Введение
Глава 1 Взаимодействие педагога и семьи в учреждении дошкольного образования
1.1 Актуальные проблемы современной семьи
1.2 Функции семьи в развитии личности ребёнка дошкольного возраста
1.3 Традиционные и инновационные формы и методы взаимодействия педагога с семьёй
Глава 2 Реализация инновационных форм взаимодействия педагога с семьёй в учреждении дошкольного образования
2.1 Анализ актуального состояния процесса взаимодействия педагога и семьи в учреждении дошкольного образования
2.2 Разработка системы мероприятий по организации взаимодействия педагога и семьи в учреждении дошкольного образования
2.3 Определение эффективности системы мероприятий по организации взаимодействия педагога и семьи в учреждении дошкольного образования
Заключение
Список литературы
Введение
Необходимость использования инновационных форм работы с семьей в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием общества, широким распространением современных образовательных и воспитательных технологий, интеграцией существующей образовательной системы в мировое сообщество.
В документах Министерства образования Республики Беларусь рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания и развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами.
Новые задачи, стоящие перед учреждение дошкольного образования, предполагают её открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими решать образовательные задачи дошкольной образовательной организации. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: во-первых, педагогический процесс учреждения дошкольного образования становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива; во-вторых, педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями, семьей как ближайшим социальным институтом.
Вопросами организации сотрудничества детского сада и семьи занимались Ю.А. Алешина, Б.И. Антонов, С.И. Голод, И.С. Даниленко, А.Ф. Евченко, В. И. Зацепин, и др.
Тем не менее, работы этих и других авторов не охватывают всей полноты инновационных форм взаимодействия с семьей и их значимости для работы учреждения дошкольного образования с семьями воспитанников, что определили тему курсовой работы.
Объект исследования: взаимодействие педагога и семьи в учреждении дошкольного образования.
Предмет исследования: формы и методы работы с семьей в учреждении дошкольного образования.
Цель исследования: выявить обеспечивает ли сочетание традиционных и инновационных форм и методов работы с семьёй эффективность взаимодействия педагога и семьи в учреждении дошкольного образования.
Задачи:
1. Выявить актуальные проблемы современной семьи.
2. Описать функции семьи в развитии личности ребёнка дошкольного возраста.
3. Рассмотреть традиционные и инновационные формы и методы взаимодействия педагога с семьёй.
4. Провести анализ актуального состояния процесса взаимодействия педагога и семьи в учреждении дошкольного образования.[...]
Глава 1 Взаимодействие педагога и семьи в учреждении дошкольного образования
1.1 Актуальные проблемы современной семьи
Система современного дошкольного образования претерпевает значительные изменения, как позитивные, так и негативные. Хочется отметить, что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.
Одной из актуальных проблем является проблема общения детей. К общению необходимо отнести - умение слышать и слушать, умения входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь. Но полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства в процессе сюжетно-ролевой игры. Не смотря на все плюсы сюжетно-ролевой игры, не все воспитатели уделяют должное время этому виду деятельности. И часто бывает, что воспитатель проводит сюжетно-ролевую игру только по просьбе детей.
Второй актуальной проблемой является проблема семьи. На сегодняшний день большое количество неполных семей, где воспитываются дети. Следовательно, часты ситуации, когда родителю некогда заниматься своим ребенком. Более того, большинство современных родителей, не желают сотрудничать с дошкольной образовательной организацией, ссылаясь на занятость [2].
Семья - это возникающая на основе брачного союза начальная организация членов общества, связанных между собой родственными и экономическими отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга моральную ответственность. На протяжении всей истории человечества семья была хозяйственно-экономической ячейкой общества и служила целям подготовки детей к определенным ролям в обществе.
Непосредственное влияние на процесс воспитания детей имеют следующие характерные признаки семьи: структура, условия жизнедеятельности и среды, культурный потенциал, сфера деятельности, внутрисемейные отношения, гражданская позиция. Большое значение имеет также уровень педагогической культуры родителей.
