Введение
Глава 1 Сущность и возникновение мифов и мифологии
1.1 Понятие «миф»
1.2 Возникновение мифологии
Глава 2 Мифологическое сознание как древнейшая форма понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека
2.1 Основные характеристики мифологического сознания, отражающие суть первобытной культуры
2.2 Роль мифологического сознания в первобытной культуре
Заключение
Список использованных источников
Введение
Существует ключевое отличие отношения современного человека от отношения древнего человека к миру, который его окружает.
Вся духовная культура человечества восходит к мифу. С помощью мифов и обрядов древние люди пытались объяснить малопонятные им природные (астрономические, метеорологические) и биологические (рождение, смерть, половое созревание) явления, а также все основные общечеловеческие чувства (любовь, ненависть, месть). В широком смысле миф – это выражение известных ценностей в вымышленной форме [11, с. 13].
Однако, это понятие может иметь более узкое, но в то же время и более конкретное значение в зависимости от области, в которой оно находится, а также следует учитывать, на каких аспектах делается акцент. Например, в современной науке используется понятие «миф» для выражения заблуждений, лжи, пропаганды [5, c. 13].
В «Краткой философской культуре» дано следующее определение этого понятия: «Миф – необходимая категория сознания и существования вообще, сфера «индивидуального энергетического самосознания» в переводе с греческого означает «история», «предание», «слово» [2, c. 224].
На раннем этапе человечества носителем мифа является сообщество, которое регулирует поведение членов племени посредством запретов и запретов. В дальнейшем сказка приобретает художественно-эстетическую ценность, сохраняя свою социальную роль и участвуя в формировании духовного мира человека. Миф часто становится предметом философского размышления. По мнению немецких философов-романтиков, «миф есть продукт далекого мифопоэтического этапа истории человеческой мысли, в основе которого лежит особая философия природы – анимизм» [4, с. 47].
Мифология, как вид мировоззрения, создавалась тогда, когда человек еще не мог представить и мыслить себя в органическом союзе, «крови» со всем миром. В то время мир представлялся единым материальным и духовным комплексом, непрерывным потоком живых существ и стихий, духов и людей. Жизнь человека была священным деянием, тайной, целью и смыслом которой было сохранение единства и гармонии существования.
Мифология того периода включала в себя всю культуру первобытного человека. Лишь позже из него возникли религия, наука и искусство. Люди сами создавали себе богов в пространстве познания и преобразования природы и в то же время полагались на их защиту, поддержку и сотрудничество.
[...]
Глава 1 Сущность и возникновение мифов и мифологии
1.1 Понятие «миф»
Что такое мифы? В обыденном понимании это, прежде всего, античные, библейские и другие древние «мифы» о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев – Зевса, Аполлона, Диониса, Геркулеса, аргонавтов, Троянской войны и несчастий Одиссея.
Миф – древнейший способ концептуализации окружающей действительности и сущности человека. Миф – это первичный образец любой идеологии и синкретическая колыбель различных видов культуры – литературы, искусства, религии и в некоторой степени философии и даже науки.
«Миф» – один из широко употребляемых терминов в ряде гуманитарных наук, которые изучают язык, историю, культуру, религию, искусство, философию и ряд других аспектов духовной культуры человечества. Этимологически слово «миф» имеет индоевропейский корень (meudh- / mudh-), обозначающий заботу о чем-то, страстное желание чего-то. В древнегреческой культуре это слово имело множество значений, так Гомер определял «миф» как мысль, приказ, совет, намерение, цель и т. д., а Гесиод под словом «миф» имел в виду нечто важное, причем это важное могло быть и правдой, и ложью.
Позднее в древнегреческом языке появилось множество других значений слова «миф» – миф как речь, миф как вымысел, предание о жизни предков, фантазия, ложь, молва и т. д. Позже появился термин «мифология» как процесс изложения мифа, совокупности мифов определенного этноса, а также размышление о мифах и их изучение [17].
Разделение первичного синкретизма культуры отчасти порождает демифологизацию, но демифологизация всегда неполная, относительная, периодически сменяющаяся ремифологизацией, и это относится, в частности, к нашему веку. Наука, как надеялись позитивисты в XIX веке, не может полностью заменить мифологию, и прежде всего потому, что наука не решает таких общеметафизических проблем, как смысл жизни, цель истории, тайны смерти и т. д., а мифология претендует на их решение.
