Введение
Глава 1 Теоретические аспекты формирования навыков чтения у учащихся с тяжелыми нарушениями речи
1.1 Формирование навыка чтения у учащихся в норме
1.2 Особенности формирования навыков чтения у учащихся с тяжелыми нарушениями речи
Глава 2 Практические аспекты формирования навыков чтения у учащихся с тяжелыми нарушениями речи
2.1 Приемы и методы формирования навыков чтения у учащихся с тяжелыми нарушениями речи
2.2 Содержание коррекционной работы по формированию навыков чтения у учащихся с тяжелыми нарушениями речи
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования. Обучение детей правильному беглому чтению, сознательности и выразительности является одной из основных задач начального образования. И эта задача чрезвычайно важна, потому что чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окно, через которое дети видят и знают мир и самих себя.
Чтение – это также то, чему учат младших учеников, благодаря чему они воспитываются и развиваются. Читательские навыки формируются не только как важнейший вид речи и умственной деятельности, но и как совокупность навыков, имеющих общеобразовательный характер, используемых учащимися при изучении всех предметов, во всех случаях внеучебной и учебной жизни.
С научной точки зрения, процесс чтения не менее важен. Успешное приобретение навыков чтения является одним из показателей общего уровня когнитивного развития ребенка, а также трудности в обучении чтению говорят об индивидуальных проблемах развития конкретного умственного процесса (внимание, память, мышление, речь).
Сложности формирования у младших школьников с тяжелыми наращениями речи осмысленных навыков чтения связаны не только с особенностями дефектов речи, но и с оригинальностью психических процессов (слабое зрительное и звуковое восприятие, медленная обработка сенсорно-перцептивной информации, недостаточный уровень мыслительных процессов). Для детей с общим недоразвитием речи характерны ограниченное понимание окружающего мира, отсутствие интеллектуальных интересов и слабая мотивация, а также длительные трудности в формировании гибкого синтеза восприятия, произношения и понимания содержания прочитываемого материала.
Часто школьники данной категории не интересуются читаемым текстом, не стремятся понять его содержание, не могут самостоятельно установить самые простые конкретные связи, пропустить или изменить наиболее важные части, несущие семантическую нагрузку, в результате чего целостность текста теряется, а его основное содержание остается нераскрытым [1, с. 87].
Проблема развития навыков чтения рассматривается на протяжении многих лет не только у детей с нарушениями речи, но и у детей с нормальным развитием речи.
[...]
Глава 1 Теоретические аспекты формирования навыков чтения у учащихся с тяжелыми нарушениями речи
1.1 Формирование навыка чтения у учащихся в норме
Изучению чтения уделяется большое внимание в научной литературе, как в нашей стране, так и за рубежом. Проблемы, связанные с этим навыком, обсуждались в работах психологов (Б.Г. Ананьев, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.), нейропсихологов (А.К. Венедиктова, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова и др.), психофизиологов (А.П. Бизюк, Н.И. Жинкин), педагогов (А.К. Аксенова, Н.Н. Светловская и др.), логопедов (Р.И. Лалаева, М.Е. Хватцев), философов (В.Г. Афанасьев) [2, с.156].
Поэтому целесообразно рассматривать навыки чтения с учетом междисциплинарного подхода. Исследователи интересуются этим вопросом из-за огромной роли чтения в образовании, воспитании и развитии человека. Хорошо известно, что предлагаемые навыки формируются в длительном и целенаправленном процессе обучения. Наличие дефицита чтения в любой период его формирования может оказать негативное влияние на обучение ребенка по всем школьным предметам. В связи с этим мы считаем, что необходим теоретический анализ данного вопроса – специфики обучения навыкам чтения в онтогенетическом развитии [3, с. 21].
Чтение – это сложное явление. В нашем исследовании мы понимаем его как сложный психофизиологический процесс, в котором задействованы зрительный, рече-двигательный и речеслуховой анализаторы. По мнению Б.Г. Ананьева, в основе этого процесса лежит «сложнейший механизм взаимодействия анализаторов двух сигнальных систем и временных связей» [4, с. 69].
С психолингвистической точки зрения этот навык представляет собой процесс непосредственного сенсорного восприятия, с одной стороны, и опосредованного отражения действительности – с другой (В.П. Глухов, А.Н. Соколов и др.). Чтение, как один из видов письменной речи, является гораздо более поздним и сложным образованием, чем устная речь. Письменный язык формируется на основе устного языка и представляет собой более высокую ступень развития языка.
