Введение
Глава 1 Теоретический анализ проблемы формирования рефлексивных умений у младших школьников при изучении предмета «Человек и мир»
1.1 Понятие и структура рефлексивных умений
1.2 Методы и приемы формирования рефлексивных умений у младших школьников
1.3 Педагогические условия формирования рефлексивных умений у младших школьников при изучении предмета «Человек и мир»
Выводы по первой главе
Глава 2 Исследование рефлексивных умений у младших школьников при изучении предмета «Человек и мир»
2.1 Методы исследования рефлексивных умений у младших школьников
2.2 Результаты исследования рефлексивных умений у младших школьников
2.3 Рекомендации педагогам по формированию рефлексивных умений у младших школьников при изучении предмета «Человек и мир»
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования определяется тем, что в настоящее время стремительно возрастает объём информации. В этих условиях учащемуся необходимо обладать не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но, главное, уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть способным ставить перед собой цель, достигать её, уметь адекватно себя оценить и прогнозировать развитие дальнейших событий. Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Обучающиеся овладевают ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться. Важное требование – формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Развитие рефлексивных умений не происходит автоматически. Необходима специальная организация учебного процесса, совместной учебной деятельности, учебного материала и учебной среды. Для создания условий рефлексивного развития школьников учитель должен помнить основные и необходимые требования к процессу формирования рефлексивных умений.
Согласно концепции учебного предмета «Человек и мир», младший школьник учится раскрывать и устанавливать причинно – следственные связи, выделять приспособительные признаки растений и животных к условиям окружающей среды, предвидеть результаты действий человека в природной среде. Однако, как показывает практика, педагоги часто сталкиваются с ситуациями, когда учащийся, получив задание и прочитав его, не может оценить успешность освоения новых знаний, не может провести адекватную оценку полученного результата. Один из предлагаемых путей решения данной проблемы – формирование рефлексивных умений у младших школьников. Ведь, именно они являются предпосылками к овладению универсальными учебными действиями, необходимыми для успешного обучения и развития. Из актуальности темы вытекает проблема исследования: выявление условий эффективного формирования рефлексивных умений у младших школьников в ходе изучения учебного предмета «Человек и мир».
Цель исследования: изучить особенности формирования рефлексивных умений у младших школьников при изучении предмета «Человек и мир».
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и структуру рефлексивных умений.
2. Описать методы и приемы формирования рефлексивных умений у младших школьников.
3. Определить педагогические условия формирования рефлексивных умений у младших школьников при изучении предмета «Человек и мир».
Глава 1 Теоретический анализ проблемы формирования рефлексивных умений у младших школьников при изучении предмета «Человек и мир»
1.1 Понятие и структура рефлексивных умений
Рефлексия трактуется разными учеными достаточно разнопланово, как:
компонент структуры деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Я. Большунов, А.Н. Зак);
компонент теоретического мышления (С.Л. Рубинштейн);
фундаментальный механизм становления собственно человеческих способностей и жизни (В.И. Слободчиков);
осознание человеком психического процесса, протекающего в данный момент в нем самом (А.Г. Асмолов);
Применительно к учебному процессу, рефлексия – это этап урока (занятия), в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности [5, с.22].
Рефлексия выполняет следующие функции:
позволяет сознательно планировать, регулировать, а также контролировать своё мышление, другими словами саморегуляция мышления;
позволяет адекватно оценивать правильность мыслей, а также своей деятельности и её продуктов;
позволяет найти ответы на задачи, которые без применения рефлексии невозможно решить.
Различаются мнения исследователей по вопросу сущности понятия «рефлексивные умения», можно проследить, сравнивая предлагаемые ими определения.
Рефлексивные умения – это умения осуществлять самоконтроль и самооценку деятельности, умения наблюдать за собой со стороны, анализировать, понимать и оценивать свою деятельность. Рефлексивные умения определяют как универсальные умения, которые обладают свойством переноса на разнообразные области знания, а также на разные виды деятельности, обеспечивающие достижение поставленной цели в изменяющихся условиях ее протекания, способные группироваться в соответствии с определённым типом рефлексии и видом деятельности.
