Введение
Глава 1 Теоретические основы использования опытов и экспериментов в процессе формирования представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста
1.1 Сущность и понятие экологических и природоведческих представлений
1.2 Особенности формирования природоведческих и экологических представлений у детей дошкольного возраста
1.3 Влияние опытов и экспериментов на формирование природоведческих и экологических представлений у детей дошкольного возраста
Глава 2 Содержание и методика работы по использованию опытов и экспериментов в процессе формирования представлений у детей старшей группы
2.1 Определение уровня сформированности представлений о неживой природе у детей старшей группы
2.2 Методика организации опытов и экспериментов для формирования представлений о неживой природе у детей старшей группы
Заключение
Список использованных источников
Введение
Старший дошкольный возраст – это один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире, о физических свойствах предметов, о взаимоотношениях и связях между ними. Этот период является ступенью в системе непрерывного естественнонаучного образования, цель которого – наиболее полно раскрыть для детей огромный, необъятный, полный чудес мир, который их окружает, с которым они ежедневно соприкасаются, в котором им предстоит жить. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Известно высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний.
У детей 5-6 лет заметно возрастают возможности инициативной пре-образующей активности. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, кото-рая развивает продуктивные формы мышления. Задача педагога – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. Поэтому очень важно организовывать занятия по ознакомлению детей со свойствами воды и воздуха та-ким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать им добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования. Нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.
В процессе знакомства детей дошкольного возраста с природными явлениями совершенствуется их восприятие, развиваются внимание, мышление и речь, стимулируется воображение и формируется социальная позиция личности в отношении к природе, к ее ресурсам. С помощью взрослых ребенок учится видеть гармонию природы, целесообразность всего сущего, постигать ее законы, ощущать красоту, познавать богатый природный мир, любить его, оберегать, испытывать сострадание к живому существу и желание заботиться о нем.
Проблемами формирования экологических представлений и отдельных ее компонентов у воспитанников учреждений дошкольного образования занимались Е.В. Арефьева, С.А. Карпеев, В.Д. Мелаш, Е.В. Орлов, А.А. Плешаков, Л.П. Салеева, A. Чистякова, Е.В. Яковлева и др.
В данной работе остановимся на проблеме формирования представлений у детей дошкольного возраста о неживой природе в процессе проведения опытов и экспериментов.
[...]
Глава 1 Теоретические основы использования опытов и экспериментов в процессе формирования представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста
1.1 Сущность и понятие экологических и природоведческих представлений
С педагогических позиций понятие «представление» определяется как высшая форма чувственного отражения в виде наглядного образного знания. Оно имеет обобщенный характер, отражающий единичное или целый класс (например, представления об одном отдельном человеке или человеке вообще).
Представление – достаточно емкое понятие. Анализ психологической и педагогической литературы показал, что понятие «представления» рассматривается в разных аспектах. Л.Я. Карпенко понимает под представлениями образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их при-поминания или непродуктивного воображения. Р.С. Немов рассматривает представления как процесс и результат воспроизводства в виде образа какого-либо объекта, события, явления [15, с. 121].
Л.А. Венгер, В.С. Мухина под представлениями понимают наглядный образ предметов и явлений действительности, воздействовавших на органы чувств в прошлом.
По А.А. Люблинской «представления – наглядный образ предметов или явления (события) возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или воображении. Различают единичные и общие представления» [11, с. 55].
Глобальные проблемы нашего времени, угрожающие жизни людей и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, потребовали реализации идей формирования экологического информационного общества. Экологическое образование – это особый, целенаправленный, организованный, системный, последовательный педагогический процесс формирования системы экологических представлений, знаний, умений, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает формирование и развитие ответственного отношения к природе как к обще-человеческой ценности.
Научно-технический процесс наносит катастрофический ущерб окружающей среде, что также сказывается на состоянии человека. Укрепляется связь между человеком и природой, в связи с чем усиливается изучение окружающей среды и ее процессов. Сегодня существует много понятий «экологии», каждое из которых представляет и раскрывает свою точку зрения. Даже при наличии многих терминов каждое из них не имеет права на существование [13, с. 132].
Экология – это совокупность научных знаний о взаимодействии живой и неживой природы и ее последствиях. Она рассматривает связи, которые являются основой для поддержания жизни в нашей окружающей среде.
[...]
Глава 2 Содержание и методика работы по использованию опытов и экспериментов в процессе формирования представлений у детей дошкольного возраста
2.1 Определение уровня сформированности представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста
Определив значение экспериментирования и опытной деятельности в развитии личности ребенка, особенности формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста, мы спланировали практическую часть. В исследовании приняли участие 20 человек (12 мальчиков и 8 девочек) старшей группы ГУО «Детский сад №115 г. Гомеля», которые составили две группы: контрольную и экспериментальную.
Цель констатирующего этапа исследования – выявить уровень сформированности представлений о характерных особенностях неживой природы у детей старшего дошкольного возраста. Мы разработали показатели уровня сформированности представлений, за основу взяли показатели развития воспитанников из учебной программы дошкольного образования (Приложение 2).
В Стандарте образования Республики Беларусь есть «требования к результатам освоения содержания образовательной программы дошкольного образования включают в себя формируемые компетенции воспитан-ников необходимые для его дальнейшего развития:
Воспитанник к 7 годам:
– проявляет любознательность, устойчивые и избирательные познавательные интересы к предметному, природному и социальному миру;
– произвольно организовывает собственную познавательную деятельность, основанную на внутренних познавательных и социальных мотивах, потребностях в достижении и признании;
– проявляет самостоятельность и настойчивость в познавательно-практической деятельности, установлении причинно-следственных связей, самостоятельно придумывает объяснения явлениям природы и поступкам людей; наблюдает, экспериментирует.
