Введение
Глава 1 Основные понятия конституционного строя
1.1 Определение конституционного строя
1.2 Исторический аспект развития конституционных систем
1.3 Типы конституционных строев
Глава 2 Элементы конституционного строя
2.1 Органы государственной власти
2.2 Основные права и свободы граждан
2.3 Принцип разделения властей
Глава 3 Проблемы и перспективы развития конституционного строя
3.1 Современные вызовы и изменения в конституционных системах
3.2 Направления развития и модернизации конституционного строя
Заключение
Список использованных источников
Введение
На сегодняшний день вопрос определения основ конституционного строя является приоритетным на национальном и местном уровнях. Республика Беларусь является демократической страной с верховенством закона и осуществляет республиканское правление, которое непосредственно связано с высшим законодательным актом нашей страны и Конституцией Республики Беларусь.
Выступая ключевым нормативным правовым актом нашего государства Конституция Республики Беларусь устанавливает основы конституционного строя, который в прикладной сущности некоторые ученые приравнивают к государственному строю, что не совсем справедливо, поскольку государственный строй не всегда предполагает наличие Конституции в каком-либо государстве.
Конституционный строй является базовым элементом любой страны при верховенстве закона. Это проявляется в том, что он понимается как способ организации власти на определенной территории. Конституционный строй представляет собой устройство общества и государства, взаимодействие которых закрепляется посредством нормативных правовых актов, норм права. Конституционный строй также выступает выраженной связью между государством и населением, политико-правовым инструментом взаимодействия всех институтов.
Конституция, опираясь на конституционный строй, устанавливает приоритет прав и свобод человека, а также особый порядок взаимодействия государства и граждан, опираясь на принципы и моменты, государство – это особый политико-правовой союз между человеком и государством.
Конституционный строй охватывает все сферы общественных отношений, в том числе и сферу экономики. Его исходные начала определены в Конституции. В связи с этим, рассмотрение конституционных основ экономической системы в Республике Беларусь позволяет понять сущность направлений правового регулирования этой области, а исследование этой проблемы представляет большую актуальность и важность.
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с модернизацией политической и экономической системы современного белорусского общества. Юридические механизмы изменения экономической и политической системы в Республике Беларусь являются важным инструментом стабилизации общественного развития в условиях формирования гражданского общества и становления правового государства, в котором процедура принятия политических решений протекает в строго установленных законом рамках.
[...]
Глава 1 Основные понятия конституционного строя
1.1 Определение конституционного строя
Каждая конституционная система представляет собой неделимый государственно-правовой организм, который основан на той или иной форме общественных отношений и закреплен законодательными нормами основного закона страны. Эта форма социальных отношений, как она есть, внедряется в определенные организмы и придает им специфический характер. В то же время каждая конституционная система имеет свои особенности, которые обусловлены конкретными историческими и политическими сочетаниями.
Установление конституционного порядка началось с декларации принципов, касающихся государственных организаций, отдельных лиц и гражданского общества. Свободное индивидуальное общество (гражданское общество), по-видимому, указывает на то, что государство обязано служить человеку и выдвигает конкретные требования к организации и ограничению государственной власти. Определение современной конституции помогает раскрыть понятие конституционного строя.
Поскольку рассмотрение основ конституционного строя зависит от решения более общих конституционных вопросов, необходимо сначала изложить нашу позицию по этим вопросам. Как известно, отрасль конституционного права, как и любая отрасль права, в основном характеризуется предметом законов и нормативных актов. Полагаем, что основной текст конституции – это основные общественные отношения [17, c. 94].
В связи с критериями выделения определенных отношений, предусмотренных определенной отраслью права, а следовательно, и для всей правовой системы, критерии выделения отраслей права должны быть одинаковыми. Поэтому систематизация права представляется нам следующей.
Все правовые нормы делятся на две основные части: публичное право и частное право. Критерием разделения здесь является специфика опосредованных социальных отношений, то есть предмет регулирования. Публично-правовые регулирующие отношения, «обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес». Публичный интерес в литературе понимается как интерес социальной общности, удовлетворение которого служит условием и гарантией её существования и развития.
[...]
Глава 2 Элементы конституционного строя
2.1 Органы государственной власти
Вопрос о государственном механизме и его элементах является одним из наиболее спорных вопросов в современной теории государства и права. Совершенствование государственной системы и политической структуры, помимо прочего, предполагает создание наилучшей системы органов государственной власти в различных регионах, а также четкое определение ответственности за решение конкретных проблем между различными уровнями органов государственной власти.
Орган государственной власти – это относительно независимая, но в то же время неотъемлемая часть государственного учреждения, которая участвует в процессе государственного управления, придавая государственному органу относительно независимый характер.
Организация и порядок деятельности органов государственной власти Республики Беларусь основаны на унификации правовых принципов, закрепленных в Конституции Республики Беларусь и других законодательных актах.