По определению И.Ф. Исаева, рефлексивные умения – это осуществление рефлексивного анализа собственной деятельности и трудностей, возникающих в ходе профессиональной деятельности [2, с.67].
По М.Н. Демидко рефлексивные умения – это направленность на сознательный контроль выполняемых действий [9, с.89].
[...]
Глава 2 Исследование рефлексивных умений у младших школьников при изучении предмета «Человек и мир»
2.1 Методы исследования рефлексивных умений у младших школьников
Цель исследования: изучить особенности формирования рефлексивных умений у младших школьников при изучении предмета «Человек и мир».
Задачи исследования:
1. Подобрать методы исследования рефлексивных умений у младших школьников.
2. Исследовать уровень сформированности рефлексивных умений у младших школьников.
3. Разработать рекомендации педагогам по формированию рефлексивных умений у младших школьников при изучении предмета «Человек и мир».
Объект исследования: рефлексивные умения у младших школьников.
Предмет исследования: методы и приемы формирования рефлексивных умений у младших школьников на уроках «Человек и мир».
База исследования: ГУО «Средняя школа № 12 г. Пинска». В исследовании принимали участие 20 учащихся 3 «А» класса.
Экспериментальные методы: опросные методы, наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных.
Для более детального изучения актуального уровня развития рефлексивных способностей был использован метод наблюдения на уроках «Человек и мир». Этот метод, в отличие от других, позволяет фиксировать события в момент их осуществления и в меньшей мере влиять на естественное поведение испытуемых. В объективности результатов наблюдения была разработана карта по следующим параметрам:
умеет планировать и организовывать собственную деятельность;
умеет ставить цели и соответствующие задачи на пути к решению проблемы;
умеет адекватно оценить собственный вклад в дело;
умеет сотрудничать, адекватно оценить вклад других в дело;
умеет достигать поставленные цели, прикладывать волевые усилия.
Метод опроса: «Какой я ученик».
Цель: диагностика рефлексивных способностей.
Описание: учащемуся нужно описать себя как ученика, успешность или не успешность в учебной деятельности на уроках «Человек и мир».
Обработка результатов:
1. Отсутствие содержания.
Ребенок говорит о чем угодно, но не о содержательной стороне вопроса. Не понимает темы разговора или совсем отказывается от обсуждения.
2. Низкий уровень.
[...]
Заключение
Под рефлексивными умениями младшего школьника мы понимаем способы осмысления процесса познания окружающего мира, осваиваемые учащимися начальной школы благодаря совокупности знаний и навыков, которые приобретаются ими в когнитивной и чувственно переживаемой сферах с учетом всех этапов рефлексивной деятельности. Рефлексивные умения определяются как умения, запускающие процесс последовательных действий от сомнений и затруднений к их обсуждению с самим собой и поиску выхода из него. С помощью рефлексивных умений ученики могут понять свою уникальность, индивидуальность и предназначение, проявляющиеся через анализ его предметной деятельности. В учебной деятельности учителем должны создаваться ситуации, которые будут инициировать формирование рефлексивных умений. Рефлексия выводит жизненный опыт на поверхность и помогает разрешить кажущиеся противоречия между разнообразным жизненным опытом, а также между жизненным опытом и более абстрактными теориями. Иными словами, рефлексия обеспечивает основу для критического исследования, в котором ценятся многие формы знания, включая эмоциональный интеллект и жизненный опыт. Такая работа подготовит обучающихся не только к успешной учебе, но и к целеустремленному и мудрому подходу к своей жизни.
