Особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников с третьим уровнем речевого развития
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников с третьим уровнем речевого развития»
по дисциплине: «Логопедия»
2022
45.00 BYN
Особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников с третьим уровнем речевого развития
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Организация: Детский сад № 71 (г. Могилев)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Показатели неречевых функций детей по методическим рекомендациям Н.М. Трубниковой.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Становление грамматического строя речи у дошкольников в онтогенезе
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.3 Особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников с III уровнем речевого развития
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ
2.1 Основные принципы, цель, задачи, алгоритм констатирующего эксперимента
2.2 Содержание методики исследования уровня сформированности грамматических средств языка у дошкольников с III уровнем речевого развития
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У ДОШКОЛЬНИКОВ С III УРОВНЕМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
3.1 Основные принципы, цель, задачи, этапы работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников с III уровнем речевого развития
3.2 Содержание логопедической работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников с III уровнем речевого развития
3.3 Анализ результатов контрольного эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи (далее ОНР) – дефект, при котором у ребенка c первично сохранным интеллектом и нормальным слухом оказываются несформированными звукопроизношение и отдельные компоненты речи [19]. Формирование речи у таких детей – одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком связано с всесторонним развитием ребенка, с познанием окружающего действительности, с развитием всех сторон его личности.
Исследования отечественных и зарубежных лингвистов, психологов и пелагогов (Л.С. Выготский [8], А.Н. Гвоздев [10], Р.И. Левина [17], Н.Х. Швачкин [7] и др.) доказали, что овладение грамматическим строем характеризуется формированием языковой системы, основанной на реализации, анализе и обобщении явлений языка и речи.
Формирование грамматических средств языка является важнейшим условием полноценного общего психического и речевого развития, поскольку речь является основой в развитии мышления и общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Ребенок не сможет воспринимать речь окружающих, выражать собственные мысли и общаться, не овладев грамматическими средствами языка.
На сегодняшний день особую важность в образовательном процессе приобретает работа по поиску средств повышения эффективности коррекционных мероприятий при нарушении грамматического строя речи у детей с III уровнем речевого развития – как самой распространенной речевой патологии среди детей дошкольного возраста.
Актуальным является необходимость раннего распознавания недостаточного формирования словообразования и словоизменения дошкольников для предупреждения впоследствии возможности возникновения затруднений в усвоении грамоты и правописания.
Объектом исследования является уровень сформированности грамматических строя речи у дошкольников с III уровнем речевого развития.
Предметом исследования является содержание логопедической работы по формированию грамматических строя речи у дошкольников с III уровнем речевого развития.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Становление грамматического строя речи у дошкольников в онтогенезе
Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях. Во-первых, он обозначает грамматический строй языка, а во-вторых, – науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении. Методика развития речи предполагает усвоение детьми именно грамматического строя языка.
Грамматический строй языка – система единиц и правил взаимодействия в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, а также грамматические значения слова. Словообразование изучает зарождение слова на базе другого однокоренного слова, имеющего родственный смысл. Синтаксис изучает такие единицы языка, как словосочетания и предложения. Сочетаемость слов и порядок их следования так же предмет изучения синтаксиса.
Грамматика, по словам К. Д. Ушинского – это логика языка. То есть его правила, закон функционирования слов. Она помогает превращать мысли в материальную составляющую. Грамматика способна делать речь организованной и понятной другим людям. Формирование грамматического строя речи – важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников. Грамматические формы языка выражают «основу мышления». Это проекция, отражение интеллектуальной организации человека [46; с.49].
Развитый грамматический строй речи – это условие своевременного развития монологической речи. Монолог – один из ведущих видов речевой деятельности. Любой из этих типов монолога будь то описание или повествование предъявляет к человеку требования уметь связывать предложений между собой особой логической связью.
Развитие грамматического строя речи – показатель развития речи в целом. Успешность речевого развития обеспечивает овладение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы.