Недостатки семейного воспитания являются следствием неправильных взаимоотношений между родителями и детьми: излишняя суровость или чрезмерная любовь к ребенку, отсутствие или недостаточность надзора за ним, низкая общая культура родителей, дурной пример с их стороны в быту и т. п.
Воспитательное воздействие семьи на детей оказывается наиболее эффективным при наличии определенных условий. Вот некоторые из них [4].
[...]
Глава 2 Реализация инновационных форм взаимодействия педагога с семьёй в учреждении дошкольного образования
2.1 Анализ актуального состояния процесса взаимодействия педагога и семьи в учреждении дошкольного образования
Опытно-экспериментальная работа оп теме исследования проводилась на базе ____ с семьями детей старшего дошкольного возраста. В исследовании приняло участие родители 6 семей и воспитатели.
Цель исследования: выявить обеспечивает ли сочетание традиционных и инновационных форм и методов работы с семьёй эффективность взаимодействия педагога и семьи в учреждении дошкольного образования.
Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа:
1. Констатирующий этап. Цель данного этапа выявить актуальное состояние процесса взаимодействия педагога и семьи в учреждении дошкольного образования
2. Формирующий этап. Цель данного этапа разработать и апробировать систему мероприятий по организации взаимодействия педагога и семьи в учреждении дошкольного образования.
3. Контрольной этап. Цель данного этапа определение эффективности системы мероприятий по организации взаимодействия педагога и семьи в учреждении дошкольного образования.
На констатирующем этапе исследования нами были проанализированы годовой план работы детского сада и документацию воспитателей по организации сотрудничества детского сада и семьи.
В годовом плане детского сада выделен блок «Взаимодействие с родителями», где отражены формы работы и тематика мероприятий с семьями воспитанников.
Взаимодействие с родителями должно иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью УДО.
Поэтому в УДО ежегодно проводится:
- изучение психологического климата семьи дошкольников;
- изучение потребностей родителей в образовательных и медицинских услугах;
- изучение удовлетворенности родителей услугами УДО;
- анкетирование «Удовлетворенность работой УДО»;
Воспитателями групп составляются характеристика состава семьи и изучение социального статуса семьи.
Социологический анализ используется при планировании работы с детьми и родителями и представляет собой мобильную систему, которая позволяет быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.
[...]
Заключение
Изучение и анализ теоретических источников позволили сделать следующие выводы.
Семья - это малая социальная группа и важнейший социальный институт общества. На каждом этапе своего развития семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.
Учреждение дошкольного образования - тип образовательной организации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Решает ряд задач по укреплению здоровья и обеспечению развития, а также по взаимодействию с родителями, оказывая им помощь по вопросам воспитания и обучения детей.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения детей интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к организации и управлению детским садом, в том числе к поиску новых и результативных форм взаимодействия с семьями воспитанников.
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников через использование инновационных форм, способствует оптимизации процесса взаимодействия семьи и УДО.
В качестве инновационных форм взаимодействия определены: информационно-аналитические (тесты, опросы, анкетирование, «ящик доверия», посещение семьи, беседы с родителями), познавательные (родительские собрания, мини-собрания, родительские клубы, родительские тренинги и т.д.), досуговые (совместные мероприятия, выставки, конференции, экскурсии и т.д.), наглядно-информационные (выставки детских работ, информационные листки, памятки и рекомендации для родителей по актуальным вопросам, вовлечение родителей в заполнение родительской странички на сайте УДО, выпуск родительской газеты (которая выпускается самими родителями) и др.).
Анализ деятельности детского сада по взаимодействию с семьей через инновационные формы и первичная диагностика взаимодействия с семьями, изучение документации и официального сайта, а также полученные в ходе анкетирования результаты свидетельствуют о необходимости изменения системы взаимодействия с родителями с целью ее оптимизации, о важности использования инновационных форм взаимодействия.
