Глава 1 Теоретические аспекты формирования представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Представления о сезонных изменениях в природе и их значение в развитии ребенка 5
1.2 Психофизические особенности формирования представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Педагогические условия формирования представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе 1
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о сезонных изменениях в природе детей старшего дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Организация работы, направленной на формирование представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста
2.3 Анализ динамики представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
ВведениеИзменения, которые происходили в природе за последние сто лет, вынудили человечество признать важность науки экологии и вынести её проблемы в ряд первостепенных, нуждающихся в принятии срочных мер по их решению. Однако, особенностью этой науки является то, что недостаточно просто обладать знаниями в области экологии. Чтобы сохранить нашу среду обитания, необходимо выработать соответствующие привычки и принять принцип экологической направленности в качестве определяющего наш образ жизни. Необходимо проводить просветительскую деятельность, формировать экологическое сознание и культуру природопользования. Это достаточно сложный и длительный процесс, который целесообразно начинать как можно раньше [7, с.3].
Дошкольное детство первой ступенью к становлению личности. Именно в этом возрасте происходит формирование его субъективной позиции, собственных взглядов на окружающую реальность, формирование первичных бытовых привычек и навыков самообслуживания, желания проявлять инициативу и многое другое. Основным новообразованием дошкольного возраста является появление у ребенка его внутреннего мира, а также его дифференциация (воображение, зачатки этических норм, рефлексия, осознанное проживание собственных эмоций и переживаний). [10, с.16]. Именно поэтому экологическое воспитание было включено в дошкольную педагогику в качестве одного из новых направлений. Данный возрастной период очень важен, так как именно он является сензитивным для развития основ эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира. Это время, когда закладывается основы личностной культуры, в том числе и экологической, что является важным звеном в цепочке непрерывного экологического воспитания. [11, с.204].
Несмотря на то, что экологическое воспитание относительно новое явление в дошкольной педагогике, в психолого-педагогической литературе оно освещается достаточно широко. Среди педагогов-психологов, которые занимались разработкой вопросов можно назвать С. Н. Николаеву, Э. И. Залкинд, Н. Н. Кондратьеву, Н. Н. Вересова, П. Г. Саморукову, Н. А. Рыжову, и др. Необходимость экологического образования, основные задачи, формы и условия реализации обосновали в своих трудах такие современные исследователи как М. А. Воинственский, Я. И. Габев, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Б. Г. Иоганзен, И.А. Рыков и др. [26; 7, с. 9]
В дошкольном возрасте стоит уделять внимание изучению родной флоры и фауны, получению первичных знаний о явлениях природы, вопросам формирования представлений о сезонных изменениях в природе, их последовательностью, причинами изменений, происходящими в природе, цикличностью.
[...]
Глава 1 Теоретические астекты формирования представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Представления о сезонных изменениях в природе и их значение в развитии ребенка
Дошкольное детство – период, когда ребенок только начинает осознавать свое место в мире людей и в мире природы. Целью экологического образования в старших группах дошкольных учреждений является создание условий, при которых ребёнок научится воспринимать эти два мира как взаимосвязанные, а не противоположные [6, с.8].
Одним из основных объектов изучения природы в старшем дошкольном возрасте являются сезонные изменения. В толковом словаре Ожегова дано следующее определение слову сезон: «одно из времен года, характеризующееся какими-нибудь климатическими признаками. Климатические сезоны. Весенний, летний, осенний, зимний». Слово же сезонный трактуется как «осуществляющийся в определённый сезон, соответствующий определённому сезону» [23]. Согласно экологическому справочнику, сезонные изменения – это «изменения облика биоценозов, связанные с динамикой активности, сезонными ритмами в жизни растений и животных, сменами видового состава на протяжении годового цикла, отражают комплекс приспособлений экосистемы в целом к суточной и сезонной динамике условий существования» [24]. Большая российская энциклопедия не содержит толкования сезонных изменений, но в ней упоминаются сезонные ритмы, которое соотносят с годичными ритмами: циклические изменения интенсивности и характера биологических процессов с периодом, близким или равным одному году [21]. Исходя из данных определений можно сделать вывод, что сезонные изменения – это своеобразная система температурных и погодных колебаний, которая обуславливает изменения в животном и растительном мире. Характерными чертами сезонных изменений является их цикличность, повторяемость в течение определённого временного промежутка, в данном случае – астрономического года. Они связаны с вращением Земли вокруг солнца. Положение планеты на её орбите определяет наступление астрономических времён года [9, с. 87].
