Введение
Глава 1 Теоретические аспекты развития познавательной активности учащихся начальных классов посредством кейс-технологии
1.1 Понятие познавательной активности в психолого-педагогической литературе
1.2 Методы и средства развития познавательной активности учащихся
1.3 Кейс-технология как средство развития познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной активности у учащихся третьих классов на уроках «Человек и мир» посредством кейс-технологии
2.1 Изучение уровня познавательной активности учащихся третьих классов начальной школы
2.2 Организация работы по развитию познавательной активности у учащихся третьих классов на уроках по учебному предмету «Человек и мир» посредством кейс-технологии
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию познавательной активности учащихся третьих классов на уроках «Человек и мир» посредством кейс-технологии
Список использованных источников
Заключение
Приложения
ВведениеАктуальность исследования обусловлена тем, что в XXI веке произошли глобальные изменения в системе образования. В этот период времени подверглись преобразованию ценностные приоритеты и педагогические средства. Работа школы стала делать фокус на формирование широкого научного кругозора у младших школьников и развитие навыков самостоятельного поиска нужной информации. Кроме того, существенную роль стали играть подготовка к решению возникающих в жизни проблем и утверждение в их сознании общечеловеческих ценностей и интересов. В современной школе одной из задач является создание необходимых условий для полноценного развития каждого ребёнка, воспитание свободной личности, формирование у детей навыка самостоятельного мышления, чёткого планирования действия и обдумывания решения. Теперь учёба в школе должна учить ребёнка эффективно взаимодействовать с людьми разного пола, возраста и социального слоя общества.
Достигнутые индивидуальные успехи учеников в эмоциональной и познавательной сферах являются ключевыми аспектами личностного развития. Поэтому сегодня учителя начальных классов активно переосмысливают свой педагогический опыт. Педагог должен привить младшим школьникам интерес к учёбе, а именно – сформировать у них познавательную активность.
Каждый учитель вырабатывает для себя определённую структуру методов, которая направлена на развитие мыслительной деятельности, а она, в свою очередь, невозможна без познавательной активности. Нельзя научить ребёнка, если отсутствует интерес к учебной деятельности. В связи с этим, большое значение приобретает и применение в преподавании современных педагогических технологий, методов обучения, развивающих личность младшего школьника, среди которых выделяется кейс-технологии. При правильной постановке кейс-технологии, обучающиеся оказываются в различных ситуациях, сталкиваются с трудностями и преодолевают их с помощью приобретённых новых знаний, умений и навыков, что положительно сказывается на развитии познавательной активности детей.
Изучением данной темы занимались такие учёные, как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Ю.К. Бабанский, А.Н. Поддъяков, Г.И. Щукина, Л.П. Виноградова, Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрик, Э. Коллингс А.В. Леонтович, А.Н. Поддъякова, А.И. Савенков и др.
[...]
Глава 1 Теоретические аспекты развития познавательной активности учащихся начальных классов посредством кейс-технологии
1.1.Понятие познавательной активности в психолого-педагогической литературе
В современной педагогической науке большое внимание уделяется вопросам изучения познавательной активности. Над изучением данной проблематики трудились различные исследователи, среди которых необходимо выделить таких как Я.А. Коменский, который в своих книгах выделял основополагающую роль школы в развитии личности человека, основой которого является интерес [1, с.33]. Также, различные исследователи изучали вопрос познавательной активности в рамках формирования успешности процесса обучения [2, с.44].
Значение познавательной активности для общего развития ребенка и формирования его личности очень велико. Под влиянием познавательной активности развиваются все процессы сознания. С позиции психологической науки активность трактуется как «способность изменить окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями» [21, с. 22].
Проблема развития познавательной активности является важной и актуальной в современном образовании, так как является одним из ключевых факторов успешного обучения. Говоря о познавательной активности, обычно подразумевают способность обучающихся самостоятельно учиться, искать новые знания и применять их на практике. Она включает в себя такие качества личности, как любопытство, инициативность, творческий подход к решению задач, умение анализировать и синтезировать информацию. Познавательная активность помогает ученикам стать самостоятельными и ответственными, развивает их критическое мышление и способность к самообразованию [2, c.203].