К 6 годам: выделяет и называет свойства объектов и явлений неживой природы (например, песок, камни, глина, вода, воздух, гроза, радуга, снег).
К 7 годам: называет сезонные изменения в неживой природе замечает и называет явления, объекты неживой природы и их свойства в природе.
Мы подобрали методы для выявления уровня сформированности представлений: беседа, дидактическая игра, наблюдение. Содержание каждой беседы было направлено на выявление полноты и объема представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста (Приложение 1). Беседа проводилась с каждым ребенком индивидуально. При затруднении использовались иллюстрации с изображениями объектов и явлений, о которых идет речь.
[...]
Заключение
В соответствии с целью исследования мы изучили особенности формирования представлений о неживой природе у детей старшей группы в процессе организации опытов и экспериментов.
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, обобщив и систематизировав психолого-педагогические взгляды на проблему, мы выявили, что под экологическими и природоведческими представлениями в современной педагогической литературе понимаются сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и т. д. Экологические и природоведческие представления выступают одним из элементов экологической культуры. Конечным результатом экологического воспитания, направленного на формирование экологической культуры личности, является развитие экологического сознания, и работа в данном направлении начинается уже в период дошкольного возраста.
Мы установили, что дошкольный возраст является наиболее благо-приятным периодом для формирования системных экологических и природоведческих представлений детей, совершенствующихся в результате педагогического воздействия, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели экологического образования и его значения в развитии личности.
Мы выявили, что опыт – это некие исследования, чтобы узнать что-то новое, проверить некую гипотезу в реальных условиях. Эксперимент пони-мается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее яр-ко обнаруживают свою сущность. Экспериментирование является методом обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Как специально организованная деятельность, эксперимент, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Эксперимент и опытная работа активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, в обществе и т.п.
Во второй главе работы было проведено исследование, по результатам которого пришли к результатам, которые свидетельствуют о необходимости проведения целенаправленной работы по формированию представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста. Во время обследования воспитанников были выявлены следующие проблемы: частичное знание детьми назначения объектов неживой природы и возможности их использования в жизни человеком; неумение устанавливать закономерные взаимосвязи между живой и неживой природой.
С целью повышения уровня сформированности представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста был разработан комплекс занятий с использованием опытов экспериментов, который был апробирован в экспериментальной группе.
[...]
1. Агафонова, А. С. Практикум по общей педагогике / А. С. Агафо-нова. – СПб. и др. : Питер, 2003. – 416 с.
2. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. – М. : Академия, 2002. – 320 с.
3. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.
4. Варивода, В. С. Экологическое воспитание дошкольников / В. С. Варивода. – Изд. 3-е. – Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2009. – 122 с.
5. Виноградова, Е. Ю. Формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста / Е. Ю. Виноградова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 5. – С. 9-11.
6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М., 2004. – 156 с.
7. Дорошко, О. М. Экологическая педагогика / О. М. Дорошко ; Гродненский государственный университет им. Янки Купалы. – Гродно : ГрГУ, 2020. – 175 с.
8. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом : Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
9. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
10. Казаручик, Г. Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Г. Н. Казаручик. – Минск : Нац. инт образования, 2014. – 72 с.
11. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший до-школьный возраст / И. Э. Куликовская. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 79 с.
12. Ладутько, Л. Времена года: Занятия в детском саду / Л. Ладутько // Пралеска. – 2022. – № 1. – С. 15-24, 29-35.
13. Ладутько, Л. К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) : учеб.метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. – Минск : Нац. инт образования, 2014. – 255 с.
14. Мир природы и ребенок : Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева [и др.] : под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб. : Детство-Пресс, 2003. – 319 с.
15. Немов, Р. С. Психология: в 3 кн. – Кн. 1: Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 630 с.
16. Организация познавательно-практической деятельности детей до-школьного возраста / сост. Г. А. Кудрявцева. – Мозырь, 2005. – 55 с.
17. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации / под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. – М., 2003. – 64 с.
18. Петрикевич, А. А. Экологическая мозаика (Серия «Умнейка!») : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А. А. Петрикевич. – Минск : Жасскон, 2022. – 40 с.
19. Прохорова, Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников : Практическое пособие / под ред. Л. Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2010. – 72 с.
20. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника [Электронный ресурс] / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. – М. : Педаго-гика, 1985. – Режим доступа : http://www.lib.mdpu.org.ua/.../poddyakova _razvitie_mishleniya_i_ymstvenoe_vospitanie_doshkoln.
21. Смолер, Е. И. Развитие интеллектуальной активности детей до-школьного возраста : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е. И. Смолер. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012. – 104 с.
22. Соломенникова, О. Диагностика экологических знаний дошкольников / О. Соломенникова// Дошкольное воспитание. – 2020. – №7. – С. 21-27.
23. Стреха, Е. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е. А. Стреха; рец. : Г. Н. Казаручик, С. В. Шкляр. – Минск : Народная асвета, 2012. – 64 с.
24. Стреха, Е. А. Познаем мир природы : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Стреха. – Минск : Жасскон, 2021. – 24 с.
25. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : Нац. инт образования, 2023. – 416 с.
26. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой» [Электронный ресурс]. – Минск : Стреха Е. А., 2013. – Режим доступа : http://www.elib.bspu.by/bitstream/doc/.../Стреха%20Е.А.