[...]
Глава 2 Мифологическое сознание как древнейшая форма понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека
2.1 Основные характеристики мифологического сознания, отражающие суть первобытной культуры
Составной частью первобытной культуры является мифологическое сознание. По мнению Ю. М. Лотмана и Б. А. Успенского, мифологическое сознание – это сознание, создающее «мифологические образы» [15, с. 283].
Основные черты мифологического сознания, отражающие сущность первобытной культуры:
1. Это тип сознания, в котором преобладает чувственное, эмоциональное и образное понимание мира. Первобытный человек, как представитель общемифологического сознания, в большей степени не интерпретирует мир, а переживает его. Ведь узнавание и объяснение предполагают отделение человека от мира, его противопоставление миру, а опыт, наоборот, описывает факт создания человека с естественным существованием.
2. Человек мифологического сознания не отделяет себя от природы, общества, Космоса. Человек в этой системе измерения всегда лишь часть природы или даже часть бога. Более того, оно не имеет принципиального отличия от других вещей или существ во Вселенной. Достигается это чувство родства, некой одинаковости, единства всех вещей. Ярким выражением таких отношений является тотемизм. Тотемизм – вера рода или рода в священную и кровную связь с конкретным животным – предком (тотемом). Эта вера обязательно предполагала коллективность и вела к большей интеграции родового общества первых людей не только друг с другом, но и со всем миром.
3. Единство всего сущего в мифологическом сознании обеспечивается восприятием всего существующего как живого. Для первобытного человека ничто не мертво, все имеет жизнь, душу. Этой характеристике мифологического сознания соответствует такая примитивная форма веры, как анимизм – вера в существование духов и души во всех явлениях природы, а не только в людях.
4. Мифологическая конструкция предмета объединяет его свойства и его образ. Человека не существует отдельно от предмета и природы. Сам по себе человек не имеет смысла. Представление объекта (это не был вымышленный образ) и сам объект на самом деле неразрушимы.
[...]
Заключение
Таким образом, «миф» – один из широко употребляемых терминов в ряде гуманитарных наук, которые изучают язык, историю, культуру, религию, искусство, философию и ряд других аспектов духовной культуры человечества. Мифы (от греч. – предание, сказание), архаические повествования о деяниях богов и героев, за которыми стояли фантастические представления о мире, об управляющих им богах и духах. Главная цель мифа – поддержание гармонии личного, общественного, природного, поддержка и контроль социального и космического порядка, в чем мифам помогают ритуалы – вторая, практически действенная сторона единого ритуально-мифологического комплекса.
В культурологии сложилась традиция понимать миф, мифологию, как минимум, в двух смыслах. Первое понимание мифа относится к эпохе Просвещения и последователям ее идеологии в последующие века. Согласно просветительской идеологии, к мифу относятся «заблуждения, фантазии, вымыслы» во взглядах древнейших (первобытных) людей. Второе понимание мифа возникает в XX в. Согласно концепции Лосева и Юнга, миф – это глубинные пласты сознания человека, возникающие еще в древности, но оказывающие влияние и на современное состояние культуры и общества. Существует также концепция, согласно которой мифы возникают в связи со слуховым восприятием окружающего мира первобытным человеком. По мнению представителей данной теории, первыми формами мифа были звуки, звукоподражания, выкрики и т.д.
Основные характеристики мифологического сознания, отражающего суть первобытной культуры: это такой вид сознания, при котором преобладает чувственное, эмоционально-образное восприятие мира; человек мифологического сознания не выделяет себя из какой-либо общности – природы, общества, Космоса. Человек в этой системе измерения всегда лишь часть природы или даже часть божества; однородность и единство всего сущего в мифологическом сознании обеспечивается восприятием всего, что существует, как живого, одушевленного; в мифологическом сознании предмет и его свойства, и его образ слиты воедино; мифологическое сознание – это не теоретическое построение, не объяснение мира, а в большей мере практическое, поведенческое, активное состояние человеческого существования; миф обязательно реализует себя через ритуал и магию; магия же дает первобытному обществу и человеку ощущение материальной связи с духами, духовным миром.