У детей младшего школьного возраста в начальной школе формируются следующие рефлексивные умения: адекватно воспринимать себя, ставить цель деятельности, определять результаты деятельности, соотносить результаты с целью деятельности, определять наличие ошибок в собственном поведении и описывать прожитую ситуацию. Развитие рефлексивных навыков не происходит автоматически требуются особая организация учебного процесса, единая учебная деятельность, учебные материалы и учебная среда. Необходимо организовать образовательное сотрудничество условие успешного формирования мышления у школьника в учебной деятельности. Рефлексия должна проводиться на всех этапах урока. Учебно-программное обеспечение и содержание уроков окружающего мира в полной мере способствуют развитию рефлексивных умений детей младшего школьного возраста.
[...]
1 Артюшина, Л.А. Рефлексивные компетенции в стандартах высшего профессионального образования третьего поколения / Л.А. Арюшина, М.Ю. Монахов // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2011. – № 3. – C. 284-285.
2 Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2015. – 145 с.
3 Белоцерковец, Н.И. Формирование рефлексивных умений младшего школьника на уроках окружающего мира / Н.И. Белоцерковец, Ж.О. Каневская // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – №1. – С.12-13.
4 Боброва, О.А. Педагогические условия формирования рефлексивных умений у младших школьников в образовательном процессе школы / О.А. Боброва // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2016. – № 4 (273). – С. 18–21.
5 Богин, В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности / В.Г. Богин. – М.: Просвещение, 2017. – 234 с.
6 Вдовиченко, В.М. Человек и мир во 2 классе: учеб.-метод. пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским языком обучения / В.М. Вдовиченко, Л.И. Дурейко, Т.А. Ковальчук. – Минск: Нар.асвета, 2005. – 142 с.
7 Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников : проблемы и перспективы / Н.Ф. Виноградова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 124 с.
8 Волков, Б.С. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие / Б.С. Волков. – М.: КНОРУС, 2016. – 348 с.
9 Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности /А.Б. Воронцов. – Санкт-Петербург: Эдиториал, 2012. – 125 с.
10 Давыдов, В.В. Об основных путях рефлексии младших школьников / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 2013. – 687 с.
11 Дурэйка, Л.І. Курс «Чалавек i свет». Актыўныя метады навучання / Л.І. Дурэйка // Пачатковая школа. –1997. – № 2. – С. 23–28.
12 Дыганова, Я.И. Развитие рефлексивных способностей личности как педагогическая проблема. / Я.И. Дыганова. – М.: Просвещение, 2019. – 292 с.
13 Зак, А.З. Экспериментальное изучение рефлексии младших школьников / А.З. Зак – 2008. – №2. – С.65-66
14 Захарова, А.В. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности. / А.В. Захарова, М.Э. Боцманова. – М.: АСТ, 2016. – 162 с.
15 Карпов, А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. / А.В. Карпов. – М.: Просвещение, 2016. – 268 с.
16 Минаева, В.М. Учебный курс «Человек и мир»: цели и задачи в современной школе / В.М. Минаева // Веснік Віцебскага дзяржаўнага ўніверсітэта. – 2007. – № 2 (44). – С. 32.
17 Пидкасистый, П.И. Педагогика начальной школы: Учебное пособие для студентов пед. колледжей / П.И. Пидкасистый. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 2001. – 400 с.
18 Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе : учеб. пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. – 400 с.
19 Сиразетдинова, Л.З. Эффективные приемы рефлексивной деятельности младших школьников: Методические рекомендации для учителей / Л. З. Сиразетдинова. – М.: Вече, 2013. – 13 с.
20 Слободчиков, В.И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе / В.И. Слободчиков // Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования: Сб. научн. трудов / Отв. ред. И.С. Ладенко. Новосибирск, 1987. – C. 60-68.
21 Тельтевская, Н.В. Сущность и структура рефлексивных умений / Н.В. Тельтевская, А.В. Шорина // Педагогика и психология образования. – 2018. – №2. – С.38-47.
22 Чеботарева, Е.А. Приёмы рефлексии на уроке в начальной школе / Е. А. Чеботарева. Выступление на мастер-классе «Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальных классах», 2013. – 55 с.