Введение
1 Общие положения законодательства об экономическом судопроизводстве
1.1 История экономического правосудия Республики Беларусь
1.2 Цели и задачи хозяйственного процесса
2 Развитие законодательства об экономическом судопроизводстве
2.1 Особенности законодательства о судопроизводстве по экономическим дел
2.2 Проблемы и пути совершенствования судопроизводства по экономическим делам
3 Анализ практики применения законодательства об экономическом судопроизводстве
Заключение
Список использованных источников
Введение
Тема «История развития законодательства о судопроизводстве по экономическим делам» является актуальной по нескольким причинам.
Во-первых, экономические дела имеют большое значение для развития страны и общества в целом. Они связаны с вопросами ведения бизнеса, защиты прав собственности, регулирования конкуренции и другими аспектами экономики. Правильное функционирование судебной системы по экономическим делам является необходимым условием для развития предпринимательства, привлечения инвестиций и создания благоприятного бизнес-климата.
Во-вторых, законодательство о судопроизводстве по экономическим делам постоянно развивается и совершенствуется. В современных условиях глобализации и быстрого технологического развития необходимо адаптировать правовые нормы к новым вызовам и изменениям в экономической сфере. Изучение истории развития законодательства позволяет лучше понять, какие проблемы возникали в прошлом, как они решались и какие изменения были внесены в законы для более эффективного урегулирования экономических споров.
В-третьих, история развития законодательства о судопроизводстве по экономическим делам может быть полезной для анализа и сравнения судебных систем разных стран. Различные страны имеют свою специфику в правовом регулировании экономических дел, и изучение истории позволяет выявить преимущества и недостатки различных подходов. Это может быть полезно для разработки новых законодательных решений и адаптации международных стандартов в области экономического права.
Таким образом, актуальность темы «История развития законодательства о судопроизводстве по экономическим делам» обусловлена ее важностью для развития экономики, необходимостью постоянного совершенствования законодательства и возможностью изучения и анализа различных судебных систем.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе изучения истории развития законодательства о судопроизводстве по экономическим делам.
Предметом исследования выступают нормы ряда национальных и зарубежных нормативно-правовых актов, а также труды ученых-юристов в рассматриваемой области.
Цель исследования – на основании комплексного анализа норм действующего законодательства Республики Беларусь и специальной литературы сформировать общее представление об истории развития законодательства о судопроизводстве по экономическим делам.
[...]
1 Общие положения законодательства об экономическом судопроизводстве
1.1 История экономического правосудия Республики Беларусь
Возникновение хозяйственно-экономического правосудия в современной Беларуси началось в 1832 году с создания специализированных судебных органов, занимающихся исключительно экономическими спорами. Этот момент прослеживается до времени, когда в России появились первые коммерческие суды, и белорусские губернии входили в состав Российской империи.
Однако следует отметить, что элементы экономического правосудия в белорусских землях имеют свои корни в древности. В течение всего предшествующего периода функции правосудия осуществлялись представителями власти. Даже до образования государственных структур, родоплеменное правосудие, включая разрешение хозяйственных споров, реализовывалось на основе народных традиций, среди носителей властных полномочий, таких как вожди племени, старейшины и другие.
В древних белорусских княжествах существовала система неписанных правил поведения, известная как обычное право. Оно формировалось по мере развития государственных органов и регулировало систему органов власти, порядок восхождения на княжеский престол, компетенцию высших должностных лиц и порядок деятельности судов.
По форме правления древние белорусские государства представляли собой ограниченные монархии, где система органов власти включала князя, совет (раду) и вече (сойму). Однако главенствующая роль принадлежала князю, обладавшему значительными полномочиями в системе управления. Князь решал вопросы государственной жизни, представлял княжество во внешних делах и осуществлял судебные функции. Важно отметить, что судебная власть князя ограничивалась, и решения выносились совместно с членами совета (рады) и при участии свободных граждан.
Наиболее древним органом государственной власти в государствах-княжествах были вече (соймы) общие собрания свободных людей. Термином «вече», «сойм», «сейм» в старину обозначалось всякое собрание либо совещание. В актах XIII-XV вв. в Беларуси получили распространение такие названия собраний, как «копа», «купа» (от слов «скопление», «скупщина» и др.). На вечевых собрания решались различные вопросы государственной жизни, в том числе наиболее важные судебные дела.
На формирование в тот период хозяйственной юрисдикции на белорусских землях существенное влияние оказало создание специального суда по торговым делам в Новгородской республике во главе с тысяцким, упоминание о котором встречается в договорной грамоте конца XII в. Новгорода со шведским островом Готландом [9, с. 22].
[...]
2 Hазвитие законодательства об экономическом судопроизводстве
2.1 Особенности законодательства о судопроизводстве по экономическим делам
С момента создания в Беларуси системы экономических судов начался процесс создания нового правового механизма разрешения экономических споров.
Процессуальной основой деятельности экономических судов является Хозяйственный процессуальный закон от 5 июня 1991 года, согласно которому в компетенцию экономических судов входят не только экономические споры, ранее рассматривавшийся государственными и ведомственными арбитражными органами, но и новые категории дел, ранее не рассматривавшийся в арбитражных или общих судах или арбитражных судах:
- дела о признании недействительными актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству и затрагивающих интересы хозяйствующих субъектов;
- дела о признании хозяйственным банкротством (банкротством) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Юрисдикция экономических судов включает в себя 386 споров, которые ранее рассматривались в судах общей юрисдикции:
- споры между колхозами, колхозами и государственно-колхозными организациями; споры, связанные с перевозкой грузов;
- споры с участием иностранных хозяйствующих субъектов и др. [1, с. 9].
Основной целью экономического суда является защита прав и законных интересов Республики Беларусь, административно-территориальных единиц, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц. Это также включает защиту прав и интересов организаций и граждан, не являющихся юридическими лицами, в соответствии с законодательством.
В современной истории независимого белорусского государства экономическая судебная власть использует свои правовые методы для обеспечения адекватной защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан. Это направлено на создание эффективных управленческих механизмов и улучшение инвестиционного климата. Наблюдается снижение числа обращений в национальные экономические суды с течением времени.
В качестве эксперимента была введена практика заключения договоров об электронном обмене информацией. Медиационная процедура, в частности, медиация, широко используется как составная часть экономической справедливости в Беларуси. Экономический суд проводил судебные процессы, вовлекая внесудебных медиаторов в процедуру медиации в ходе экономических дел.
[...]
3 Анализ практики применения законодательства об экономическом судопроизводстве
Правом на обращение в экономический суд обладают, как правило, юридические лица и граждане, имеющие статус индивидуального предпринимателя. Граждане и организации, не являющиеся юридическими лицами, обладают правом на обращение в суд в случаях, предусмотренных законодательными актами [21].
Представительства иностранных компаний, аккредитованные в Беларуси, самостоятельным правом на предъявление иска не обладают. Представительство вправе это сделать только в том случае, если его главе или иному лицу головной компанией выдана доверенность с такими полномочиями.
Экономические суды рассматривают споры, связанные с ведением экономической деятельности: возмещение убытков, невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств истребования имущества из чужого незаконного владения, признание сделок недействительными, признание права собственности [21], споры, связанные с защитой деловой репутации, об экономической несостоятельности (банкротстве), о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей и т.п. [21]. Экономические суды также занимаются рассмотрением споров, касающихся исков, предъявляемых к государственным органам, если их действия и решения негативно сказываются на интересах компаний, рассматривая эти действия как неправомерные. В частности, в рамках экономических судов поднимаются вопросы о признании недействительными решений органов государственного контроля, таких как налоговые инспекции, милиция, органы финансовых расследований и другие. Также в этих судах может быть оспорено поведение республиканских и местных управленческих органов и их должностных лиц. Экономические суды являются единственными, которые могут осуществлять конфискацию имущества компаний, включая иностранные компании. Однако следует отметить, что это правило не распространяется на административные таможенные правонарушения, в отношении которых конфискация проводится судами общей юрисдикции.
Обращение в экономический суд согласно законодательству осуществляется в форме:
- искового заявления – по экономическим спорам и иным вопросам, возникающим из гражданских правоотношений;
- заявления – по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, а также по делам об экономической несостоятельности (банкротстве);
[...]
ЗаключениеВ ходе проведенного нами исследования были сделаны следующие выводы:
При осуществлении правосудия, включая экономическое, необходимо стремиться к высокой культуре судебной деятельности. Эта культура должна способствовать укреплению авторитета судебной власти, повышению уровня доверия граждан, предпринимателей и юридических лиц к судьям и экономическим судам в целом. Она также должна поддерживать представления о справедливом и эффективном правосудии, уважении к праву и судебной системе, а также способствовать развитию общей правовой культуры. В контексте этого стремления культура судебной деятельности должна проявляться при реализации различных постановлений, включая экономические суды, и исполнительных документов.
В результате внедрения последних правовых и организационных изменений экономическое правосудие в Республике Беларусь, учитывая позитивный опыт, накопленный за годы независимости, постоянно совершенствуется. В новых юридических реалиях система судов общей юрисдикции, включая экономические суды, должна эффективно работать над улучшением института экономического судопроизводства. Деятельность экономических судов должна быть направлена на обеспечение доступности и оперативности правосудия, а также на осуществление принципов независимости, законности, равенства перед законом, равноправия и добросовестности сторон.
Цель обеспечения справедливого правосудия в рамках экономического судопроизводства реализуется в строго установленной процедурной форме, которая характеризуется следующими особенностями:
1. Экономический суд и участники процесса подчиняются нормам экономического процессуального законодательства.
2. Участники экономического процесса осуществляют только те процессуальные действия, которые заранее определены хозяйственными процессуальными нормами.
3. Процедура обращения в суд, принятия и подготовки дела к рассмотрению, порядок разрешения спора, структура решения и процедуры пересмотра, а также исполнение предопределены законом.
4. Взаимоотношения между судом и участниками процесса не могут быть фактическими отношениями и имеют исключительно правовой характер.
5. Хозяйственно-процессуальная форма обеспечивает равные возможности сторонам для защиты своих прав, участия в процессе, представления доказательств, пользования правовой поддержкой, обжалования решений и участия в исполнительном производстве.
[...]
1 Абознова, О.В. Суд в механизме реализации права на судебную защиту в гражданском и арбитражном процессе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / О.В. Абознова. − Екатеринбург, 2006. – 16 с.
2 Алексеев, С.С. Сравнительный анализ судопроизводства по хозяйственным спорам по зарубежному законодательству / С.С. Алексеев. – М.: Юрид. лит., 2012. – Т. II. – 88 с.
3 Арбитражный/Экономический процесс: учебник / под. ред. М.К. Треушникова. – М.: Изд- во «Городец», 2017. – 448 с.
4 Ведомости Верховного Совета СССР. 1961. № 50. Ст. 525.
5 Вестник Западной России. Т. 2. Дек. кн. 6. С. 71-73.
6 Гаджиева, Ф.Р. Суд как основной субъект процессуальных правоотношений / Ф.Р. Гаджиева // Евразийский союз ученых. – 2016. – № 3(24). – С. 15-16.
7 Гражданский и Экономический процесс. Общая часть: учебник для вузов / под общ. ред. Т.А. Беловой, И.Н. Колядко, Н.Г. Юркевича. – 2-е изд., перераб. и доп.. – Мн.: Амалфея, 2016. – 786 с.
8 Жилин, Г.А. Цели экономического судопроизводства и их реализация в суде первой инстанции: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Г.А. Жилин. – М., 2000. – 32 с.
9 Казанцев, С.М. Коммерческие суды в дореволюционной России // Вестник ВАС РФ. Отдельное юбилейное издание: 10 лет арбитражным судам. 2002. С. 22-41.
10 Каменков, В.С. Хозяйственное судопроизводство – состояние и перспективы / В.С. Каменков // Теория и практика правотворчества и правоприменения: Республика Беларусь в условиях интеграционных процессов: тез. докл. междунар. науч.-практ. конф., Гродно, 13 – 14 апр. 2007 г. / Гродн. гос. ун-т; редкол.: И.Э. Мартыненко (отв. ред.) [и др.]. – Гродно: ГрГУ, 2007. – С. 17 – 21.
11 Каменков, В.С. Цели, задачи и функции экономических судов / В.С. Каменков // Вестн. Высшего Экономического Суда Респ. Беларусь. – 2008. – № 6. – С. 43.
12 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Конституции (Основные Законы) Союзных Советских Социалистических Республик. М.: Юрид. лит-ра, 1978.
13 Мартыненко, И.Э. Экономический суд: цели и задачи (вопросы совершенствования законодательства) / И.Э. Мартыненко // Судебный вестник. – 2015. – № 4. – С. 50 – 53.
14 О Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь, 10 апр. 2002 г., № 205 // Эталон. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
15 О судоустройстве и статусе суде [Электронный ресурс] : кодекс Республики Беларусь от 29 июня 2006 г., № 139-З : принят Палатой представителей 31 мая 2006 г.: одобр. Советом Респ. 16 июня 2006 г., по состоянию на 17 июля 2023 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
16 Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Изд. I. Т. 24. № 17632.
17 ПСЗРИ. Изд. I. Т. 21. № 15447.
18 СП СССР. 1960. № 15. Ст. 127.
19 СУ РСФСР. 1922. № 60. Ст. 769.
20 Таранова, Т.С. Экономический процесс. Общая часть: курс лекций / Т.С. Таранова. – Минск: БГЭУ, 2005. – 198 с.
21 Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 15 декабря 1998 г., № 219-З: принят Палатой представителей 11 ноября 1998 г.: одобр. Советом Респ. 26 ноября 1998 г., в ред. закона от 17 июля 2023 г. № 284-З// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
22 Центр. гос. исторический архив Республики Беларусь (ЦГИА). Ф. 151. Оп. 1. Д. 2. Л. 224.
23 Эффективную законную защиту гарантирует хозяйственное правосудие // Вестн. Высшего Экономического Суда Респ. Беларусь. – 2008. – № 4. – С. 6 – 9.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.