Введение
В соответствии с Кодексом об образовании Республики Беларусь, под дошкольным образованием понимают уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивиду-альными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. К младшему дошкольному возрасту относятся дети в возрасте от трёх четырех лет [15].
Содержание учебой программы дошкольного образования для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения разработано в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, образовательным стандартом дошкольного образования. Целью реализации содержания учебной программы является разностороннее развитие личности воспитанника раннего и дошкольного возраста. Основные задачи программы: формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии; формирование нравственной, эстетической культуры; формирование гуманного отношения к себе и окружающему миру, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию; приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям и потребностям.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что приоритетом в современной образовательной политике национальной системы образования является возрождение народной педагогики. Это связано с тем, что ее огромный педагогический потенциал дает возможность положительного решения ряда проблем современного общества: формирование устойчивого идеала, нравственного и физического здоровья личности. Государственная политика Республики Беларусь, ориентированная на вхождение в мировое образовательное пространство, в качестве приоритета рассматривает формирование личности, способной органически вписаться в мировую культуру и цивилизацию, опираясь на этнокультурную основу.
[...]
Глава 1 Теоретические аспекты воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста посредством белорусского фольклора
1.1 Психолого-педагогические аспекты воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст от трех до четырех лет важный период в развитии детей. В этом возрасте дети активно формируют первые элементарные представления о поведенческих навыках, чувствах к взрослым и окружающим их сверстников. Формирование данных навыков происходить более благополучно в критериях подходящего педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные ощущения, идеи и способности, которые сформируются у детей в данном возрасте, нравственный навык, который они скапливают, будут почвой их последующего нравственного развития.
В возрасте от трех до четырех лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. «К трем годам ребенок умеет вступать во взаимоотношения со взрослыми, способен к элементарному самообслуживанию, владеет элементарными формами поведения» [1, с. 59]. Его общение становится более самостоятельным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной социальной функции. Желание ребенка выполнять эту же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается путем развития игры, которая становится ведущей деятельностью в младшем дошкольном возрасте [6, с. 31].
Игра оказывает значительное влияние на ребенка. Прежде всего в игре дети учится общаться с друг другом, подчинятся правилам и управлять своим поведением.
Ведущей особенностью игры считается ее условность: выполнение первого воздействия с одним объектом предполагает атрибуцию иных поступков с другими объектами.
[...]
Глава 2 Практические аспекты использования белорусского фольклора как средства воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста
2.1 Педагогические условия использования фольклора в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста
На данном этапе работы рекомендуется организовывать деятельность по разработке системы музыкальных занятий на основе белорусского фольклора и методического обеспечения к ним. В качестве формы реализации данной системы занятий были выбраны коллективные музыкальные занятия, которые позволяют осуществлять наиболее творческий подход в работе с детьми младшего дошкольного возраста, а также дают наиболее широкие возможности применения вариативности в деятельности педагога.
С целью постепенного введения белорусского языка в различные виды деятельности дошкольников мы предлагаем использовать кукол «белорусов», например, девочку Павлинку и мальчика Ваню. Они по одному или вместе «приходят» к детям и интересуются их занятиями, играми, "разговаривая" только по-белорусски. Таким образом, настраиваются ситуационно-деловое общение на белорусском языке. В таких речевых ситуациях дети учатся прислушиваться к белорусскому языку, воспринимать и понимать его, у них формируется установка на белорусский язык собеседника.
Через литературу дети знакомятся с присущими белорусскими обращениями: пятух-чабятух, курачка-сакатушка, лісіца-хітрыца, муха-пяюха, каток-залаты лабок, гусак Шыпун і індык Балбатун, казачнік Бай, жаба ў каляіне, коця, вожык Тупцік и другими.
Ведущую роль в ознакомлении детей с белорусским языком выполняет знакомство с белорусским фольклором, а также лучшими классическими произведениями для детей.
У детей при обучении родному языку сформирована устойчивая интерес и положительное отношение к белорусскому языку, присутствует желание овладеть им. Кроме того, у воспитанников развиваются познавательные и языковые способности, память, внимание, речевая активность, наблюдательность относительно языковых явлений, сравнивая русские и белорусские слова, фразы, выражения.
[...]
Заключение
Проведенное исследование литературных источников позволяет утверждать, что в современных условиях имеется ряд факторов, способствующих реализации народной педагогики, а, следовательно, важнейшего ее средства – фольклора, в работе учреждений дошкольного образования: государственно-политический фактор (ряд законодательных актов, направленных на создание целостной воспитательной среды; акцент на регионализацию образования, использование воспитательных возможностей социума, местных традиций в условиях поликультурного мира; всенародное обсуждение и законодательные акты, подтверждающие возможность обучения на родном языке; признание на государственном уровне важности возрождения народной педагогики и принятие соответствующих решений, адресованных министерствам образования и учреждениям высшего образования, осуществляющим подготовку педагогических кадров); социально-культурный фактор (акцент на краеведческий уклон в организации работы в учреждениях дошкольного образования; работа по сбору, изучению и пропаганде материалов народного творчества и народной педагогики в средствах массовой информации; работа учреждений образования и социальной сферы (детские сады, ясли, школы, Дома культуры, ремесел, народного творчества) по возрождению народных традиций; функционирование музеев этнографии, фольклора, народного творчества; возрождение гуманных традиций народной педагогики); образовательно-педагогический фактор (активное развитие социальной педагогики; регионализация образования; целенаправленная подготовка учителей к реализации народной педагогики в профессиональной деятельности; развитие этнопедагогики как отрасли педагогических знаний (подтвеждено появлением целого ряда диссертационных исследований в данной области).
Сравнительно-сопоставительный анализ исторического опыта ХХ века и современной действительности позволяет выявить факторы, обуславливающих активное внедрение народной педагогики и важнейшего её средства – фольклора в процесс формирования этнической идентичности детей дошкольного возраста.
[...]