Существует четыре важных качества навыков чтения: точность (беглое чтение без искажений, влияющих на смысл прочитанного), беглость (скорость чтения, определяющая понимание прочитанного), осознанность (понимание намерений автора и собственное отношение к прочитанному) и выразительность (способность донести основную идею произведения и собственное отношение к произведению до аудитории с помощью устной речи). Все эти качества взаимосвязаны и взаимозависимы [5, с. 45].
[...]
Глава 2 Практические аспекты формирования навыков чтения у учащихся с тяжелыми нарушениями речи
2.1 Приемы и методы формирования навыков чтения у учащихся с тяжелыми нарушениями речи
Одним из основных вопросов начального образования является развитие у детей навыков чтения с ТНР, что представляется основой для дальнейшего всестороннего развития образования.
В своем исследовании теории и практики обучения чтению К.Д. Ушинский выделяет несколько принципов развития навыков чтения:
– развитие мотивации: при чтении художественных произведений ученики овладеют заинтересованностью в этом, что позволит развиваться потребностно-смысловой сфере;
– соответствие текстов психологическим особенностям возраста: подобранный материал должен соответствовать возрасту обучающихся, который будет доступным для восприятия на этапах интеллектуального и психологического развития;
– соответствие индивидуально-психологическим особенностям учеников: следует принимать во внимание уровень формирования и индивидуальные особенности, и характерные черты читателя с целью эффективного развития навыка чтения;
– ориентация педагога на культурное развитие ребенка: чтение должно быть нацелено на общесмысловое понимание окружающей действительности, а не быть лишь «речевой разминкой» для читателя [12].
У детей младшего школьного возраста с ТНР активно развиваются все психические процессы. По этой причине необходимо обращать внимание на черты характера, следить за их постепенным формированием и не забывать о процессе, с помощью которого формируются навыки чтения.
Наиболее распространенной проблемой на уроках литературного чтения является снижение мотивации. Для того чтобы повысить мотивацию младших школьников с ТНР, учителя должны создать определенные условия и использовать различные методы на каждом уроке. При этом необходимо учитывать особенности учащихся, уровень их развития и возраст [24].
В образовательной практике существуют два противоположных подхода к обучению чтению – лингвистический (подход целого слова) и фонологический.
[...]
Заключение
Чтение как письменный язык является гораздо более поздним и сложным образованием, чем устная речь. В процессе обучения чтению дети естественным образом проходят этапы, которые в определенной степени различаются по своему психологическому содержанию. Анализ литературы показывает, что нет однозначного взгляда на процесс его формирования. Разные авторы предлагают различные объяснения приобретения этого навыка. Стоит отметить, что недостатки чтения могут возникнуть на любом этапе их формирования, поэтому основная задача учителя – рано выявить недостатки чтения у детей и вовремя начать коррекционные действия, что можно сделать только через понимание онтогенетического развития приобретения навыка.
В ходе проведенного анализа литературных источников, мы определили, что в современном мире большое внимание уделяется процессам формирования навыков чтения у детей с ТНР. Навыки чтения основаны на развитой системе фонематических, грамматических и синтетических особенностях речи, которые у детей с ТНР значительно страдают. Формирование навыка чтения у данной категории детей представляет собой длительный процесс и возникает необходимость в применении различных средств реализации данных показателей.
В связи с развитием большинства психических процессов у детей младшего школьного возраста с ТНР особое внимание уделяется особенностям формирования навыка чтения. В настоящее время ученые еще не выделили все методические аспекты формирования навыка чтения, но в последнее время уделяют им все больше внимания и активно пытаются разработать позитивные подходы.
Младшие школьники с ТНР развивают навыки чтения, осознают себя грамотными и внимательными читателями и могут заниматься творческой деятельностью. У младших школьников с ТНР формируются навыки чтения, понимания прочитанных и услышанных произведений, понимания книг и умения выбирать их без помощи окружения, развивается духовная потребность в книге как средстве самопознания и осознания мира в целом. Проанализировав учебную программу, мы можем выделить основные задачи, направленные на развитие навыков чтения. В программе этими задачами являются: научить детей чувствовать и понимать художественное произведение, его образный язык, способ выражения; обеспечить развитие речи учащихся, формировать навыки чтения и языковые умения, работать с разными типами текстов. В программе образования особое внимание уделяется таким задачам, как: развитие навыков чтения, понимания и анализа текста – правильного вида читательской деятельности; приобщение детей к литературе как языковому искусству и к художественности литературы через введение элементов анализа текста (включая средства выразительности) и практическое введение некоторых теоретико-литературных понятий. Задачами системы учебников являются: приобретение общего навыки культурного чтения и понимания текстов. Общий анализ этих программ показывает следующие направления преподавания чтения в начальной школе: повышение уровня внимания к литературному образованию учащихся младших классов; повышение интереса к художественно-творческому развитию личности детей; реализация интегрированных целей обучения.
1. Волкова, Г. А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие / Г. А. Волкова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 144 с.
2. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2009. – 496 с.
3. Гетманский, М. И. Исправление недостатков речи у школьников / Под ред. Р. Е. Левиной. – Минск: «Высшая школа», 2000. – 192 с.
4. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А. К. Аксенова. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 236-302 с.
5. Никитина, Л. В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы / Л. В. Никитина // Начальная школа. – 2001. – №5. – с. 99 – 101.
6. Васильева, М. С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / М. И. Оморокова. – М.: Педагогика, 1977. – с. 99.
7. Алтухова, Т. А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов школы для детей с общим недоразвитием речи / Т. А. Алтухова. – М. : Академия, 2005. – 233 с.
8. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений / К. Д. Ушинский. – М. – Л.: Изд-во Академии пед. наук, т.7, 2010. – 390 с.
9. Шпунтов, А. И. Когда художественное произведение может быть воспринято младшими школьниками полноценно / А. И. Шпунтов, Е. И. Иванина // Начальная школа. – 2005. – №10. – С. 20 – 22.
10. Зайцева, Л.А. Обследование детей с речевой патологией. Методические рекомендации / Л.А. Зайцева. – Мн.: НМ Центр, 2004. – 20 с.
11. Лалаева, Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников / Р. И. Лалаева. – М.: Просвещение, 2003. – 136 с.
12. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б. Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР, 1950. – 158 с.
13. Старжинская, М. В. Формирование навыков осознанного чтения у младших школьников / М. В. Старжинская. – Мн. : Высшая школа, 2011. – 258 с.
14. Безруких, М. М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей / М. М. Безруких. – СПб.: «Академия», 2004. – 157 с.
15. Немов, Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. завед. В 2 – х кн. Кн.1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М.: Просвещение: Владос, 2004. – 576 с.
16. Чобот, Ж. П. Формирование навыков осознанного чтения у младших школьников. / Ж. П. Чобот. – Мн. : Высшая школа, 2009. – 236 с.
17. Ахутина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. О. Б. Иншаковой. – М.: МПСИ, 2001. – С. 7-20.
18. Милостивенко, Л. Г. Методические рекомендации по предупреждения ошибок чтения и письма у детей: учебное пособие / Л .Г. Милостивенко. – СПб: Стройлеспечать, 2006. – 64 с.
19. Визель, Т. Г. Нарушение чтение и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / Т. Г. Визель. – М.: АСТ, М.: Астрель; М.: Транзиткнига, 2005. – 126 с.
20. Фролова, В. Д. Развитие интереса к чтению / В. Д. Фролова // Начальная школа. – 2009. – №7. – С. 24 – 27.
21. Григорьева, Е. Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению / Е. Ю. Григорьева // Молодой ученый. – 2011. – № 7. – С. 86–90.
22. Оморокова, М. И. Совершенствование чтения младших школьников. / М. И. Оморокова. – М. : АРКТИ, 2001. – 235 с.
23. Давыдов, В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. –2002. – №3-4. – С. 14-19.
24. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. – М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1953. – 264 с.
25. Левина, Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей / Р. Е. Левина. –М.: ВЛАДОС, 2000. – 219 с.
26. Зайдман, И. Н. Развитие речи и психолого-педагогическая коррекция младших школьников / И. Н. Зайдман // Начальная школа. – 2003. – № 6 – с. 5−14.
27. Яковлева, В. И. Учить вдумчивому чтению / В. И. Яковлева // Начальная школа. – 2013. – №1 – С.20 – 26.
28. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие / А. Н. Корнев. – СПб.: МиМ, 2007. – 286 с.
29. Лалаева, Р. И. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Л. В. Венедиктова. – СПб.: «Образование», 2007. – 172 с.
30. Найденов, Б. С. Выразительное чтение: учебно–методическое пособие для учеников пед. институтов/ Б. С. Найденов, Т. Ф. Завадская, Н. М. Соловьева. – М: Просвещение, 2004. – 182 с.
31. Перова, Г. М. О достижении воспитательных целей чтения / Г. М. Перова // Начальная школа. – 2013. – №3 – с. 16 –21.
32. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн Основы общей психологии. – М. : Академия, 2000. – С. 78.
33. Русецкая, М. Н. Нарушение чтения у младших школьников: анализ речевых причин / М. Н. Русецкая. – Спб. : Питер, 2007. – 192 с.