Введение
Глава 1 Теоретические аспекты активизации словаря у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи в процессе формирования представлений об окружающем мире
1.1 Активизация словаря как основная задача речевого развития учащихся младшего школьного возраста
1.2 Особенности словаря детей с тяжёлыми нарушениями речи
Глава 2 Эмпирическое исследование активизации словаря у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Глава 3 Содержание коррекционно-развивающей работы по активизации словаря у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи в процессе формирования представлений об окружающем мире
3.1 Методика работы по активизации словаря учащихся с тяжёлыми нарушениями речи в процессе формирования представлений об окружающем мире
3.2 Приемы активизации словаря у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи в процессе формирования представлений об окружающем мире
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВведениеРечь – один из великих даров природы, предоставляющий людям возможность общаться друг с другом на самых разных уровнях. Однако речь возникает и формируется в природе в очень короткий период времени – в раннем и младшем школьном возрасте. Речь – один из самых важных путей в развитии ребенка. Она тесно связано с интеллектуальным развитием ребенка и вносит большой вклад в познание окружающего мира. Лексика имеет большое образовательное и практическое значение. Богатый словарный запас – признак высокого уровня развития речи у ребенка. При нарушении формирования словарного запаса, речь ребенка нельзя считать полностью развитой. Поэтому важно своевременно обратить внимание на лексическую сторону речи (правильность, полнота, опредмеченность, разнообразие и др.), чтобы предотвратить и исправить различные нарушения.
Развитие речи в младшем школьном возрасте – это многогранный процесс, органически связанный с психическим развитием ребенка. Проблема речевых нарушений и их коррекции у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи (далее – ТНР) является одной из актуальных проблем логопедии.
У учащихся с ТНР активная речь и словарный запас с самого начала развиваются с запозданием [3]. В научных исследованиях достаточно подробно рассматриваются специфические особенности словаря учащихся с ТНР, такие как ограниченный словарный запас, неточное употребление слов различной грамматической природы (М. Ф. Гнездилов [4], В. Г. Петрова [16; 17], и др.). Многие исследователи отмечают несоответствие между активным и пассивным словарем учащихся с ТНР (А. К. Аксенова [1], В. Г. Петрова [16; 17] и др.). Нарушение формирования лексики у детей с речевыми нарушениями проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, трудностями актуализации словаря. Они понимают значения многих слов, однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывает большие затруднения. В результате недостаточное владение детьми словарным запасом приводит не только к трудностям в поиске нужных слов для выражения своих мыслей и решения проблем, но и в приобретении в дальнейшем навыков чтения и письма.
Активизация словаря требует специально организованной коррекционно-педагогической работы, которая способствует предупреждению неточного освоения терминологии и программного содержания учебного предмета, и которая учитывает особенности речевого развития учащихся с ТНР.
[...]
Глава 1 Теоретические аспекты активизации словаря у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи в процессе формирования представлений об окружающем мире
1.1 Активизация словаря как основная задача речевого развития учащихся младшего школьного возраста
Проблема формирования лексической стороны речи занимает важнейшее место в современной логопедии. Именно словарный запас способствует богатству и разнообразию родного языка. Это один из важнейших компонентов развития речи детей, совершенствования их языковых навыков и передачи своих мыслей и чувств [5].
Лексика признается важнейшей частью языковой системы, а богатство словаря является признаком высокого уровня развития речи. Специалисты отмечают, что развитие речи ребенка существенно затрудняется при недостаточном уровне словаря. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для коррекции других речевых нарушений, развития коммуникативных умений детей [5].
Лексика, несомненно, лежит в основе системы образных средств языка. Лексика (от гр. lexikos – «словарный») – это словарный состав языка [6]. Лексикон (от греческого lexikos – «слово») – это словарный запас языка [13]. Лексикография – отрасль науки о языке, изучающая слова или словарный запас. Лексикография рассматривает слово как самостоятельную единицу и место этого слова в лексической системе современного русского литературного языка [14].
Под лексической стороной речи исследователи понимают словарь (слова как основные единицы речи, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности) [14, с. 122].
В раннем возрасте словарный запас ребенка содержит слова с конкретными значениями, в то время как позже это слова с обобщениями.
Слово – чрезвычайно важный элемент нашей речи. между именем и отчеством, фамилией должен стоять неразрывный пробел, т.е. они не могут быть оторваны друг друга на разные строки, но между ними должен быть пробел Л. С. Выготский утверждает, что значение слова надо рассматривать как единство мышления и речи, в котором диалектически выявляются и различаются в развитии две стороны единого процесса. Слова – это основные лексические единицы языка, которое имеет определенное значение и используется в речи как самостоятельное целое. Поэтому словарный запас играет огромную роль в процессе общения [12, c. 78].
[...]
