Введение
Изучение особенностей воображения у детей средней группы дошкольного возраста является актуальным и важным направлением научных исследований по педагогике и психологии развития.
Интенсивное формирование мышления, внимания, памяти, воображения происходит на дошкольном этапе. В связи с этим перед дошкольными организациями стоит важная задача формирования творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования образовательного процесса. Развитие воображения способствует развитию творческих способностей в целом. В современном мире большинству людей нужны люди, демонстрирующие высокий уровень креативности и творческих способностей. Поэтому в дошкольном возрасте уделяется внимание развитию воображения, разрабатываются программы, способствующие развитию воображения, практики и игры.
Воображение понимается как самостоятельное создание новых образов, включенное в процесс творческой деятельности, то есть деятельности, дающей в результате ценный и оригинальный продукт. Это воображение присутствует в поведении ребенка и в любой форме деятельности. Многие психологи, педагоги, ученые изучали проблемы развития воображения и отразили их в работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.А. Венгера, Н.Е. Вераксы, О.М. Дьяченко, Р.С. Немова, K.Д. Ушинский, В. А. Крутецкий.
Как отмечают В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, Е. Игнатьев, воображение способствует эффективному усвоению детьми новых знаний, является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, что во многом определяет эффективность образовательной деятельности в организации дошкольного образования.
Воображение играет ключевую роль в формировании личности ребенка. В среднем дошкольном возрасте происходит активное развитие когнитивных и эмоциональных аспектов личности, и воображение становится мощным инструментом в этом процессе.
[...]
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей воображения у детей средней группы
1.1 Сущность воображения как психологического процесса
В психологии и педагогике воображение изучается в двух основных направлениях: с одной стороны, исследуется развитие воображения в онтогенезе (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко), с другой – функциональное развитие этого процесса (Е.И. Игнатьев). В педагогических исследованиях, посвященных проблемам развития воображения, отмечается, что в дошкольном возрасте под влиянием специально организованного обучения эффективно развивается творческое воображение, важным условием которого является выбор средств (В.П. Сохина – на примере архитектуры, Е.М. Струнина, О.С. Ушакова – на примере языка разработка в качестве примера, Е.А. Флерина – на примере обучения художественной деятельности).
Воображение представляет собой «особую форму психики человека, т.к. оно выполняет функции «посредника» между восприятием, мышлением и памятью. Воображение способствует развитию творческого потенциала человека. Культура, как духовная, так и материальная является продуктом воображения и творчества человека. Воображение соединяет в памяти человека прошлое, настоящее и будущее» [16, с. 21].
Воображение направляет свою активность на практическую деятельность человека. Именно «образ материальной вещи, которую он хочет создать, активизирует практическую деятельность человека. Именно способность представлять конечный итог своей работы, позволяет человеку вести целенаправленную и продуктивную деятельность» [12, с. 365].
Воображение помогает человеку в решении его повседневных задач, сочетая в себе все имеющиеся сведения и углубляет познавательный процесс. «Человек в своей деятельности постоянно познает окружающий мир, изменяет его посредством представления будущего результата своих действий.
[...]
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей воображения у детей средней группы
2.1 Организация и методы исследования
Целью данного курсового исследования является изучение особенностей воображения у детей средней группы. Исходя из этого, эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов.
1.На подготовительном этапе был проведен обзор литературы, исследований и работ, схожих с предметом данного исследования, что позволило определить проблему, объект, тему и цель исследования, а также выбранный метод исследования.
2.На основном этапе экспериментальной работы было проведено эмпирическое исследование, направленное на определение особенностей воображения у детей средней группы в сочетании с научно предписанным анализом. В рамках данного этапа была проведена исследовательская работа.
3. На заключительном этапе был проведен анализ результатов, полученных на основе эмпирических данных. Проведено оформление результатов исследования.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 15 дошкольников среднего возраста (4-5 лет).
Для осуществления эмпирического исследования использовались следующие диагностические методики:
1.Тест «Свободный рисунок» предложенный авторами Г.А. Урунтасовой, Ю.А. Афонькиной, Л.Ю. Субботиной [18].
Материал: лист бумаги, набор фломастеров.
Испытуемому предлагалось: придумать что-либо необычное. На выполнение задания отводилось 4 минуты.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий;
8-9 баллов – высокий;
5-7 баллов – средний;
3-4 балла – низкий;
0-2 балла – очень низкий.
[...]
Заключение
Воображение – это способность представлять себе объект, которого на самом деле не существует, удерживать его в сознании и выполнять над ним определенные операции. Воображение направляет свою активность на реальную деятельность человека. Воображение связано со всеми аспектами жизни человека, его предыдущим опытом, спецификой познания, синтезом и работой других функций. Воображение тесно связано с такими психическими процессами, как восприятие и мышление.
Средний дошкольный возраст (от трех до шести лет) характеризуется комплексным развитием детей. В этот период происходит улучшение физических навыков, развитие когнитивных способностей, формирование социальных навыков и эмоциональная стабилизация. Дети проявляют интерес к окружающему миру, активно учатся, развивают социальные отношения и осознают свои эмоции. Средний дошкольный возраст играет ключевую роль в формировании личности ребенка.
Дети среднего дошкольного возраста проявляют высокую творческую активность и развитое воображение. Они формируют магическое мышление, создают фантастические миры и игры, а также проявляют символическое мышление, видя в обыденных вещах нечто большее. В этот период развития воображения детей становится важным компонентом их творческого и когнитивного развития.
По результатам эмпирического исследования, большинство дошкольников имеют средний уровень развития воображения, т.е. 46,7%. Кроме того, большое количество детей имеют очень высокий уровень развития воображения – 33,3%. Только 13,3% – уровень развития воображения дошкольников очень высоким, а 6,7% – уровень развития воображения дошкольников низким. Таким образом, исследование указывает на вариативность уровня развития воображения у дошкольников, с преобладанием среднего и высокого уровней.
[...]