Ребенок, у которого достаточно развит грамматический строй речи, свободно общается со сверстниками, не проявляя стеснение, он не боится выражать свои мысли, так же он не будет стеснен в выражении своих мыслей и настроения, он лучше адаптируется в новом коллективе взрослых и сверстников. Это показатель эмоционального здоровья.
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ
2.1 Основные принципы, цель, задачи, алгоритм констатирующего эксперимента
Констатирующий эксперимент проводился на базе детского сада № 71 г. Могилева. В исследовании участвовало 10 детей в возрасте 6-7 лет с общим недоразвитием речи (ОНР III уровень).
Цель констатирующего эксперимента - изучение качественных характеристик грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с III уровнем речевого развития.
В соответствии с целью эксперимента решались следующие задачи:
1) Подбор необходимого диагностического инструментария для проведения констатирующего эксперимента;
2) Проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента.
При проведении констатирующего эксперимента были учтены принципы анализа речевых нарушений, сформулированные Р.Е. Левиной [19]:
- принцип развития;
- принцип системного подхода;
- принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития.
Применение принципов анализа речевых нарушений позволяет определить общую картину развития детей, механизмы нарушения речи; научно обосновать и разработать систему коррекционной работы.
В ходе эксперимента использовался следующий диагностический инструментарий:
- методические рекомендации Н.М. Трубниковой [33];
- методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи Г.А. Волковой [6].
Диагностический комплекс состоит из серий заданий, каждое из которых решает конкретные диагностические задачи. Оценка результатов осуществляется в баллах.
Основными критериями оценки выступили: правильность и последовательность выполнения заданий; морфолого-синтаксическое оформление высказывания; самостоятельность выполнения заданий детьми; объем и характер помощи взрослого.
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У ДОШКОЛЬНИКОВ С III УРОВНЕМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
3.1 Основные принципы, цель, задачи, этапы работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников с III уровнем речевого развития
Как показал констатирующий эксперимент, дети с OHP III уровня испытывают серьезные трудности в оформлении грамматического строя речи, что проявляется в лексических затруднениях, ошибках, связанных со слабостью лексических дифференцировок, грамматического структурирования, последовательности, нарушениях синтаксической связи, а также бедностью и однообразием используемых средств фразовой речи.
Формирование грамматически правильной речи дошкольников с OHP проводится с целью полного преодоления системного речевого недоразвития и для подготовки детей к школьному обучению, так как процесс школьного обучения построен на грамотном и свободном владении ребенком речью.
При осуществлении логопедической коррекции необходимо учитывать особенности развития речи ребенка, знать коррекционно-обучающую программу детей с OHP III уровня в соответствии с принципами системности, комплексности, онтогенеза патогенеза и с учетом социально-психологических возможностей ребенка.
1) Онтогенетический принцип предполагает, что последовательность работы над грамматическим строем речи обусловлен последовательностью ее развития в онтогенезе, а именно: от более продуктивных моделей к менее продуктивным, от простого к сложному и т.д.
2) Принцип системности. Применяя принцип системности, следует учитывать, что при OHP нарушены все системные компоненты речи. Формирование мыслительных процессов идет в тесной взаимосвязи с формированием речи. Новая информация и ее усвоение ребенком происходит именно при помощи речи. Успешное освоение грамматических средства языка зависит в первую очередь о возможностях ребенка сопоставить и связать услышанное в процессе общения слово со значением предметов и действий.
3) Принцип развития учитывает то, что процесс обучения является ведущим в процессе развития ребенка, поэтому в логопедической работе применяются методы коррекции, стимулирующие внимание детей и способствующие формированию речевых навыков и умений. Особенностью организации занятий с детьми дошкольного возраста является их продолжительность - 10-15 минут, затем требуется отдых – 3-5 минут. Не следует давать сложных, многоуровневых инструкций, ребенок способен удержать в памяти и внимании только одно-два действия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведенного теоретического исследования психолого-педагогической и логопедической литературы в первой главе были сделаны следующие выводы.