Глава 2 Эмпирическое исследование активизации словаря у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи
2.1 Организация и методы исследования
Диагностическое исследование проводилось на базе Государственного учреждения образования «Средняя школа № 3 г. Бобруйск».
В исследовании приняли участие 5 учащихся младшего школьного возраста с ТНР, возраст детей – 6-7 лет.
Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком в игровой комнате группы, между режимными моментами: утренней прогулкой и обедом. Беседа длилась не более пятнадцати минут. Задания давались в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы ребенка вызывали одобрение, поддержку. Если у малыша возникали затруднения с ответом, ему была оказана помощь в виде наводящих вопросов, подсказок, но в протоколе отмечалось невыполнение задания.
В ходе исследования были использованы следующие методики:
методика «Назови, что покажу»;
методика «Назови одним словом»;
методика «Скажи наоборот».
Текст трех методик представлен в Приложении А.
Интерпретация полученных результатов:
I уровень – высокий уровень развития словаря – ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексическим запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована, связность описательного рассказа.
II уровень – средний уровень развития словаря – ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом.
[...]
Глава 3 Содержание коррекционно-развивающей работы по активизации словаря у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи в процессе формирования представлений об окружающем мире
3.1 Методика работы по активизации словаря учащихся с тяжёлыми нарушениями речи в процессе формирования представлений об окружающем миреРазработкой проблемы активизации словаря учащихся с ТНР в процессе формирования представлений об окружающем мире занимались А.Г. Зикеев [8], Н.Д. Кривовязова [11], Л.Ф. Спирова [22], А.В. Ястребова [27] и другие авторы.
А.Г. Зикеев отмечает, что коррекционно-развивающая работа по формированию основ лексики языка во всех программах начальной школы тесно связана с общим языковым развитием учащихся, основанным на знакомстве с окружающим миром, чтении связных текстов, организации языкового общения в игровой, учебной и трудовой деятельности. Автор определяет понятие «словарная работа» как специальную систематическую работу, направленную на обогащение лексической базы языка учащихся [8].
Он выделяет два способа активизации словарного запаса:
путем самостоятельного накопления в процессе общения с окружающими, при чтении книг, просмотре фильмов, спектаклей и т.д., как в классе, так и вне его.
через специальную систематическую работу над лексикой, ее уточнение и расширение, а также закрепление на всех уроках [8].
По мнению М.Р. Львова, развитие речи обычно состоит из трех основных тесно связанных между собой направлений: работа над словами, работа над словосочетаниями и предложениями и работа над связной речью [13].
По мнению Л.Ф. Спировой [22], А.В Ястребовой [27], при организации занятий с детьми с ТНР учителю следует сосредоточить внимание на накоплении словарного запаса, необходимого для адекватного общения; правильном понимании детьми слов на основе их точной ассоциации с реальными объектами и постепенного увеличения их как понятий; активизации словарного запаса. Усвоение новых слов происходит на основе знакомства со все большим количеством предметов и явлений окружающей действительности, углубления и обобщения знаний о них.
[...]
Заключение
Под лексическим аспектом речи, таким образом, понимается лексика или слова – основные единицы, обозначающие предметы, явления, действия и признаки в окружающей действительности. Лексический аспект речи включает в себя как активную, так и пассивную лексику. Усвоение лексики направлено на накопление и прояснение идей, активизация понятий и развитие содержательных аспектов мышления. Богатый словарный запас – это признак развитого языка и показатель высокого уровня психологического развития. Процесс расширения словарного запаса детей является одним из важнейших компонентов развития детского языка. Развитие и совершенствование словарного запаса является основой для дальнейшего развития и занимает первостепенное место в языковом развитии ребенка.
Словарный запас детей с тяжелыми нарушениями речи ограничен. Активный словарь детей с тяжелыми нарушениями речи беден, неполноценен и искажен, наблюдаются трудности в формировании и развитии словарного запаса, которые препятствуют дальнейшему обучению. Дети этой группы испытывают трудности с реальным использованием пассивного словарного запаса, в результате чего многие слова игнорируются. Дети используют слова неправильно или неточно, в широком или узком смысле в зависимости от ситуативных факторов. Они допускают большое количество ошибок в образовании существительных и прилагательных, неправильно образуют суффиксы прилагательных, синонимы и антонимы.
Во второй главе работы проведено эмпирическое исследование, согласно которому дети, обладающие высоким уровнем развития словаря активны в общении. Они могут ясно и последовательно выражать свои мысли, при выполнении заданий дают полное и логичное описание действиям и словам, без пропуска существенных признаков, повторений. Активно используют образную речь, обладают точностью языка. Умеют выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексический запас словаря достаточный для данного возраста.
