов хозяйствования, что обеспечивает эффективное управление организацией, повышает доверие к ней со стороны инвесторов, деловых партнеров и общества. Аудит может быть различным, но его суть остается неизменной и заключается в выражении мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствии финансовых (хозяйственных) операций законодательству.
В Республике Беларусь по состоянию на 31 декабря 2020 года 1350 аудиторов, 335 аудиторов – индивидуальных предпринимателей, 73 аудиторских организаций. Из общего числа аудиторов 332 аудитора имеют специальную подготовку в области МСФО, 89 аудиторов имеют свидетельство о соответствии квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, предъявляемым к аудиторам, оказывающим аудиторские услуги в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах. В 2020 году выдано 26 квалификационных аттестатов аудитора, аннулировано 70 квалификационных аттестатов аудитора.
То есть количество аудиторов в отчетном периоде уменьшилось. Это свидетельствует о нестабильном состоянии данного сегмента предпринимательской деятельности. Однако само количество проверенных организаций за 2018-2020 гг. имело тенденцию к росту. Объем аудиторских услуг, оказываемых аудиторскими компаниями в анализируемый период, постепенно увеличивался. В 2019 году прирост объема услуг, оказанных аудиторами, составил 27,2%, а в 2020 году – 14,2%. При анализе структуры аудиторских услуг выявлено увеличение доли сопутствующих услуг, и уменьшение доли аудита. Это свидетельствует о востребованности таких услуг, поскольку обязательный аудит определен законом, а потребность в сопутствующих услугах возникает, как правило, непосредственно из хозяйственной и производственной деятельности субъекта хозяйствования.
1 Бойко, А. В поисках справедливости / А. Бойко // Финансы, учет аудит. – 2019. - №3. – С. 30-33.
2 Федоренко, И. В. Аудит : учебник / И.В. Федоренко, Г.И. Золотарева. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 272 с.
3 Итоги аудиторской деятельности за 2020 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minfin.gov.by/auditor_activities/market_indicators/doc/d7176fe4812a4b2c.html
4 Итоги аудиторской деятельности за 2018 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/auditor_activities/market_indicators/doc/28ffd693cd6f4534.html.
5 Итоги аудиторской деятельности за 2019 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/auditor_activities/market_indicators/doc/8c2856e594f94b3c.html.
6 Касьянова, С. А. Аудит : учебное пособие / С.А. Касьянова. — Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2020. — 196 с.
7 Коротаев, С. Л. Аудит по новому Закону и в новых условиях: первые итоги, проблемы, перспективы / Коротаев С. Л., Немеровец А. В. // Бухгалтерский учет и анализ. – 2016. – № 1. – С. 7–11.
8 Коротаев, С. Л. Перспективы развития аудиторской деятельности / С.Л. Коротаев // Финансы, учет, аудит. – 2015. – № 5. – С. 15–17.
9 Скачко, Г. А. Аудит : учебник для бакалавров / Г. А. Скачко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. — 300 с.
10 Аудит : учебник для бакалавров / А. Е. Суглобов, Б. Т. Жарылгасова, В. Ю. Савин [и др.] ; под ред. д. э. н., проф. А. Е. Суглобова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. - 373 с.
11 Кочинев, Ю. Ю. Аудит в соответствии с международными стандартами : учебник / Ю.Ю. Кочинев. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 370 с.
12 Парушина, Н. В. Аудит: основы аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок : учеб. пособие / Н.В. Парушина, Е.А. Кыштымова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2019. —559 с.
13 О некоторых вопросах аудиторской деятельности : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 18 дек. 2013 г., № 1098 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь: сб. правовых актов. – 2014. – № 2 (январь). – С. 236–239.
14 Об аудиторской деятельности: Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 56–З (в ред. Закона Республики Беларусь от 18 июля 2019 г., № 229–З) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
15 Рыбак, Т., Цапляева, Е. Требования к аудиторам в СНГ / Т. Рыбак, Е. Цапляева // Финансы, учет, аудит. – 2018. - № 4. – С. 37-39.
16 Семенихин, М. А. Перспективы совершенствования законодательства об аудиторской деятельности / М. А. Семенихин // Проблемы управления. – 2016. – № 2. – С. 125–132.
17 Тарасевич, О. А., Лузгина С. В. Влияние внешних факторов на аудит отчетности / О. А. Тарасевич, С. В. Лузгина // Финансы, учет, аудит. – 2020. – №5. – С. 67-69.
18 Тарасевич, О. А. Опыт Грузии по созданию системы мониторинга качества аудита / О. А. Тарасевич // Финансы, учет, аудит. – 2018. – № 12 (299). – С. 34-36.
19 Тарасевич, О. А. Повышение качества аудита – актуальный вопрос как в мировом масштабе, так и для субъектов хозяйствования в Беларуси / О. А. Тарасевич // Финансы, учет, аудит. – 2018. - № 5 (292). – С. 32-33.
20 Шикуть, С. Г. Конфиденциальность как принцип аудиторской деятельности / С.Г. Шикуть // Промышленно-торговое право. – 2016. – № 9. – С. 84–87.
21 Ермак Д. Что представляет собой аудиторский рынок Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://audit-ap.by/uploads/files/Rynok-audita-8-2020.pdf.
22 Письмо Министерства финансов от 14.04.2020 об особенностях формирования аудиторской документации [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://audit-ap.by/uploads/files/pismo-140420.pdf
23 Указ Президента Республики Беларусь от 26 ноября 2019 года №429 «О международных стандартах аудиторской деятельности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://audit-ap.by/uploads/files/Ukaz-Prezidenta-Respubliki-Belarus-ot-26-nojabrja-2019-goda-429-O-mezhdunarodnyx-standartax-auditorskoj-dejatelnosti.pdf.
24 Постановление Совета министров Республики Беларусь от 18 декабря 2013 г. №1098 «О порядке проведения аттестации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://audit-ap.by/uploads/files/Postanovlenie-Soveta-Ministrov-Respubliki-Belarus-ot-18-dekabrja-2013-g.-1098-O-porjadke-provedenija-attestatsii.pdf.
25 Постановление Совета министров Республики Беларусь от 28 декабря 2019 г. №936 «О вопросах закупок товаров (работ, услуг), аттестации и подтверждения квалификации аудиторов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://audit-ap.by/uploads/files/Postanovlenie-Soveta-ministrov-Respubliki-Belarus-ot-28-dekabrja-2019-g.-936.pdf.
26 Николайчик М. А. Зарубежный опыт правового регулирования аудиторской деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/109307/1/Николайчик%20М.А..pdf
27 Емченко Ю. Л. Зарубежный опыт организации и проведения аудиторской деятельности / Ю. Л. Емченко // Инновационная наука [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-organizatsii-i-osuschestvleniya-auditorskoy-deyatelnosti/viewer
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты