На уроках русского языка мы часто обсуждаем язык, его роль и значение. Мы говорим о том, как правильно употреблять слова, что нужно делать, чтобы не искажать его, а беречь. Мы живем в Беларуси, поэтому забота о языке – одна из функций патриотизма. Любовь к Родине – это не только умение ее защищать, это еще и проявление уважения к русскому языку. Язык – это государственный язык великой страны. В течение года мы анализируем разнообразные тексты о родине, родном крае, стране, говорим о богатстве и выразительности устной речи. В своей работе мы используем тексты разных стилей, пишем сочинения и диссертации на патриотические темы [3]. Мы читаем и анализируем высказывания о Родине. Например, используем слова М. Горького «Верьте в свой народ, создавший могучий русский язык, верьте в творческие силы», К. Паустовского «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
[...]
1 Теоретические аспекты изучения сочинений как средства воспитания патриотизма на уроках русского языка
1.1 Понятие сочинения
Особое место в формировании творческого воображения учащихся занимает сочинение. Эта работа является высшей формой проявления творческого воображения ребенка. Школьные сочинения занимают особое место: они подчиняются другим речевым задачам в системе обучения [6, с. 169]
Сочинение дает смысл каждому занятию по изучению родного языка: в нем реализует языковое обучение ученика, все устные знания применяются. Можно сказать, что сочинение является лучшим средством мотивации ученика и самооценки ученика. Показательно, что первыми словами, написанными первоклассниками, является формулировка его личных мыслей, личных чувств: результат жизненных навыков, опыт.
Сентябрь. Вся роща в золоте. Сияющее, голубое небо. Дети гуляют. А на следующий день на уроке они пишут первое слово в своей жизни – липа. Только одно слово, но оно представляет чувство, полученное во время прогулки. По мнению ученика, это одно слово ассоциируется с картиной золотой осени, очаровательного дерева, которым они восхищались.
Если учитель стремится сохранить такое отношение на протяжении всех лет обучения, это огромная сенсация [3, с. 12].
Начиная с 1-го класса в форме небольших устных сообщений или тонких рассказов, сочинение постепенно превращается в важную умственную работу, выполняемую по руководству учителя. Сочинение предназначено для эффективных средств развития. Оно возбуждает чувства, учит детей понимать и оценивать увиденное и проверенное, развивает внимательность, учит замечать причинно-следственные связи, сравнивать и сопоставлять, изобретать. Это дисциплинирует мысль, дает детям надежду. Сочинение – это способ стать творческим. Оно требует от ученика самостоятельности, энергии, энтузиазма, внесения чего-то личного в текст.
Это способствует формированию у ученика фигуры. Выбор слов, циклов речи и предложений, разработка повествовательной композиции, подбор материала, определение логических отношений, проверка правописания – каждый этап представляет собой сложный набор действий, который мотивирует учащихся прилагать значительные усилия на протяжении всего времени обучения. творчество, развитие его творческого воображения. Ученики любят сочинения, любят именно благодаря его творческой составляющей, потому что им позволено проявлять самостоятельность, ведь они пишут свои собственные мысли [4, с. 144]. Они открывают тему, собирают материал, классифицируют его, составляют план и исправляют его, подчиняют сочинение личному плану, выбирают средства, оптимальные для решения «коммуникативной задачи», и, наконец, редактируют и улучшают текст [4, с. 404].
[...]
2 Эмпирическое исследование сочинений как средства воспитания патриотизма на уроках русского языка
2.1 Диагностика патриотизма у детей на уроках русского языка
База исследования: ГУО «Средняя школа №18» г. Бреста. В исследовании приняли участие учащиеся 3 класса в возрасте 8-9 лет и общим количеством 28 человека.
Целью исследования является выявление уровня патриотизма у учащихся 3-го класса. Для нас было важно изучить представления детей о патриотизме, малой родине, стране, народных традициях и обычаях, отношении детей к патриотическим событиям и способности действовать в соответствии с принятыми в обществе нормами.
Опытно-экспериментальная работа по патриотическому воспитанию младших школьников включают следующие этапы:
1. Определение уровня патриотического воспитания учащихся начальной школы, анализ результатов и на этой основе постановка задач для дальнейшей работы с детьми.
2. Разработка содержания педагогической работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста и ее апробация.
3. Проведение контрольного этапа, определение результатов исследования, формулирование выводов об эффективности работы.
Для проведения констатирующего этапа мы выбрали показатели и критерии патриотического воспитания, разработали характеристику уровней и определили диагностические задачи.
В качестве показателей развития патриотического воспитания мы выделили следующие: познавательные, эмоционально-ценностные, деятельностные.
Индикатор: когнитивный, под которым мы понимаем формирование основных терминов, а именно: «Родина», «Государство», «Малая Родина», «Патриот», «Служение Отечеству». Для этого показателя были определены следующие критерии:
- объем патриотических знаний;
- словарь патриотической направленности;
- устойчивость познавательного интереса к патриотическим знаниям.
Следующий показатель: эмоционально-ценностный, под которым мы подразумеваем наличие патриотических чувств: любовь к родине, гордость за свою страну и пр., эмпатия и чувство гордости за родную деревню, семью и школу. Для характеристики этих показателей были определены следующие критерии:
- эмоционально-ценностное отношение к историческому и духовному наследию своей страны;
- наличие патриотических чувств, любви к Родине;
- проявление эмпатии по отношению к культурным традициям и обычаям малой родины.
[...]
Заключение
Анализ литературных источников показал, что особое место в формировании творческого воображения учащихся занимает сочинение. Эта работа является высшей формой проявления творческого воображения ребенка. Школьные сочинения занимают особое место: они подчиняются другим речевым задачам в системе обучения. Сочинение дает смысл каждому занятию по изучению родного языка: в нем реализует языковое обучение ученика, все устные знания применяются. Можно сказать, что сочинение является лучшим средством мотивации ученика и самооценки ученика.
Можно сделать вывод о значении патриотического воспитания и для отдельно взятой личности, и для общества в целом. Многогранная структура понятия «патриотизм» требует комплексного подхода к его формированию. В современном обществе особенность патриотического воспитания заключается в усилении его интегрирующей функции не только для членов общества и поколений, но и для педагогических методик, различных и по степени прогрессивности и по направлениям. Это проявляется в тенденции применения как традиционных мер, так и инновационных, а также в стремлении воспитания у молодежи не только гражданских, но и общечеловеческих ценностей: духовных, моральных, эстетических и других.
Формирование и развитие патриотизма будет наиболее эффективным в рамках системы обучения детей русскому языку. Сочинение представляет собой одну из наиболее важных форм работы, направленных на повышение уровня развития патриотизма у детей на различных этапах образовательного процесса. Сочинение его различные виды ориентированы на создание оптимальной среды для показателей рассуждения, повествования и активизации показателей развития системы представлений о патриотизме как таковом.
С целью формирования представлений об уровне развития патриотизма у детей младшего школьного возраста нами было проведено исследование при помощи комплекса методик. В ходе проведения исследования нами были получены результаты, согласно которым характерным является именно средний уровень развития патриотических качеств.
Анализ результатов диагностических заданий показал, что причинами низкого уровня патриотического воспитания являются недооценка возможностей внешкольной деятельности и недостаточно развитое содержание педагогической работы по патриотическому воспитанию во внеурочной деятельности. Причиной низкого уровня патриотического воспитания также является отсутствие у ребят данного возраста опыта работы с произведениями различных видов искусства; и как следствие, низкий уровень знаний и представлений о своей родине, низкий уровень информированности о мире, бедность и неточность идей, отсутствие познавательных интересов.
Нами были проанализированы особенности применения сочинений на уроках русского языка в системе развития патриотизма у детей младшего школьного возраста.
[...]