Формирование представлений о сезонных изменениях в живой и неживой природе у детей старшего дошкольного возраста происходит в рамках экологического воспитания.
[...]
Глава 2 Опытно – экспериментальная работа по формированию представлений о сезонных изменениях в природе детей старшего дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста
Тема сезонных изменений в природе является основной в программе экологического воспитания для детей старшего дошкольного возраста. Принято считать, что в этом возрасте дети уже должны иметь чёткие представления о том, какие есть времена года, чем они отличаются, их последовательность, знать месяцы и традиционные для своей страны праздники. Данный аспект подробно изучается в целях развития общих представлений о времени и его течении, что даёт возможность развивать навыки постановки долгосрочных целей, приучает к терпению и дисциплине, а также психологически готовит ребёнка к школе, где учебный год подчинён календарному плану. Поэтому для педагога основной задачей является создание благоприятных условий для решения задач по формированию представлений о смене времен года у дошкольников. Понимание закономерностей и зависимостей в теме сезонных изменений способствует успешному усвоению понятия ритма часов и календаря, а также помогает научиться подстраивать под ход времени собственную деятельность. Старший дошкольник учится не только ставить перед собой цели, но и корректировать их в соответствии со своим расписанием, становится более гибким и мобильным [5, с.19].
Как и в любом другом предмете, в подготовке детей старшего дошкольного возраста по предмету «Человек и природа» важно придерживаться общих педагогических принципов: обучение должно быть научным, доступным для понимания, с большим количеством наглядного материала, что очень важно в старшем дошкольном возрасте, так как собственный знаний и опыта наблюдений у детей на данном этапе ещё недостаточно. Принципы системности и последовательности в обучении не менее важен. Каждый новый виток информации по любой теме должен опираться на ранее изученный материал, дополняя его, расширяя кругозор по теме и обогащая знания ребёнка. Ввиду чего важно своевременно проводить диагностику уровня усвоенности прошлого материала.
В норме к достижению старшего дошкольного возраста ребёнок уже должен знать названия домашних и диких животных, части их тела и звуки, которые они издают, знать времена года, дни недели, их последовательность, основные погодные явления.
[...]
Заключение
Экологическое воспитание является относительно новым явлением в дошкольной педагогике, однако психолого-педагогической литературе оно освещается достаточно широко и всесторонне. Одним из основных объектов изучения природы в старшем дошкольном возрасте являются сезонные изменения, которые трактуются, согласно экологическому справочнику, как «изменения облика биоценозов, связанные с динамикой активности, сезонными ритмами в жизни растений и животных, сменами видового состава на протяжении годового цикла, отражают комплекс приспособлений экосистемы в целом к суточной и сезонной динамике условий существования». Особенностью сезонных изменений является их цикличность и повторяемость, что позволяет детям дошкольного возраста изучать их не сразу, а постепенно, из года в год, в процессе взросления.
- Формирование представлений о сезонных изменениях в природе у старших дошкольников происходит по трём направлениям:
- Расширение, конкретизация и обобщение представлений;
- Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между сезонными изменениями;
- Воспитание позитивно-деятельного отношения к природе родного края.
Важной особенностью изучения сезонных изменений в старшем дошкольном возрасте является наличие таких мыслительных операций как анализ, дифференциация, абстрагирование, обобщение и систематизация, что отражено в учебной программе дошкольного образования. Данная особенность познавательной деятельности старших дошкольников важная для дальнейшего развития их когнитивных процессов в рамках подготовки к школе.
Особенности психофизического развития старших дошкольников говорят о том, что дети к 5-6 годам уже способны осуществлять целенаправленную познавательную деятельность под руководством воспитателя. Произвольность их познавательных процессов растёт: развивается память, мышление, внимание становится более устойчивым, развивается речь, которая становится не только инструментом общения, но и познания и др. Однако, не стоит забывать, что основные психические процессы в большей степени остаются эмоционально обусловленными, мышление наглядным, а основным видом деятельности остаётся игра. Также стоит отметить склонность воспитанников старшего дошкольного возраста к подражанию взрослым, что повышает значимость фигуры воспитателя, который является для них примером.
[...]
1. Выготский, Л.С. Психология развития ребёнка / Л.С. Выготский // М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. – 512 с.
