Введение
Глава 1 Теоретические аспекты изучения дидактических игр как средства формирования представлений и понятий у младших школьников
1.1 Особенности формирования представлений и понятий в младшем школьном возрасте
1.2 Методика применения дидактических игр, направленных на формирование представлений и понятий младших школьников
Выводы по первой главе
Глава 2 Эмпирическое исследование дидактических игр как средства формирования представлений и понятий у младших школьников
2.1 Диагностика сформированности представлений и понятий младших школьников
2.2 Рекомендации для учителя начальных классов по формированию представлений и понятий младших школьников средствами дидактических игр
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что в современном мире большое внимание уделяется именно вопросам изучения показателей познавательной деятельности детей. Основной познавательной деятельности является совокупность определенных понятий и представлений. Данная тематика стала предметом исследований различных авторов и исследователей (Ш.А. Амонашвили, К.М. Джукаева, И.Я. Лернер и т.д.), так как именно познавательная деятельность стала основой формирования личности детей младшего школьного возраста и способствует творческому развитию детей младшего школьного возраста.
Для современного образовательного этапа характерными являются такие особенности как поиск наиболее важных и эффективных методов обучения, которые бы способствовали формированию понятий и представлений у данной категории детей в целом. На основе данной необходимости возникли представления об особенностях применения дидактических игр в образовательном процессе с младшими школьниками. На современном этапе развития психологической науки проблематика применения дидактической игры во многом еще не изучена, что в свою очередь формирует стабильную базу для дальнейших исследований. Фундаментом образовательной деятельности в будущем является именно формирование представлений и понятий у детей младшего школьного возраста.
Развитие представлений и понятий в младшем школьном возрасте основывается на процессах совершенствования учебно-познавательного процесса и основан на прочном усвоении знаний в системе развития активной умственной деятельности. Многие психологи в качестве длительного времени выделяли игровую деятельность как основополагающую в системе формирования положительного отношения к учебе в целом. Именно игра определяется как одно из наиболее важных условий в рамках усвоения важных знаний и как следствие, в играх ребенок осознает основные аспекты собственной личности в рамках стабилизации межличностных отношений и стремления формировать у младшего школьника положительные эмоции, наполняет жизнь ребенка красками и включает интересные аспекты содержания.
Исследованиями в области изучения особенностей применения дидактических игр в рамках формирования представлений и понятий младших школьников занимались многие отечественные зарубежные и отечественные исследователи.
Глава 1 Теоретические аспекты изучения дидактических игр как средства формирования представлений и понятий у младших школьников
1.1 Особенности формирования представлений и понятий в младшем школьном возрасте
Для современного начального образования характерными являются такие особенности как необходимость полноценного анализа учебной деятельности, что включает важные элементы полноценной учебной деятельности в рамках творческого развития личности ребенка. В данной ситуации особенностями учебной деятельности являются такие как необходимость развития теоретической деятельности в системе развития психических процессов, для определения основ развития теоретического мышления [1, с.56].
Понятие — отображённое в мышлении единство существенных свойств и связей предметов; мысль, выделяющая и обобщающая предметы [2, с.410]
Представление – наглядный чувственный образ предметов и ситуаций действительности, данный сознанию, и, в отличие от восприятия, сопровождающийся чувством отсутствия того, что представляется [3, с.22].
Ш.А. Амонашвили пишет: «следует отметить, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают дети, проявляющие интеллектуальную пассивность. Задача школы и, прежде всего, учителя – стимулировать рост умственных способностей ребенка, передавая ученикам не только эмпирические знания и практические навыки, но и «высокие» формы общественного сознания, включающие научные понятия [4, с.36].
Для современного образования характерными являются определенные тенденции, характерные для процессов развития страны в целом. Процессы формирования понятий включают в себя определенные стадии:
1. Наличие бесформенного набора определенных названий объектов в систем конкретных показателей.
2. Соединение выбранных концептов на основе конкретных связей и систем в определенные системы для формирования понятий о тех или иных элементах в образовательных системах.
3. Определение и формирование конкретных понятий.
Глава 2 Эмпирическое исследование дидактических игр как средства формирования представлений и понятий у младших школьников
2.1 Диагностика сформированности представлений и понятий младших школьников
База исследования: ГУО «Гимназия №36 г. Минска». В исследовании приняли участие 15 учеников 1 класса в возрасте 6-7 лет. Выборка составила 10 (67%) мальчиков и 5 (33%) девочек. В связи с преобладанием в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования мной не проводился.
Экспериментальное исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования, проведен констатирующий этап исследования.
2. На втором этапе был проведен формирующий этап эксперимента.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного экспериментального исследования.