Речь нормально развивающегося ребенка существенно отличается от речи детей с OHP. Анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по теме исследования выявил следующие особенности в формировании грамматических средств языка, словообразовании и словоизменении детей с OHP: неверный порядок слов, отсутствие конструкций сложноподчиненных, присутствие агграматизмов в речи, несоответствие объема активного и пассивного словаря, пропуск членов предложения.
У детей с OHP III уровня старшего дошкольного возраста присутствуют простые предложения в собственных высказываниях, а также применяются обедненные и ограниченные синтаксические конструкции. Присутствуют трудности, а иногда и полное неумение при расширении предложения, самостоятельном конструировании сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Выявляются затруднения в выборе грамматических средств выражения, словообразовании и словоизменении в самостоятельной речи.
В соответствии с задачами исследования в работе был проведен констатирующий эксперимент.
Цель констатирующего эксперимента - изучение качественного анализа грамматического строя речи и планирование коррекционной работы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (OHP III уровень).
В ходе эксперимента использовались следующий диагностический инструментарий:
- методические рекомендации Н.М. Трубниковой;
- методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи Г.А. Волковой.
По итогам констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы:
1) Состояние общей моторики у детей данной категории отличается небольшой неловкостью, не полным объемом и амплитудой движений, нарушением точности и правильности выполнения поз, переключаемости движений. Нарушения мелкой моторики проявляются в нарушении движений, кинестетических ощущений, смазанности выполнения движений, нарушении переключаемости движений. Артикуляционная моторика у половины детей характеризуется незначительными нарушениями мышечного тонуса. Общий процент успешности выполнения заданий, связанных с неречевыми функциями детей составляет 94,0%.
1. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраст / Е. Ф. Архипова. – М. : ACT АСТРЕЛЬ, 2006. – 190 с.
2. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В. И. Бельтюков. – М. : Педагогика, 2012. – 260 с.
3. Белякова, Л. И. Заикание : учеб. пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. – М. : В. Секачев, 1998. – 304 с.
4. Богомолова, А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми / А. И. Богомолова. – СПб. : Библиополис, 2014. – 190 с.
5. Виноградов, В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. – М. : Русский язык, 2001. – 720 с.
6. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г. А. Волкова. – СПб. : Детство-Пресс, 2005. – 190 с.
7. Воробьева, В. К. Методика развития речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие / В. К. Воробьева. – М. : ACT АСТРЕЛЬ, 2006. – 158 с.
8. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1995. – 126 с.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М. : Лабиринт, 2009. – 352 с.
10. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М. : Детство-Пресс, 2011. – 160 с.
11. Елисеева, М. Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста / М. Б. Елисеева. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 143 с.
12. Заводчиков, О. Индивидуальный подход к развитию речи детей / О. Заводчиков // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 4. – С. 21-25.
13. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. – М. : ВЛАДОС, 2010. – 315 с.
14. Ипполитова, М. В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом / М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова. – М. : Академия, 2015. – 180 с.
15. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г. А. Каше. – М. : Просвещение, 1995. – 190 с.
16. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. – 290 с.
17. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М. : Альянс, 2013. – 367 с.
18. Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 304 с.
19. Никогосян, Л. Г. Речевые ошибки и причины их возникновения // Образование и воспитание. – 2017. – №2. – С. 7-9.
20. Никашина, Н. А. Педагогическое изучение недостатков речи детей // Дефектология. – 1969. – № 4. – C. 21-36.
21. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 400 с.
22. Правдина, О. В. Логопедия : учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. / О. В. Правдина. – М. : Просвещение, 1973. – 272 с.
23. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : учеб. пособие для студентов / Е. Ф. Соботович. – М. : Классика Стиль, 2003. – 160 с.
24. Тимофеева, Г. С. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста / Г. С. Тимофеева // Логопед. – 2005. – №2. – С. 14-18.
25. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи : учеб.-методическое пособие / Н. М. Трубникова. – Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2005. – 280 с.
26. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей : пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Профессиональное образование, 2013. – 232 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Показатели неречевых функций детей по методическим рекомендациям Н.М. Трубниковой.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты