Введение
Глава 1 Теоретические основы изучения особенностей формирования черт характера детей младшего школьного возраста
1.1 Сущность понятия «черты характера», особенности проявления черт характера младшими школьниками
1.2 Условия эффективного формирования черт характера у учащихся младшего школьного возраста
Глава 2 Методика педагогической работы по формированию черт характера у учащихся младшего школьного возраста
2.1 Методика формирования черт характера у учащихся начальной школы
2.2 Рекомендации для учителя начальных классов по формированию черт характера детей младшего школьного возраста
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность исследования особенностей формирования черт характера детей младшего школьного возраста обусловлена важностью данных сведений для разработки программ личностного развития. В связи с этим необходимо изучать свойства характера, особенности его детерминации и формирования, чтобы стимулировать развитие позитивных и предотвратить развитие негативных характерологических черт. Поскольку формирование характера начинается с детства. И в младшем школьном возрасте интенсивно продолжают формироваться основные черты характера, которые связаны с нравственными качествами, учебной деятельностью, общественными отношениями и трудом. Поэтому этот возрастной период является очень важным с педагогической точки зрения для формирования черт характера у учащихся.
Изучением особенностей формирования характера занимались такие ученые, как Н.Д. Левитов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. В частности, Д.Б. Элькинин указывал на ключевую роль ведущей деятельности в формировании характера. Черты характера складываются в целостный характер. При этом эти черты не наследуются и не являются ригидными и не поддающимися изменению. Особенностью характера является его пластичность и способность к трансформации и изменению под влиянием педагогических условий. Поэтому в педагогике употребляется выражение «воспитание характера». То есть черты характера можно воспитывать у учащихся. А для этого следует владеть информацией о возрастных особенностях развития характера и методах и приемах педагогической работы по развитию черт характера.
Младший школьный возраст – это период развития ребенка с 6-7 до 10-11 лет. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие черт характера. Особенности характера детей младшего школьного возраста наиболее содержательно раскрыты в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, их сотрудников и последователей Л.И. Айдарова, А.К. Дусавицкого, А.К. Марковой, Ю.А.Полуянова, В.В.Репкина, В.В.Рубцова. К чертам характера относятся те, которые связаны с отношением к деятельности, с общением с окружающими, нравственные черты характера. В младшем школьном возрасте происходит активное становление и развитие всех черт характера. В этот период дети радикально меняют образ жизни, приступая к новой деятельности – учебной, и более полно развивают ранее сложившиеся
[…]
Глава 1 Теоретические основы изучения особенностей формирования черт характера детей младшего школьного возраста
1.1 Сущность понятия «черты характера», особенности проявления черт характера младшими школьниками
В психологической науке в самом общем виде понятие характер можно определить как комбинацию индивидуальных личностных характеристик, которые формируются и объединяются в ходе организации деятельности и межличностного общении, при этом детерминируют выбор определенных способов деятельности и поведения [1, с.391].
Согласно мнению Н.Д. Левитова, характер является личностным качеством, которое объединяет в себе различные характеристики и особенности, которые связаны между собой в единую систему и могут проявляться в поведении и разнообразных видах деятельности [10, с.37].
В качестве физиологической базы характера может являться сочетание свойств различных типов высшей нервной деятельности. А также интеграция различных устойчивых систем, которые объединены временными связями. Эти связи сформированы в ходе социализации. В качестве отличительной особенности является заключение о том, что характер не может быть унаследован и не может быть описан как некая врожденная характеристика или свойство. Кроме того, типичной особенностью характера является его видоизменчивость под влиянием воспитания, а также пластичность.
Характер может проявляться в тенденциях и совокупности разнообразных видов отношения:
- к собственной личности
- к другим людям
- к внешней действительности
- к деятельности и своим обязанностям
- к материальным ценностям, как своим, так и других людей [6, с.12].
Черты характера – это набор характеристик, которые проявляются в определенной сфере отношений и деятельности, поведения.
Соответственно, характер представляет собой набор определенных черт.
[…]
Глава 2 Методика педагогической работы по формированию черт характера у учащихся младшего школьного возраста
2.1 Методика формирования черт характера у учащихся начальной школы
Формирование черт характера является прижизненным процессом. В процессе специально организованного обучения и воспитания можно сформировать социально желательные черты характера и корректировать недостатки характера.
Цель методики формирования черт характера у учащихся начальной школы: формирование положительных черт характера и коррекция отрицательных черт характера.
Задачи:
1. Формирование представлений у детей о положительных чертах характера через художественное слово и сказки: человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное развитие и соблюдение правил морали.
2. Создать необходимые условия для знакомства детей с чертами характера.
3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту положительных черт характера и их необходимость в жизни людей [12, с.36].
Методика формирования черт характера у учащихся начальной школы предполагает использование следующих методов и приемов:
1. Беседа на темы: «Какие черты характера положительные, а какие отрицательные», «Как можно узнать характер человека?», «Хорошие и плохие характеры», «Ваши лучшие черты характера».
Цель: формирование умения отличать положительные черты характера от отрицательных.
В процессе беседы педагог рассказывает детям о разных чертах характера, их проявлении в поведении. Описывает положительные и отрицательные черты характера. С помощью педагога учащиеся различают черты характера, которые являются социально желательными, которые нужно развивать. Это позволяет сформировать аналитические способности и
Понятие «характер» определяется как качество личности, которое интегрирует в себе типичные и наиболее заметные и выраженные, взаимосвязанные между собой личностные свойства, которые могу реализовываться в самых разнообразных элементах деятельности. Характер представляет собой сочетание свойств различных типов высшей нервной деятельности. А также интеграция различных устойчивых систем, которые объединены временными связями. Эти связи сформированы в ходе социализации. В качестве отличительной особенности является заключение о том, что характер не может быть унаследован и не может быть описан как некая врожденная характеристика или свойство. Черты характера – это набор характеристик, которые проявляются в определенной сфере отношений и деятельности, поведения. Черты характера не могут быть унаследованы полностью. Кроме того, типичной особенностью черт характера является их изменчивость под влиянием воспитания, а также пластичность. К возрастным особенностям характера младшего школьника относятся и такие положительные черты, как отзывчивость, любознательность, непосредственность, доверчивость. На формирование черт характера младшего школьника оказывают влияние различные факторы: биологические и социальные. Биологической основой характера являются типы высшей нервной деятельности, которые определяют ведущие свойства темперамента. Характеристики социального окружения и условия воспитания относятся к социальным факторам формирования характера.
Становление характера происходит в условиях включения личности в различные по уровню развития социальные группы (в семье, дружеской компании, трудовом или учебном коллективе, и т. д.). Педагогическим условием формирования черт характера является то, что становление характера происходит в условиях освоения ведущей деятельности на каждом возрастном этапе. Кроме этого, особое значение в становлении характера принадлежит общественной деятельности человека, активное участие в которой развивает чувство ответственности перед коллективом, способствует развитию организованности, выдержки, чувства долга. Наиболее эффективным средством воспитания характера является труд. Важным условием формирования черт характера младших школьников является организация деятельности в соответствии с принципами единства воздействий на чувства, сознание и поведение ребенка; систематичность и
[…]
1 Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – М. : АСТ, 2009. – 780 с.
2 Волков, Б. С. Психология младшего школьника / Б. С. Волков. – М. : Педагогическое общество России, 2012. – 128 с.
3 Волкова, Е. Н. Субъектность как деятельное отношение к самому себе, к другим людям и к миру / Е. Н. Волкова // Мир психологии. – 2015. – № 3. – С.33-39.
4 Гаврилычева, Г. Ф. Младший школьник и его ценности / Г. Ф. Гаврилычева // Начальная школа. – 2008. – №7. – С. 13-18
5 Жулина, Г. Н. Взаимосвязь учебной мотивации и школьной тревожности в младшем школьном возрасте / Г. Н. Жулина, В. С. Васькина // Таврический научный обозреватель. Психология. – 2016. – №2. – С.123-127.
6 Кавун, Л. В. Психология личности. Теории зарубежных психологов. Учебное пособие для вузов / Л. В. Кавун. – М. : Юрайт, 2019. – 109 с.
7 Колесов, Д. В. Направленность личности / Д. В. Колесов // Развитие личности. – 2008. – № 4. – С. 8-21.
8 Кондрашова, Е. Н. Формирование у младших школьников навыков социального взаимодействия / Е. Н. Кондрашова, А. А. Майорова, Е. М. Колесова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – №6. – С.22-26.
9 Кречмер, Э. Теория темпераментов / Э. Кречмер // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – М. : ЧеРо, 2000. – 776 с.
10 Левитов, Н. Д. Психология характера / Н.Д. Левитов. – М. : Просвещение, 2009. – 386 с.
11 Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард // Психология индивидуальных различий. – СПб. : Питер, 2011. – 687 с.
12 Леонтьева, В.Б. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками / В.Б. Леонтьева // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2022. – № 5. – С. 35–40.
13 Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников: пособие для учителя / В. И. Максакова. – М. : Просвещение, 2005. – 254 с.
14 Медникова, А. А. Особенности структуры коммуникативных способностей / А. А. Медникова // Вестник ТГПУ. – 2009. – № 2. – С.120-123.
15 Моисеева, Т. А. Акцентуированные черты характера / Т. А. Моисеева, Ю. О. Юртаева // Молодой ученый. – 2019. – № 4. – С. 161-164.
16 Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. – Воронеж : НПО МОДЭК, 1995. – 356 с.
17 Психологический словарь / Под ред. В. П.Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М. : Педагогика-Пресс, 1997. – 440 с.
18 Психология личности : учебник / П. С. Гуревич. – М. : ИНФРА-М, 2018. – 479 с.
19 Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. – СПб. : Питер, 2002. – 480 с.
20 Пугачев, А. С. Возрастные и индивидуальные особенности развития личности / А. С.Пугачев // Молодой ученый. – 2016. – №12. – С. 506 – 510.
21 Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2004. – 720 с.
22 Русалов, В. М. Темперамент и характер человека: поиск природных предпосылок / В. М. Русалов // Психология. Современные направления междисциплинарных исследований : сборник научных трудов / отв. ред. А. Л. Журавлев, Н. В. Тарабрина. – М. : Институт психологии РАН, 2003. – С. 391-400.
23 Сергеева, Б. В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников / Б. В. Сергеева, Н. А. Петренко // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-2. – С. 428-432.
24 Тихомирова, И. В. Черты характера и их природные предпосылки / И. В. Тихомирова // Научные исследования. – 2017. – №1. – С.12-15.
25 Троицкая, И. Ю. Развитие самостоятельности и трудолюбия в младшем школьном возрасте / И. Ю. Троицкая, М. Д. Зимина // Молодой ученый. – 2016. – №4. – С. 712–715.