[...]
1 Абдурахманова, Т.И. Значение мифа в современной культуре / Т.И. Абдурахманова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-mifa-v-sovremennoy-kulture.
2 Алексеев, А.П. Миф / А.П. Алексеев // Краткий философский словарь / под ред. А.П. Алексеева. – М.: ООО «Издательство проспект», 1997. – 657 с.
3 Быстрова, Т.Ю. Культурология : учебник / Т.Ю. Быстрова [и др.]; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О.И. Ган. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 192 с.
4 Вейман, Р. История литературы и мифологии / Р. Вейман. – М.: Прогресс, 1975. – 344 с.
5 Воеводина, Л.Н. Мифология и культура: Учебное пособие / Л.Н. Воеводина. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 356 с.
6 Воеводина, Л.Н. Мифотворчество как феномен современной культуры: дис. … доктора филос. наук: 24.00.01 / Л.Н. Воеводина. – М., 2002. – 282 с.
7 Выготский, Л.С. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок / Л.С. Выготский, А.Р. Лурия. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 224 с.
8 Галанина, Е.В. Миф как реальность и реальность как миф: мифологические основания современной культуры: монография / Е.В. Галанина. – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2013. – 130 с.
9 Задорожников К.И. Музыкальная матрица Вселенной / К.И. Задорожников. – Пенза: Золотое сечение, 2011. – 150 с.
10 Ильичев, Л.Ф. Философский энциклопедический словарь / Л.Ф. Ильичев. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/philosophical/index.htm.
11 Козлов, А.С. Миф / А.С. Козлов // Литературоведческая энциклопедия / под. ред. А.Н. Николюткина. – М.: НПК «Интервалк», 2001. – 632 с.
12 Культурология. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hrono.ru/index.php - Дата доступа: 20. 02. 2024.
13 Лаппо-Громадченко, И.Г. Мифы: генезис и изучение / И.Г. Громадченко. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/95374/1/164-167_3_67.pdf.
14 Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление / Л. Леви-Брюль // Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М: Изд-во МГУ, 1980. – С. 130–140.
15 Лотман, Ю.М. Миф – имя – культура / Ю.М. Лотман, Б. А. Успенский // Труды по знаковым системам. Т. 6. – Тарту, «Ученые записки Тартуского университета», вып. 308. – 1973. – 282 с.
16 Мифологический словарь. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://energeticbreath.narod.ru.
17 Найдыш В.М. Мифология / В.М. Найдыш. – Москва : КНОРУС, 2010. – 432 с.
18 Пивоев, В.М. Звук и миф (гипотеза возникновения мифологии) / В.М. Пивоев. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41787343.
19 Пивоев, В.М. Миф в системе культуры: Учеб. пособие к спецкурсу / В.М. Пивоев. – Петрозаводск, Петрозаводская госконсерватория, 1991. – 216 с.
20 Пивоев, В.М. Философия надежды, или Мифология / В.М. Пивоев. – Петрозаводск: Издательство Петрозаводского университета, 2011. – 108 с.
21 Савельева, И.С. Миф и его роль в мировоззрении и культуре / И.С. Савельева // Теоретический журнал Credo new/ 2009. – № 11.– С. 45–56.
22 Садохин, А.П. Культурология. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов // А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – М.: Юнити-Дана, 2004. – 365 с.
23 Соловьев, В.М. Культурология: учебник для вузов / В.М. Соловьев. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 616 с.
24 Стеблин-Каменский, М.И. Миф / М.И. Стеблин-Каменский. – Санкт-Петербург: Наука, 2010. – 104 с.
25 Тетерина, Е.А. Роль мифов в развитии культуры / Е.А. Тетерина, А.Ю. Питерова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://esj.pnzgu.ru/files/esj.pnzgu.ru/teterina_ea_piterova_ayu_14_2_15.pdf.
26 Ткаченко Г.А. Космос, музыка, ритуал. Миф и эстетика в «Люйши Чуньцю» / Г.А. Ткаченко. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. – 284 с.
27 Токарев, С.А. Мифы народов мира: энциклопедия в 2 т. / С.А. Токарев. – Москва: Большая Рос. энцикл., 1998. – 671 с.