Введение
Глава 1 Теоретические обоснование проблемы формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе
1.2 Педагогические взгляды на роль фонематического восприятия в развитии речи
1.3 Особенности формирования фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи
Выводы по первой главе
Глава 2 Исследование уровня сформированности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1 Анализ методик обследования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня
2.2 Организация и проведение констатирующего эксперимента по выявлению уровня развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня
2.3 Анализ полученных результатов
Выводы по второй главе
Глава 3 Логопедическая работа по предупреждению дисграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня путем развития фонематического восприятия
3.1 Обзор методик профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня путем формирования и развития фонематического восприятия
3.2 Система заданий и упражнений по формированию и развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
3.3 Анализ эффективности экспериментальной деятельности
Выводы по третьей главе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования. Фонематическое восприятие – это самый элементарный уровень идентификации вербальных высказываний. Это способность различать и категорически распознавать все звуки родного языка. А. И. Максаков подчеркивает, что фонематическое восприятие – это слышание определенных фонем в словах и способность воспроизводить анализ фонетической формы слов путем их внутреннего проговаривания.
Фонематический слух играет важную роль в усвоении фонетического компонента речи, то есть это способность слышать фонемы и умение различать фонемы речи и их логическую последовательность в словах. Правильное восприятие фонем речи, фонемный состав слов, возникает не сразу, а является результатом постепенного развития. На самом раннем этапе формирования ребенок усваивает слова как единый, неделимый фонетический комплекс с определенной ритмической и мелодической структурой. На следующем этапе постепенно развивается способность различать звуки, из которых состоит слово. Одновременно быстро приобретается активный словарный запас и правильное произношение слов.
Ряд исследователей (В.И. Бельтюков [3], Н.С. Варенцова [6], А.И. Максаков [19], Н.Х. Швачкин [35] и т. д.) Авторы считают, что фонематическое восприятие начинает развиваться у детей от года до четырех лет, когда они воспринимают устную речь окружающих людей и произносят слова в соответствии с воспринятым эталоном. Произнесение слов служит важным условием для выделения и обобщения дифференциальных признаков звуков и закрепления их в памяти. Для последующего формирования фонематического восприятия необходимо, чтобы дошкольники осознанно и произвольно выделяли определенные фонемы в словах и сравнивали словесные фонемы. Механизм фонематического восприятия при овладении грамотой существенно перестраивается в процессе разложения слов на составляющие их словесные фонемы, соотнесения фонем с буквами и формирования новых звуко-буквенных образов слов.
С точки зрения Н.Х. Швачкина [34], формирование фонематического восприятия у ребенка начинается со слухового различения фонем, то есть ребенок начинает со звукового различения фонем, затем включается артикуляция. Достаточно сформированное фонематическое восприятие является важной предпосылкой успешного овладения дошкольниками грамотой. Следует подчеркнуть, что обучение грамоте способствует конкретизации сведений о фонетическом составе языка, способствует овладению навыками звукового анализа слов, мысленного расчленения на основные элементы различных звуковых комплексов: сочетаний фонем, слогов.
[...]
Глава 1 Теоретические обоснование проблемы формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезеФормирование правильного произношения зависит от способности ребенка анализировать и синтезировать речевые звуки, т.е. от определенного уровня фонематического развития слуха, позволяющего воспринимать фонемы на заданном языке. Фонематическое восприятие звуков речи происходит через взаимодействие слуховых и кинестетических раздражений, проникающих в кору головного мозга. Постепенно эти раздражения становятся дифференцированными, и становится возможным выделение отдельных фонем. В то же время основную роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, при которых ребенок обобщает характеристики одних фонем и отличает их от других [1, c. 34].
Благодаря аналитической и синтетической активности ребенок сравнивает свою несовершенную речь со старшими и формирует хорошее произношение. Отсутствие анализа или синтеза влияет на развитие произношения в целом. Однако, несмотря на то, что наличие первичного фонематического слуха достаточно для ежедневного общения, его недостаточно для овладения навыками чтения и письма. А.Н. Гвоздев, В.И. Белтюков, Н.Х. Чвачкин, Г.М. Лямина доказали, что необходимо развивать высшие формы фонематического слуха, в которых дети могли бы разделять слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. анализировать звуковую структуру слова.
Д.Б. Эльконин назвал эти специальные действия для анализа звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с грамотностью эти действия формируются в рамках специального обучения, в ходе которого дети осваивают аналитические инструменты. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия важно для обучения чтению и письму.
Четкое и правильное произношение возможно благодаря нормальному функционированию физического слуха и речи, полной структуре, хорошо согласованным артикуляционным и речевым аппаратам, а также речевому дыханию [2, c. 31].
Восприятие речи и контроль ее звуковой стороны полностью зависят от формы и развития слуха, который развивается в раннем возрасте до артикуляции. Он помогает воспринимать все тонкости речи, а также регулирует и контролирует речь говорящего. Хорошее воспроизведение речи достигается в основном за счет развития физического слуха, а также слухового внимания.
[...]
Глава 2 Исследование уровня сформированности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1 Анализ методик обследования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровняПринципы логопедического обследования:
Логопедическое обследование детей должно основываться на принципах комплексной диагностики.
1. Это требует всестороннего и тщательного исследования и оценки особенностей развития ребенка. Такой подход охватывает не только речевое, интеллектуальное и когнитивное функционирование, но и поведение, эмоции, уровень овладения навыками, а также состояние зрительной, слуховой и двигательной сфер, его неврологическое, психологическое и речевое состояние.
2. Принцип ориентировочной деятельности. Это требует предъявления заданий в форме, соответствующей ведущей деятельности ребенка на данном этапе развития – игре.
3. Принцип динамического исследования. Этот принцип требует использования диагностических методик, учитывающих возраст испытуемого и определяющих его потенциальные возможности.
4. Принцип качественного анализа. Качественный анализ речевой деятельности ребенка включает в себя виды деятельности, характер его ошибок, отношение ребенка к экспериментам, результаты его деятельности. Качественный анализ результатов, полученных в ходе обследования речи, не противопоставляется изучению количественных данных. Необходимо сочетать количественный и качественный подходы к анализу данных.
Я помогаю детям в процессе опроса двумя способами:
1. если они не понимают смысла инструкций, я показываю им пример того, как это делается.
2. я повторяю задание, если дети его забыли.
Тест состоит из 4 заданий.
Цель всех заданий – определить уровень фонематического восприятия детей.
Задание 1. «Поймай звук» – выделение определенного звука из нескольких звуков.
Инструкции:
а) Хлопните в ладоши, если услышите звук [м].
Материал: несколько звуков м, с, м, м, и, х, м, к, т, т, м, с, в, ч, м, ц, м, ф, г, м, в, д, м, р, л, м, н, п, м, б, м, мж, м.
б) Хлопайте в ладоши, если слышите слог со звуком [м].
[...]
Глава 3 Логопедическая работа по предупреждению дисграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня путем развития фонематического восприятия
3.1 Обзор методик профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня путем формирования и развития фонематического восприятияВажность профилактики дисграфии обусловлена тем, что дети с общей задержкой речевого развития имеют определенные особенности развития речевых и неречевых функций и процессов, связанных с овладением письмом. В специальной литературе существует лишь ограниченное количество исследований, посвященных этой проблеме. Основным препятствием для ее эффективного решения является неполнота процесса комплектования коррекционных групп. В группы зачисляются дети с нарушением развития всех компонентов речевой системы и с разным уровнем речевого развития. Дети в таких группах имеют различные патогенезы речевых нарушений: алалию, дизартрию, ринолалию. Неоднородность детей, влияние речевых нарушений на развитие познавательной деятельности, теоретически недостаточно разработанный дифференцированный подход к структуре данной проблемы затрудняют ее практическую реализацию [1, с. 25].
Динамику развития речи у детей с ОНР необходимо исследовать в условиях специально организованного обучения, чтобы выяснить, какие симптомы компенсируются легче и быстрее, какие нуждаются в дополнительной коррекции и с чем это связано. В подготовительных группах для детей с ОНР важно проводить индивидуальные занятия, направленные на коррекцию нарушенных психических функций детей. Эта работа включает в себя настройку памяти, внимания, зрительно-пространственных функций, развитие аналитического и синтетического языка, развитие словарного запаса, грамматического строя речи, коррекцию нарушений звукопроизношения, развитие моторики. Все вышесказанное в совокупности свидетельствует о том, что проблема профилактики дисграфии у дошкольников с ОНР является одной из наиболее актуальных, теоретически и практически значимых [2, с. 17].
Учитывая, что дети с ОНР имеют комплексные нарушения всех компонентов речевой системы, а также недоразвитие когнитивных функций, можно предположить, что у них не сформированы речевые и неречевые предпосылки для обучения письму. В связи с этим логопедическая работа по профилактике дисграфии в условиях детского сада должна быть направлена на развитие как речевых, так и неречевых психических функций и процессов, определяющих нормальный процесс обучения письму. Дифференцированный подход должен учитывать различные варианты недостаточности соответствующих функций и процессов, их взаимосвязь и преобладающие нарушения в структуре психологических предпосылок письма.
[...]