В научной литературе некоторые авторы рассматривали принципы в главах, посвященных национальным учреждениям, а другие рассматривали принципы в главах, посвященных особенностям национальных учреждений. Поскольку государственный аппарат – это система государственных институтов, такое разделение не приведет к серьезным недоразумениям. Прежде чем приступить к описанию этих принципов, необходимо уточнить требования, применимые к ним:
– согласованность означает, что два взаимоисключающих принципа не допускаются;
– целостность – означает, что весь принцип должен определять наиболее важные аспекты формирования и функционирования государственных органов;
– относительная независимость – в том числе недопустимость повторения нескольких принципов друг с другом [13, c. 64].
«Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой с целью эффективного осуществления функций, стоящих перед государством, сдерживают и уравновешивают друг друга.
[...]
Глава 3 Проблемы и перспективы развития конституционного строя
3.1 Современные вызовы и изменения в конституционных системах
До начала 2020 года действующий президент Республики Беларусь высказывал свои идеи и планы относительно новой конституционной реформы Республики Беларусь, но фактически все конституции Республики Беларусь, пришедшие на смену действующей Конституции Республики Беларусь в 1994 году, оставались неизменными в течение многих лет после принятия новой Конституции Республики Беларусь. Республиканский референдум в 2004 году. В 2020 году Республика Беларусь столкнется с двумя крупными событиями: пандемией COVID-19 и президентскими выборами. Оба события оказали значительное влияние на политическую и социальную ситуацию в стране.
Пандемия COVID-19 представляет серьезную проблему для многих стран, включая Республику Беларусь. Многие страны приняли ограничительные меры и запреты, направленные на защиту населения и снижение риска передачи вируса. Однако Беларусь выбрала свой собственный подход и не вводила долгосрочных ограничений и запретов в отношении своих граждан. Это вызвало общественное недовольство [16, c. 23].
В связи с предстоящими президентскими выборами в 2020 году и окончанием нынешнего президентского срока избирательная кампания стала центральным событием белорусской политической жизни. Многие граждане страны выразили желание видеть нового президента и надежду на политические перемены. Во время предвыборной кампании А.G.Лукашенко также является зарегистрированным кандидатом на выборах и объявил о своем намерении внести изменения в положения действующей Конституции Республики Беларусь после выборов. Эта идея стала центральной темой нынешней президентской кампании.
Однако после объявления предварительных результатов выборов на пост Президента Республики Беларусь в стране разразился политический кризис, приведший к массовым протестам и недовольству граждан. Вопрос о конституционной реформе, связанный с текущей ситуацией, был отложен на некоторое время. Семь месяцев спустя, 15 марта 2021 года, Президент Республики Беларусь учредил специальный комитет для предложения конституционных поправок и дополнений для обеспечения всенародного обсуждения.
[...]
Заключение
На основании проведенного исследования сделаем следующие выводы:
В правовой литературе даны различные определения конституционного строя, однако практически каждое из них содержит один общий признак – соблюдение прав и свобод человека.
Конституционный строй является результатом регулирующего воздействия конституции, а не ее субъектом. Конституционный строй выступает частью социальной системы. В отличие от последнего, конституционный строй включает в себя не все общественные отношения, а только те, которые регулируются конституцией. Конституция не может определять основные аспекты всей социальной системы, например, ограничиваться политической сферой. Это особенно верно в отношении старой конституции. Конституционный строй в данном случае не отражает природу общественного строя. Конституционная система включает в себя отношения, закрепленные любой структурной частью конституции, а не только ее общей частью.
Конституционный строй Республики Беларусь строится на следующих принципах: суверенитет государства и народа; приоритет прав и свобод человека; народовластие; разделение властей; верховенство права; приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечение соответствия им законодательства; единство и неотчуждаемость территории Республики Беларусь; равенство государственной и частной форм собственности; равенство прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности; равенство перед законом социальных, национальных и других общностей; полноправное участие в международном сообществе.
Вопрос о государственном механизме и его элементах является одним из наиболее спорных вопросов в современной теории государства и права. Совершенствование государственной системы и политической структуры, помимо прочего, предполагает создание наилучшей системы органов государственной власти в различных регионах, а также четкое определение ответственности за решение конкретных проблем между различными уровнями органов государственной власти.
Орган государственной власти – это относительно независимая, но в то же время неотъемлемая часть государственного учреждения, которая участвует в процессе государственного управления, придавая государственному органу относительно независимый характер.
В настоящее время человеку предоставляются некоторые права и обязанности, которые закреплены в законе.
[...]
1. Всеобщая декларация прав человека: [принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.]. – С. 3.
2. Конституция Республики Беларусь 1994 г.: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г., 17 окт. 2004 г. 27 февраля 2022 г.– 10-е изд., стер. – Минск :Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2022. – 80 с.
