Введение
Глава 1 Теоретические аспекты формирования навыков правильного написания словарных слов у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
1.1 Психолого-педагогические особенности младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи
1.2 Сущность дизорфографии в логопедической науке
1.3 Особенности правильного написания словарных слов у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Глава 2 Практические аспекты формирования навыков правильного написания словарных слов у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
2.1 Методы и методики по формированию навыков правильного написания словарных слов у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
2.2 Разработка комплекса упражнений по формированию навыков правильного написания словарных слов в системе логопедической работы по коррекции дизорфографии у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
2.3 Оценка эффективности логопедической работы по коррекции дизорфографии у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Заключение
Список использованных источников
Введение
Важность изучения темы данной работы обусловлена тем, что дети начальных классов с дизорфографией составляют значительную часть учащихся с низкой успеваемостью, что негативно влияет на формирование эмоциональных, когнитивных, поведенческих компонентов школьной адаптации и личностного развития младших школьников.
Вопросы изучения феномена дизорфографии, пути ее устранения отражены в работах Л.В. Венедиктовой, О.В. Елецкой, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, И.В. Прищеповой и др.
Дизорфография – это постоянное и специфическое отсутствие формирования правописания знаний, умений и навыков, которое возникает из-за недоразвития многих психических функций, ряда неречевых и речевых психических функций. Дизорфография проявляется как изолированно, так и как часть общего недоразвития речи.
В начальной школе дети с дизорфографией испытывают значительные трудности при знакомстве с грамматическими понятиями, запоминанием орфограмм и обучением правописанию. Они совершают большое количество ошибок в самостоятельной письменной речи (изложение, сочинений, письменный рассказ на картинке). В связи с чем, предупреждение и профилактика дизорфографии в начальной школе является теоретически и практически значимой проблемой.
Для успешного овладения материалом по орфографии необходимо обеспечить достаточно высокий уровень сформированности языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических), а также психологическую готовность к выполнению сложной учебной деятельности (Л.И. Айдарова, Н.Н. Алгазина, Б.Г. Ананьев, Д.Н. Богоявленский, А.Н. Гвоздев, С.Ф. Жуйков, М.Р. Львов, Н.С. Рождественский и др.).
Чаще всего предпосылки нарушения письма выявляются у детей с тяжелыми нарушениями речи. В качестве наиболее значимых предпосылок овладения орфографией, ведущим принципом которой является морфологический принцип, рассматривают сформированности лексики (объема словаря, точности понимания и употребления слов), грамматической стороны речи (способности к словоизменению и словообразованию, навыки правильно употреблять различные модели предложения).
[...]
Глава 1 Теоретические аспекты формирования навыков правильного написания словарных слов у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
1.1 Психолого-педагогические особенности младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи
Особенности речевого развития детей с нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением [3, с. 78].
У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы - недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.
Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля [23, с. 109].
[...]
Глава 2 Практические аспекты формирования навыков правильного написания словарных слов у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
2.1 Методы и методики по формированию навыков правильного написания словарных слов у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Профилактическая работа по устранению дизорфографии у детей младшего школьного возраста с ТНР должна основываться на нескольких ключевых принципах:
1. Формирование полных морфологических концепций и навыков морфологического анализа.
2. Разработка алгоритмов для решения проблем правописания сначала на легком речевом материале: вставка букв, выделение орфограмм, написание под диктант, выбор между несколькими вариантами орфограмм является правильным.
3. При формировании орфографических навыков используются не только методы осознанного применения правил, но и альтернативные методы овладения орфографическими навыками. Наконец, автор упоминает о копировании написанных слов из образцов письменного текста (усиление визуального образа слова), используя такую технику, как «орфографическое чтение» [17, с. 65].
В работах И.В. Прищепова описывает метод коррекции дизорфографии у учащихся 2-3 классов с ТНР, которая выполняется в несколько этапов:
Первый этап - орфографические операции с помощью логопеда, их материализация. Широко используются наглядные материалы, карточки с гласными и согласными, их символы. Прищепова подчеркивает важность обучения ребенка «видеть» орфограмму в слове, прежде чем он его напишет, учит его предвидеть и находить «ошибкоопасные» места в словах.
Этап 2 - закрепление орфографических знаний с использованием различных схем, графиков и легенд, букв и их комбинаций, таблиц. Достаточное количество грамматических заданий, умений и навыков является предварительным и необходимым условием для обоснования определенного написания слова. Для большинства слов морфологических и традиционных принципов правописания важно своевременно определить морфологический состав слов.
[...]
Заключение
Группа младших школьников с нарушениями речи разнородна по степени выраженности речевых недостатков устной и письменной речи, механизмам их возникновения и т.д. Наряду с нарушениями речи, у детей с тяжелыми нарушениями речи зачастую отмечаются особенности когнитивного, личностного, эмоционального развития. Наличие этих и других особенностей развития определяется как влиянием первичного речевого нарушения, так и своевременностью оказания систематической квалифицированной психолого-педагогической помощи, индивидуальными особенностями ребенка и условиями его воспитания в семье.
Дизорфография представляет собой специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью. Детям с дизорфографией трудно решать орфографические задачи: видеть «опасное место» в слове, подбирать проверочное слово, и выучив правило, применять его на письме. Дизорфография часто сочетается с нарушениями письма (дисграфией) и чтения (дислексией). В преодолении дизорфографии важным является процесс формирования орфографических навыков как сложный речемыслительный процесс, что требует достаточного уровня развития мыслительных операций, речевых навыков, языковых обобщений.
Проведение целенаправленной и систематической работы по формированию орфографических навыков учащихся, может дать положительные результаты: при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка. Понимание структуры орфографических навыков у большинства учащихся оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок. Система логопедической работы по устранению дизорфографии у детей с ТНР должна быть направлена на формирование орфографической зоркости, фонематических, лексических, словообразовательных, грамматических операций и их интеграцию, на развитие мышления, памяти, внимания, а также на формирование программирования последовательности языковых операций, их реализацию и контроль в процессе орфографической деятельности. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента показал, что у учащихся преобладает высокий уровень сформированности орфографических навыков. Полученные результаты позволяют констатировать, что использование мнемотехнических приёмов является эффективным в процессе формирования орфографического навыка у младших школьников c тяжелыми нарушениями речи.
[...]
1. Азова, О. И. Дизорфография : монография / О. И. Азова. – М: Творческий Центр Сфера: Логомед Прогноз, 2015. - 367 с.
2. Азова, О.И. Обследование младших школьников с дизорфографией / О.И. Азова. – М.: РУДН, 2012. – 51 с.
3. Алгазина, Н.Н. Формирование орфографических навыков / Н.Н. Алгазина. - М. Просвещение, 1987. - 326 с.
4. Арямова, О.С. Обучение решению орфографических задач) / О.С. Арямова. - Начальная школа. - 1988. - №4. - С.75-77.
5. Богоявленский, Д.Н. Роль правил в усвоении орфографии / Д.Н. Богоявленский / Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет: хрестоматия / под.ред. Г.Г. Граник, М.К. Кабардова. – Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. – С. 100-104.
6. Борисенко, И.В. Понятие «орфограмма» в начальном курсе обучения правописанию / И.В. Борисенко. - Начальная школа. - 2003. - № 7. - С. 32-34.
7. Булохов, В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся /В. Я. Булохов // Начальная школа. 1991. №1 - С. 90.
8. Григорьева, Е. Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению / Е. Ю. Григорьева // Молодой ученый. – 2011.– №7. – С. 86-90.
9. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1–4 классы / Н.И. Дереклеева. – М.: ВАКО, 2007. – 167 с.
10. Елецкая, О. В. Организация работы школьного логопеда: Учебно-методическое пособие/О. В. Елецкая. – М.: Форум: ИНФРА – М, 2015. – 192 с.
11. Елецкая, О.В. Диагностика и коррекция дизорфографии у школьников / О.В. Елецкая // Современные научные исследования и инновации. – 2011. – №5 [Электронный ресурс] URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/09/2505
12. Елецкая, О.В. Организация логопедической работы в школе / О.В. Елецкая. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 192 с.
13. Жедек, П.С. Методика обучения орфографии (теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах) / П.С. Жедек. - М.: Просвещение, 2002. - 306 с.
14. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. – М. : Политиздат, 1986. – 85 с.
15. Ковалева, Г. С. Краткий отчет «Результаты Третьего международного исследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования в России» / Г.С. Ковалева, К.А. Краснянская [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.centeroko.ru/
16. Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах : учебное пособие для психологов, педагогов, социологов / Я. Л. Коломинский. – М. : Просвещение, 1980. – 192 с.
17. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. – СПб.: МиМ, 2010. – 286 с.
18. Лалаева, Р.И. Выявление дизорфографии у младших школьников / Р.И. Лалаева. – СПб.: СПбГУПМ, 2012. – 36 с.
19. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики : учебник для студентов вузов / А. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2011. – 185 с.
20. Лутова, Т. Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников / Т. Н. Лутова. – Н. Новгород : Просвещение, 2009. – 124 с.
21. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 496 с.
22. Парамонова, Л.Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии / Л.Г. Парамонова. – СПб.: ДетствоПресс, 2012. – 224 с.
23. Прищепова, И.В. Дизорфография младших школьников / И.В. Прищепова. – СПб.: КАРО, 2012. – 240 с.
24. Прищепова, И.В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников / И.В. Прищепова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. – 63 с.
25. Чиркина, Г.В. Состояние теории и практики устранения нарушений письма и чтения у детей / Г. В. Чиркина // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. -М.: МСГИ, 2004. - С. 8-13.
26. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 416 с.