ЗаключениеПроблема формирования фонематического восприятия у дошкольников широко отражена в психологической, педагогической и логопедической литературе (М.М. Алексеева, Л.С. Выготский, Л.Е. Журова, Р.Е. Левина, А.И. Максаков, Ф.А. Сохин, Г.А. Тумакова, М.Ф. Фомичева, Г.В. Чиркина, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и другие).
Формирование правильного произношения обусловлено способностью ребенка анализировать и синтезировать речевые звуки, т.е. определенным уровнем фонематического развития слуха, позволяющим воспринимать фонемы родного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в процессе взаимодействия слуховых и кинетических раздражений. Постепенно эти раздражения становятся дифференцированными, и становится возможным выделение отдельных фонем. В этом случае важная роль принадлежит основным формам аналитико-синтетической деятельности, в которых ребенок обобщает характеристики одних фонем и отличает их от других. Формирование фонетической и фонематической стороны речи у нормально развивающегося ребенка завершается к старшему дошкольному возрасту. Фонематический слух и фонематическое восприятие имеют особое значение для развития фонетико-фонетической стороны речи. На основе этих процессов ребенок постепенно развивает навыки произношения фонем, слогов и слов. Появлению речи ребенка предшествует появление понимания речи взрослым. С трехлетнего возраста ребенок активно развивает слуховые навыки управления собственным произношением. Развитие звуковой стороны языка происходит поэтапно: от полного отсутствия звуковой дифференциации, от собственного активного речевого понимания и понимания речи до коррекции речи, и формирования тонко дифференцированных звуковых образов отдельных слов и звуков.
По итогам исследования сделаны выводы:
– результаты констатирующего эксперимента показали, что недостаточное различение фонем на слух и в произношении, несформированность фонематических представлений снижает у детей готовность к звуковому анализу;
– дети с фонетико-фонематическим недоразвитием нуждаются в целенаправленной коррекционно-развивающей работе по развитию фонематического восприятия;
– коррекционная работа невозможна без тщательного обследования фонематического слуха, выявления особенностей фонематического восприятия;
– методика обследования является хорошим диагностическим инструментом для выявления особенностей развития фонематического восприятия дошкольников (основана на методиках, входящих в Программу обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (6- й год жизни - авторы Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина).
[...]
1. Алексеева, М.М. К методике обучения звукопроизношению. Сб. научных трудов. – М., 1978.
2. Алексеева, М.М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте. Сб. научных трудов. Развитие речи и речевого общения дошкольников. – М., 1995.
3. Бельтюков, И.В. Об усвоении детьми звуков речи. «Просвещение» - М., 1964., Салахова А.Д. Об усвоении ребенком звуковой (фонемной) системы языка. Вопросы психологии № 5, 1975.
4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981.
5. Волкова, Л.С. Логопедия – М.: ВЛАДОС, 2009.
6. Варенцова, Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.
7. Выготский, Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999.
8. Гвоздев, А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина – М.: Академия, 1999.
9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 471 с.
10. Дурова, Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М., Мозаика-Синтез, 2002.
11. Жинкин, Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
12. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учебно- методическое пособие. – М.: Соц.-полит. журнал, 1994.
13. Журова, Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста\\В кн: Сенсорное воспитание дошкольников. Под ред. В.Запорожца, А.П.Усовой. – М.,1963.
14. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1977.
15. Каше, Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. – М.: Просвещение, 1978.
15. Коменский, Я.А. Материнская школа//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Академия, 1999.
16. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1967.
17. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969.
18. Лурия, А.Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. //Экспериментальное исследование речевых реакций ребенка. /Под ред. А.Р.Лурия. – М., 1927.
19. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
20. Методы обследования детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. / Под общей ред. Проф. Г.В. Чиркиной – М.: АРКТИ, 2003.
21. Песталоцци, И.Г. Как Гертруда учит своих детей //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999.
22. Рождественская, В.И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999.
23. Селиверстов, В.И. Игры в логопедической работе с детьми. Пособие для логопедов и воспитателей детсадов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1981.
24. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Просвещение, 1994.
25. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: Издательство Московского психолого- социального института, 2005.
26. Тумакова, Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1991.
27. Тумакова, Г.А. Работа над звуковой стороной слова в процессе развития речи дошкольников в детском саду. Автореферат диссертации. – М., 1985.
28. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1974.
29. Ушинский, К.Д. Родное слово // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999.
30. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография. – М.: Редакционно-издательский центр «Альфа», 1999.
31. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1981.
32. Хватцев, М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1996.
33. Чиркина, Г.В. Основы коррекционного обучения. Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 1997.
34. Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Академия, 1999.
35. Швачкин, Н.Х. Экспериментальное изучение ранних обобщений у ребенка. – Известия АПНРСФСР № 54, 1954.
36. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М.: Просвещение, 1958.