Учащимся с ТНР, имеющим средний уровень развития словаря присуще умение слушать и понимать речь, они участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличаются не высоким лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картинке, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом.
[...]
1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А.К. Аксенова. – М. : Владос, 2007. – 316 с.
2. Виноградова, А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / А.Д. Виноградова. – М. : Просвещение, 1985. – 144 с.
3. Гладкая, В.В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении / В.В. Гладкая. – Минск : Зорны верасень, 2008. – 112 с.
4. Гнездилов, М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе / М.Ф. Гнездилов. – М. : Просвещение, 2005. – 275 с.
5. Грищенкова, О.В. Коррекционная направленность уроков «Человек и мир» в школе для детей с ТНР / О.В. Грищенкова // Сборник трудов, посвящённых 30-летию факультета специального образования «Современная теория и практики специального образования». В 3 частях. Ч. 2. – Минск : БГПУ, 2006. – С. 66–75.
6. Дудников, А.В. Современный русский язык : учебник для филологических специальностей вузов союзных и авт. респ. / А.В. Дудников. – М. : Высш. шк., 2000. – 214 с.
7. Зайцева, Л.А. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи / Л.А. Зайцева. – Минск : Народная асвета, 2008. – 210 с.
8. Зикеев, А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Г. Зикеев. – М. : Академия, 2002. – 176 с.
9. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Зикеев. – 3-е изд., исправленное. – М. : Академия, 2007. – 198 с.
10. Кондакова, М.В. Из опыта исследования речевых нарушений у детей младшего школьного возраста / М.В. Кондакова // Проблемы педагогики. – 2017. – № 7. – С. 29–30.
11. Кривовязова, Н.Д. Обучение в 1 классе : учеб.-метод. пособие / Н.Д. Кривовязова, И.Н. Ясова. – М. : НМ Центр, 2008. – 68 с.
12. Лурия, А.Р. Особенности словесных связей у детей-олигофренов / А.Р. Лурия, О.С. Виноградова, А.И. Мещеряков. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1960. –175 с.
13. Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М.Р. Львов. – М. : Просвещение, 2005. – 69 с.
14. Матвеева, О.Р. Предпосылки повышения качества содержания учебников и учебных пособий для детей с особенностями психофизического развития / О.Р. Матвеева // Веснiк адукацыі. – 2008. – № 5. – С. 22–25.
15. Пантелеева, Л.А. К вопросу об усвоении учебной лексики младшими школьниками с системными нарушениями речи / Л.А. Пантелеева // Логопедия. – 2005. – № 2 (8). – С. 40–45.
16. Петрова, В.Г. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы / В.Г. Петрова. – М. : Артель, 2006. – 176 с.
17. Петрова, В.Г. Речь умственно отсталых школьников: в сб.: Особенности умственного развития учащихся вспомогательных школ / В.Г. Петрова. – М. : Просвещение, 2007. – С. 87–89.
18. Программа для СДУ. Воспитание и обучение детей с ТНР / Ю.Н. Кислякова, Л.Н. Мороз. – Минск : Национальный институт образования, 2007. – 280 с.
19. Сборник программ для специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с трудностями в обучении с русским и белорусским языками обучения. Русский язык. Беларуская мова. Математика. Человек и мир. 1–5 классы : сб. программ / Научно-методическое учреждение Национальный институт образования ; под ред. Т. В. Примаченка. – Минск : НИО, 2008. – 143 с.
20. Серебрякова, Н.В. Активизация лексики у младших школьников / Н.В. Серебрякова. – Питер : Наука. – 2006. – 196 с.
21. Серединская, О.Х. Курс «Человек и мир» как средство социализации младших школьников : в спец. шк. / О.Х. Серединская // Дэфекталогія. – 2000. – № 1. – С. 60–66.
22. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с ТНР (I – IV классы) / Л.Ф. Спирова // Науч. исслед. ин-т дефектологии АПН СССР. – М. : Педагогика, 2000. – 192 с.
23. Спирова, Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова. – М. : Просвещение, 2006. – 112 с.
24. Тарасенко, Н.В. Нарушения лексики у детей с умственной отсталостью / Н.В. Тарасенко. – М. : Просвещение, 2003. – 176 с.
25. Учебная программа по учебному предмету «Человек и мир» для I–IV классов специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с тяжелыми нарушениями речи, специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интернатов) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) с русским языком обучения и воспитания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adu.by/images/2020/10/up-chelovek-i-mir-1-4kl-spec-shk-rus.pdf.
26. Федотова, Л.А. Логопедические и психологические особенности младших школьников с речевыми нарушениями / Л.А. Федотова, А.Г. Соловьев // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2013. – № 1. – С. 45–49.
27. Ястребова, А.В. Учителю о детях с недостатками речи / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. – М. : АРКТИ, 2006. – 176 с.