По итогам проведенного исследования разработан комплекс мероприятий по взаимодействию педагогов УДО с семьей через инновационные формы.
Цель комплекса мероприятий: совершенствование взаимодействия педагогов УДО с семьей через использование инновационных форм.
[...]
1. Агавелян, М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. — М. : ТЦ Сфера, 2019. — 128 с.
2. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. — 2021. — № 12. — С. 88—94.
3. Антипова, Е. В. Модель взаимодействия учреждений образования и семьи в формировании педагогической культуры родителей / Е. В. Антипова // Вектор науки ТГУ. — 2022. — № 1(8). —С. 34—37.
4. Антонова, Г. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов ДОУ с семьей / Г. Антонова // Дошкольное воспитание. — 2016. — № 2. — С. 66—70.
5. Антонова, Т.О. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка/ Т.О. Антонова, Е.А. Волкова, Н.И. Мишина // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 6. - С. 66-70.
6. Арнаутова, Е. П. Поддержка воспитательных ресурсов семьи — стандарт работы дошкольного образовательного учреждения / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. — 2015. — № 1. — С. 4—13.
7. Арнаутова, Е.В. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е.В. Арнаутова // Дошкольное воспитание. - 2012. -№ 9. - С. 52-58.
8. Березина, Т. А. Взаимодействие педагога с родителями как условие успешного социально-коммуникативного развития дошкольников /Т. А. Березина // Детский сад: теория и практика. — 2016. — № 8. — С. 104—112.
9. Биккулова, Ю. Б. Повышение педагогической культуры родителей дошкольников / Ю. Б. Биккулова // Преемственность в образовании. — 2016. — № 3. — С. 12—16.
10. Богословец, Л. Г. Управление качеством дошкольного образования : метод, пособие / Л. Г. Богословец, А. А. Майер. — М. : ТЦ Сфера, 2023. — 140 с.
11. Виноградова, Н. А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы : метод, пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова. — М. : Айрис-пресс, 2022. — 192 с.
12. Гаранина, Е. Ю. Семьеведение : учеб, пособие / Е. Ю. Гаранина, Н. А. Коноплева, С. Ф. Карабанова. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2023. — 384 с.
13. Головинова, Г. Н. Семья — забота общая / Г. Н. Голови- нова. — М. : УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2020. — 136 с.
14. Григорьева, И. Е. Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья» через формирование активной позиции родителей при реализации социально-коммуникативного компонента / И. Е. Григорьева // Челябинский гуманитарий. — 2015. — № 1 (30). — С. 62—65.
15. Гуз, А. А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А. А. Гуз. — Минск : Белый Ветер, 2017. — 191 с.
16. Далинина, Т. С. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. С. Далинина // Дошкольное воспитание. - 2011. - №3. - С. 44 - 49.
17. Додокина, Н.В. Взаимодействие с семьей ребенка. Планирование взаимодействия с семьями воспитанников на год. Подготовительная группа (от 6 до 8 лет). Родительские собрания, консультации, памятки для родителей, семейные праздники / Н.В. Додокина. - М.: Учитель, 2018. - 725 c.
18. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание. 2014. - № 1. - С. 60-68.
19. Дронь, А. В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников / А.В. Дронь, О.Л. Данилюк. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 378 c.
20. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова. Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2000. – 416 с.
21. Кротова, Т.В. Общение педагога с родителями в ЛОУ: Методический аспект / Т.В. Кротова. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 180 с.
22. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова - М.: Академия, 2009. – 450 с.
23. Лебедева, К.М. Педагогическая компетентность родителей дошкольников: структура и методика ее измерения в контексте личностного подхода / К.М. Лебедева // Дошкольное воспитание. - 2014. - №6. - С 84-93.
24. Щербакова, С. Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей / С. Н. Щербакова. — М., 2018. — 123 с.
25. Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии : учеб, пособие / Л. Б. Шнейдер. — М. : Изд-во Московского психолого-социального института, 2023.