2. Гамезо М.В., Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
3. Голубенко, О.А. Методические материалы по теме «Диагностика уровня сформированности знаний детей дошкольного возраста об окружающем мире природы» / О. А. Голубенко // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2021/03/14/metodicheskie-materialy-po-teme-diagnostika-urovnya.
4. Гончарова, Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова // Издательство Нижневартовского государственного гуманитарного университета, 2008. – 326 c.
5. Гребенкова, Н.И. Формирование представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста / Н.И. Гребенкова // Глобус, 2019. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-predstavleniy-o-vremenah-goda-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta.
6. Казаручик, Г. Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования с белорус, и рус. яз. обучения / Г. Н. Казаручик // Минск : Нац. ин-т образования, 2014. — 71 с.
7. Комарова, И.А. Основы экологии и методика экологического воспитания детей дошкольного возраста: Учебно-метод. Комплекс / И.А. Комарова, О.О. Прокофьева // Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. -100 с.
8. Кондратьева, Н. Н. Мы: программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева, Т. А. Маркова, Т. А. Шиленок // СПб: Детство - Пресс, 2011. – 104 с.
9. Конюшко, В. С. Фенологические наблюдения / В. С. Конюшко // Экологическое краеведение : учебно-методическое пособие /В. С. Конюшко, А. А. Лешко, С. В. Чубаро. – Витебск: Витебский гос. ун-т, 2010. – С. 85-137.
10. Короткова, Н.А. Образовательный процес с в группах детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Короткова // М.: Линка-Пресс, 2015. – 208 с.
11. Кошелева, О. А. Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками природы / О.А. Кошелева. – Казань : Молодой ученый, 2017. – № 1 (7). – С. 48-53.
12. Крутецкий, В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ / В. А. Крутецкий. – М. : Просвещение, 1980. – 352 с.
13. Махновецкая, С. Д. Формирование у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе: выпускная квалификационная работа / С. Д. Махновецкая. – Москва : МГПУ, 2020. – 51 с.
14. Медведев, С. А. Особенности психофизического развития детей старшего дошкольного возраста / С. А. Медведев. – Режим доступа: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/17302/1/ppspr_2006_3_30.pdf.
15. Мухина, В. С. Психология дошкольника. Учебник для студентов пед. институтов. / В. С. Мухина. – Под ред. Л.А. Венгера. – М. : Просвещение, 1975. – 239 с.
16. Нечаева, В. Г. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Р. И. Жуковская и др.; Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1984. – 272 с.
17. Николаева, С. Н. Игра в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для педагогов дошк. учреждений. / С. Н. Николаева, И. А. Комарова. – Минск: Полымя, 1998. – 79 с.
18. Николаева, С.Н. Календарно-тематический план по обучению детей старшего дошкольного возраста по программе Юный эколог. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/614202/grant/.
19. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 272 с.
20. Ошкина, А. А. Квест-игра как культурная практика: содержание и технология организации в дошкольном образовании / А.А. Ошкина // Тольятти: Балтийский гуманитарный журнал, 2018. - Т. 7. № 1(22). – С.279-282.
21. Портал: Большая российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://old.bigenc.ru/biology/text/2366134.
22. Портал: Справочник.ру [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://spravochnick.ru/pedagogika/sistematizaciya_i_obobschenie_znaniy/.
23. Портал: Толковый словарь Ожегова. [Электроный ресурс] – Режим доступа: https://slovarozhegova.ru/.
24. Портал: Экология. Справочник. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru-ecology.info/term/47094/.
25. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие для студентов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Т. А. Серебрякова. – М. :«Просвещение», 2019. – 69 с.
26. Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой. Репозиторий БГПУ им. М.Танка. [Электронный ресурс] – Режим досиупа: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/2492/1/ТЕОРИЯ%20И%20МЕТОДИКА%20ОЗНАКОМЛЕНИЯ%20ДЕТЕЙ%20ДОШКОЛЬНОГО%20ВОЗРАСТА%20С%20ПРИРОДОЙ.pdf.
27. Утюмова, Е. А. Формирование исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений / Е. А. Утюмова, Л. В. Воронина. – Педагогическое образование в России, 2022. – С. 52-60.
28. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
29. Учебная программа дошкольного образования для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания. Национальный образовательный портал. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://adu.by/images/2023/dosh/up-doshk-obrazov-rus-bel.pdf.
30. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина // Балашов: «Николаев», 2004. – 68 с.