Цель эмпирического исследования: определить особенности влияния дидактических игр на развитие представлений и понятий у младших школьников.
Задачи эмпирического исследования:
1. Определить уровень сформированности экономических понятий у детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе эксперимента.
2. Провести формирующий этап эксперимента.
3. Проанализировать результаты, представленные на констатирующем и контрольном этапе эксперимента.
Методики исследования:
1. Анализ сформированности понятий и представлений на уроках «Человек и мир».
Цель: определить уровень сформированности понятий и представлений на уроках «Человек и мир».
Вопросы:
Заключение
В ходе проведения исследования нами были получены следующие результаты исследования:
1. Выявить особенности формирования представлений и понятий в младшем школьном возрасте.
Формирование представлений и понятий у детей младшего школьного возраста является основой для развития учебно-познавательной деятельности. Основными этапами формирования понятий являются такие как (Т.И. Зубков): образование неоформленного множества отдельных предметов; образование понятий-комплексов, а также образование настоящих понятий. Основными формами развития представлений и понятий являются такие как эмпирические и теоретические.
2. Раскрыть особенности применения дидактических игр, направленных на формирование представлений и понятий младших школьников.
Дидактические игры являются важным средством развития и обучения детей младшего школьного возраста и являются важным элементом образовательного процесса в целом. Дидактическая игра представляет собой многостороннее, непростое педагогическое явление: она считается и игровым способом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и независимой игровой деятельностью, и орудием многостороннего обучения личности ребенка.
3. Провести диагностику сформированности представлений и понятий младших школьников.
Для детей младшего школьного возраста, в основном, характерными являются низкий уровень представлений и понятий. Об этом свидетельствуют около 60% опрошенных респондентов. Для этих детей, в основном, характерными являются такие особенности как низкий уровень сформированности представлений исторических, социальных и государственных понятий в рамках изучения предмета «Человек и мир».
Около 33% детей демонстрируют средний уровень развития понятий и представлений у детей младшего школьного возраста. Дети данной категории понимают особенности исторических, социальных и государственных понятий в процессе изучения предмета «Человек и мир».
Высокий уровень характерен для 7% опрошенных, что определяется тем, что дети данной категории могут не только правильно оценить особенности исторических, социальных и государственных понятий в процессе изучения предмета «Человек и мир», но могут формировать определенное отношение к тем или иным процессам.
1 Абдильдин, Ж.М. Формирование логического строя мышления в процессе практической деятельности / К.А. Абишев. – Алма-ата, 2011. – 128 с.
2 Пастушкова, М.А. Формирование познавательных интересов при организации учебной деятельности младших школьников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. – № 44. – С. 410–413.
3 Давыдов В.П. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.П. Петровского. – М.: Просвещение, 1979. – 278 с.
4 Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной // Вопросы психологии. – 1984. – № 5. – С. 36–41
5 Бабанский, Ю. К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1983. – 479 с.
6 Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. – 1966.– N6. – С. 40
7 Селиванов, В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / В.С. Селиванов. – М.: Академия, 2007. – 256 с.
8 Габай, Т.В. Учебная деятельность и ее средства / Т.В. Габай. – М.: Политиздат, 1988. – 134 с.
9 Давыдов В.П. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.П. Петровского. – М.: Просвещение, 1979. – 278 с.
10 Зубков, Т.И. Формирование познавательной активности учащихся начальных классов / Т.И. Зубков. – Екатеринбург, 2019. – 190 с.
11 Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования / С.Л. Рубинштейн. – М.: Изд-во АН СССР, 1958 – 728 с.
12 Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1977. – 224 с.
13 Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1979. – 175 с.
14 Джукаева, К.М. Роль дидактической игры в развитии познавательной активности младшего школьника // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. – №24(25). – С.15-28
15 Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения / Е.В. Карпова. – Ярославль: «Академия развития», 2018. – 333 с.
16 Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернео. – М.: Педагогика, 1981. – С.48-56.
17 Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2011. – 383 с.
18 Лыкова, И.А. Дидактические игры и занятия / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз: Сфера, 2009. – 288 с.
19 Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1986. – 142 с.
20 Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый. – М.: Рос. пед. агентство, 1996. – 387 с.
21 Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий: Сборник статей / Под ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. – М.: Изд.-во Моск. ун-та, 1968. – 135 с.
22 Хромова И.В. Изучение состояния личности школьника в процессе игры. // Педагогика и психология игры. – Новосибирск, 1998. – 76 с.
23 Шмаков, С.А. Игра и дети / С.А. Шмаков. – М.: Просвещение, 2001. – С. 3-90
24 Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. – Минск: Нар. Асвета, 1976. – 128 с.
25 Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 2011. – 480 с.