Т.И.Шамова выделяет пять компонентов в структуре познавательной активности: мотивационный (интересы, потребности), ориентационный (цели, планы, прогнозы), содержательный (факты, инструменты, понятия), энергетический (внимание, воля), оценочный (контроль над познавательной деятельностью).
[...]
Глава 2 Опытно – экспериментальная работа по развитию познавательной активности у учащихся третьих классов на уроках «Человек и мир» посредством кейс-технологии
2.1 Изучение уровня познавательной активности учащихся третьих классов начальной школы
Познавательная активность у младших школьников имеет свою специфику на разных этапах возрастного развития. В младшем школьном возрасте активность детей не меняются качественно, они остаются эмпирическими и эпизодическими на протяжении большей части этого периода. В этом возрасте дети становятся более самостоятельными и ответственными. При проведении учебных занятий необходимо учитывать уровни познавательной активности каждого ученика, так как они все разные.
Исходя из этого положения, была проведена опытно-экспериментальная работа, которая позволила узнать влияние кейс-технологий на уроках «Человек и мир» на повышение познавательного интереса младших школьников.
Задачи экспериментального исследования:
выбор методик диагностики,
формирование групп участников исследования,
организация диагностического исследования,
анализ и интерпретация полученных в ходе исследования данных,
разработка и апробация опытно-поисковой работы по развитию познавательной активности у младших школьников средствами кейс-технологии, оценка эффективности проведённой работы.
Опытно – экспериментальная работа проводилась на базе ГУО «Средняя школа №136 г. Минска».
Эксперимент проводился с учащимися 3 класса: 3 «А», 3 «Б», 3 «Т». При этом 3 Б класс - экспериментальная группа; 3 «А»,3 «Т» - контрольная группа. Выборка составила 62 человека: 3 «А» - 20 человек, 3 «Б» - 20 человек, 3 «Т» - 22 человека.
Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
I.Констатирующий этап.
Целью исследования на данном этапе было выявление уровня развития познавательной активности младших школьников для дальнейшей разработки комплекса заданий по развитию познавательного интереса младших школьников на уроках «Человек и мир».
[...]
Заключение
Таким образом, изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, можно сделать следующие выводы:
Познавательная активность является важнейшим показателем становления личности ребенка, которая зависит от уровня продуктивности самостоятельной работы. познавательная активность является движущей силой процесса познания окружающего мира. Она влияет на создание радостной атмосферы обучения и на интенсивность проведения познавательной деятельности у детей. В настоящее время, основным направлением образования младших школьников является развитие познавательной активности в качестве основы их личностного развития. В процессе начального обучения закладывается фундамент навыка учения, который является основным условием непрерывного образования. Главной особенностью познавательной активности является ее способность активизировать и обогащать процесс не только учебы, но и любой другой деятельности, в которой есть познавательный элемент. Однако каждый вид деятельности человека содержит познавательный элемент и может способствовать преобразованию действительности. Если у человека есть познавательный интерес, он сможет заниматься абсолютно любой деятельностью. Активность - это главный мотив учебной деятельности и её проявление является наиболее важным.
Урок как форма организации учебного процесса в начальной школе, создает все возможности для создания различных условий формирования познавательной активности. В педагогической практике накоплено множество методов и приемов, которые способны стимулировать познавательную активность. Грамотный педагог приводит их в постепенном усложнении и разумном чередовании. Основная задача учителя в начальной школе, по нашему мнению, развитие познавательной активности к предмету.
В современной образовательной практике используется множество видов интерактивных заданий. Каждое такое задание содержит в себе в разной степени элементы творчества. Следовательно, интерактивное задание – это творческое учебное задание. При его выполнении учащимся необходимо не только банальное воспроизведение уже полученных знаний. Кейс-технология – один из методов интерактивного обучения. Это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Кейс-технология дает ученикам возможность мыслить самостоятельно, решать поставленные перед ними задачи, уметь найти выход в сложившейся ситуации, развивает умение выслушивать и что не мало важно, учитывать альтернативную точку зрения.
[...]
1. Апалькова, Н. В. Использование исследовательской деятельности младших школьников как условие повышения познавательной активности на уроках / Н. В. Апанькова. Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. – №3-4. – С. 80-83.
2. Апшацева, А. А. Изучение познавательного интереса у младших школьников / А. А. Апшацева // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2018. – С. 202-204.
3. Астахова, Н. И. и др. Технологии внеурочной деятельности обучающихся: учебное пособие / Н. И. Астахова. – Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2019. – 193 с.