3. О государственном суверенитете Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Декларация Верховного совета Республики Беларусь, 27 июл. 1990 г. № 193-XІІ // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
4. Балагуров, А. М. Особенности конституционных реформ в Республике Беларусь в 2022–2023 годах / А. М. Балагуров // Молодой ученый. – 2023. – № 26 (473). – С. 217-221.
5. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник / Г. А. Василевич. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – 832 с.
6. Галанова, А. В. личные права и свободы граждан Республики Беларусь / А. В. Галанова, К. А. Козлова // XVII Машеровские чтения: Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. В 2-х томах , Витебск, 20 октября 2023 года. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2023. – С. 273-274.
7. Горшков, А. В. Конституционный строй: теоретические основы / А. В. Горшков // Наука XXI века: актуальные направления развития. – 2023. – № 1-2. – С. 350-353.
8. Гриневский, Я. В. Становление и развитие Конституционного Суда в Республике Беларусь / Я. В. Гриневский // IX Студенческий юридический форум «Парадигма права на современном этапе развития общества: от теории к практике»: сборник статей форума. В 4-х томах, Москва, 10 ноября 2022 года – 12 2023 года / Под общей редакцией А.В. Сладковой. Том 1. – Москва: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2023. – С. 100-103.
9. Ипатов, В. Это Конституция нашего будущего / В. Ипатов // Беларус. думка. – 2021. – № 12. – С. 4-8.
10. Калашников, С.В. Проблемы формирования конституционного строя в условиях развития гражданского общества в Российской Федерации / С.В. Калашников // Юридическая наука. – 2020. – № 4. – С. 32-33.
11. Кодавбович, В. А. Конституционное право Республики Беларусь: учеб. пособие / В. А. Кодавбович, В.А. Круглов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск :Амалфея, 2012. – 512 с.
12. Конституционное право как фактор динамичного развития белорусского государства: история и современность: материалы Республиканской науч.-практ. конференции, Минск, 15 октября 2021 г. / БГУ, Юридический фак. Каф. конституционного права; [редкол.: Г. А. Василевич (отв. ред.), В. Е. Петухова, А. В. Шавцова]. – Минск : БГУ, 2021. – 310 с.
13. Конституционно-правовое регулирование общественных отношений в Республике Беларусь и других европейских государствах : сб. науч. ст., посвящ. 20-летию каф. гос., тр. и с.-х. права ГрГУ им. Я. Купалы / ГрГУ им. Я.Купалы; редкол.: Л.Я. Абрамчик [и др.]. – Гродно: ГрГУ, 2009. – 443 с.
14. Курак, А.И . О понятиях «конституционный строй» и «основы конституционного строя» Белорусская государственность и развитие национальной правовой системы: от Статута 1588 года до современной Конституции: материалы Республиканской науч.-практ. конференции, Минск, 11-12 марта 2008 г. – Минск, 2008. – С.107-108
15. Масловская, Т. С. Конституционная модернизация: современные векторы развития / Т. С. Масловская // Журн. Белорус. гос. ун-та. Право. – 2020. – № 3. – С. 46-52.
16. Межевич, Н. М. Конституционная реформа в Белоруссии: ее предпосылки, содержание и возможные последствия / Н. М. Межевич // Аналитические записки Института Европы РАН. – 2022. – № 1(29). – С. 21-29.
17. Орлова, А. Н. Теоретические подходы к определению сущности конституционного строя России / А. Н. Орлова // Актуальные вопросы современной науки и образования: сборник статей XXVI Международной научно-практической конференции: в 2 ч., Пенза, 25 января 2023 года. Том Часть 2. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. – С. 93-96.
18. Права человека : учеб. пособие / С. А. Балашенко [и др.] ; научн. ред.: С. А. Балашенко, Е. А. Дейкало. – Минск : Юнипак, 2015. – 200 с.
19. Тиковенко, О. А. Принцип разделения властей в Республике Беларусь в условиях конституционных новелл 2022 года / О. А. Тиковенко // Трансформация государственного управления и местного самоуправления в условиях развития информационного общества: сборник статей Международного круглого стола, Новополоцк, 15 апреля 2022 года. – Новополоцк: Учреждение образования «Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой»=Установа адукацыі «Полацкі дзяржаўны універсітэт імя Еўфрасінні Полацкай», 2023. – С. 67-71.
20. Развитие конституционного законодательства в Беларуси (по страницам истории) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: magistral_2023_03_15.pdf (gomel.by).
21. Сазон, К. Д. Конституционная модернизация в контексте обеспечения национальных интересов Республики Беларусь / К. Д. Сазон // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. – 2022. – № 1. – С. 23-29.
22. Тиковенко, О. А. Принцип разделения государственных властей в истории политико-правовой мысли Запада и в конституции Беларуси / О. А. Тиковенко // Право. Экономика. Психология. – 2023. – № 2(30). – С. 24-28.