4. Ахмедбекова, Р. Р. К вопросу о сущности и содержании познавательной активности младших школьников / Р. Р. Ахмедбекова. Известие Дагестанского государственного-педагогического университета психолого-педагогической науки. – 2018. – №1 (2). – С. 7-10.
5. Барышникова, Е. В. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие / Е. В. Барышникова. – Челябинск: Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. – 174 с.
6. Блонский, П. П. Психология и педагогика. Избранные труды / П.П. Блонский. –М.: Юрайт, 2020. – 184 с.
7. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. –М.: Юрайт, 2019. – 160 с.
8. Гуткина, Н. И. Божович о строении и формировании личности (культурно-исторический подход) / Н. И. Гудкина. Культурно-историческая психология. – 2018. – Том 14. № 2. – С. 116-128.
9. Золотарёва, Ю. В. Развитие познавательной активности младших школьников / Ю. В. Золоторева // Концепции развития и эффективного использования научного потенциала общества. Сборник статей международной научно-практической конференции в двух частях. – 2020. – С. 153- 156.
10. Зюзина, Е. А. Актуализация познавательного интереса у младших школьников / Е.А. Зюзина / Интеграционные процессы в науке в современных условиях: сборник статей Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 20 марта 2018 года. – Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2018. – С. 82-84.
11. Иванова, М. И. Приемы мотивации познавательной активности младшего школьника / М. И. Иванова. Интернаука. 2022. №9-1 (232). – С. 43-44.
12. Киселева, Т. И. Развитие познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности / Т. И. Киселева // Управление образованием: теория и практика. – 2020. – №3 (39). – С. 66-74.
13. Киселева, Т. И. Организация внеурочной деятельности по развитию познавательных интересов младших школьников: метод. рекомендации / Т.И. Киселева. – Саратов: Наука, 2020. – 67 с.
14. Киселева, Т. И. Организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов младших школьников / Т. И. Киселева. – Управление образованием: теория и практика. – 2021. – Т. 11. – №1(41). – С. 251-269.
15. Князева, В. В. Педагогика / В. В. Князева. – М.: Вузовская книга, 2018. – 572 c.
16. Кожурова, А. А. Развитие познавательной активности младших школьников на основе использования нетрадиционных форм обучения // А. А. Кожурова. – Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №64-3. – С. 123-125.
17. Куска, М. А. Психолого-педагогические основы развития познавательной активности у младших школьников / Наука и образование: векторы развития. Материалы международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 2021. – С. 106-109.
18. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми сверстниками / М.И. Лисина // Вопросы психологии. -1982 .- №4. – С.18-35.
19. Пастушкова, М. А. Формирование познавательных интересов при организации учебной деятельности младших школьников / М. А. Пастушкова. – Текст: непосредственный // Научный журнал. – 2016. – № 18(44). – С. 75-96.
20. Подледникова, С. А. К вопросу развития познавательного интереса у младших школьников / С. А. Подледникова, Т. И. Попова // Наука и Образование. – 2019. – №2 Т. 2. – С. 423.
21. Рыжкова, Л. В. Понятие познавательной активности / Л. В. Рыжкова, Ю. В. Митченкова // Вопросы педагогики. – 2021. – № 3-1. – С. 213-216.
22. Смолер, Е.И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста / Е. И. Смолер. – Мозырь: Белый ветер, 2014. – 104 с.
23. Сорокина, Л. А. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Л. А. Сорокина // Образование и наука. – 2018. - № 2. – С. 25-26.
24. Талызина, Н. Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников: учеб. Пособие для академического бакалавриата / Н. Ф. Талызина. – М.: Юрайт, 2018. – 172 с.
25. Туаева, К. В. Познавательный интерес как ведущий мотив учебной деятельности / К. В. Туаева // Студенческий вестник. – 2021. – № 7-1(152). – С. 43-46.
26. Ушинский, К. Д. Педагогика / К. Д. Ушинский. – М.: Юрайт, 2019. - 258 с.
27. Шадрина, С.Н. Кейс-технология как средство развития мотивации к учению у младших школьников / С. Н. Шадрина, Л. П. Борисова, М. И. Неустроева // СВФУ ПИ. - Якутск, 2017.- 217 с.
28. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М., 1979. – 160 с.