Введение
Глава 1 Теоретические основы организации трудовой деятельности детей раннего возраста
1.1 Специфика и разнообразие трудовой деятельности детей
1.2 Характеристика самообслуживания как вида труда детей раннего возраста
1.3 Методы развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста
Глава 2 Методические аспекты организации самообслуживания как вида трудовой деятельности детей раннего возраста
2.1 Анализ деятельности учреждения дошкольного образования по развитию навыков самообслуживания у детей раннего возраста
2.2 Методика формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
2.3 Система работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста в рамках самообслуживания
Заключение
Список использованных источников
Введение
Ранний детский возраст (второй, третий год жизни), по признанию специалистов всего мира – это важный период в жизни человека. Стремление ребенка к активным самостоятельным действиям на первых порах носит «вещный» характер, поскольку ему пока понятны и вполне доступны такие предметы ближайшего окружения, как посуда, мебель, игрушки. К тому же они имеют притягательную силу, находясь постоянно в руках взрослого человека.
Внимание в дошкольном периоде все еще имеет непроизвольный характер. Хотя и становится более устойчивым по мере взросления. Удержать детское внимание получается, только если поддерживать интерес к деятельности. Организовывать внимание на предстоящей деятельности помогает использование речи. Детям старшего дошкольного возраста, которые вслух проговаривают полученные от взрослых инструкции, гораздо проще сосредоточиться на их выполнении.
К.Д. Ушинский [24], П.Я. Гальперин [5], С.Л. Рубинштейн [19], Л. И Божович [3], А.Л. Венгер [5], а также многие другие внесли огромный вклад в изучение активности и самостоятельности, у детей дошкольного возраста. В настоящее время такие ученые как Л.И. Анцыферова [2], Р.С. Буре [4], Г.А. Цукерман [20], И.С. Якиманская, Н.В. Елизарова [10] изучали психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у детей. Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского [6], Н.К. Крупской [13], А.С. Макаренко [16], В.А. и др.
В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи детям раннего и дошкольного возраста, в связи, с чем оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи таким детям становится одним из направлений современного специального образования.
Существенным аспектом является раннее формирование у данной категории детей социально-бытовых навыков, направленных на самообслуживание и способствующих их адаптации. Так как овладение навыками самообслуживания у детей недостаточностью является необходимым в их дальнейшей жизни.
С раннего детства детям прививают трудолюбие и способность работать. В последнее время многие родители воспитывают детей слепо, чисто интуитивно. Некоторые родители не придают большого значения воспитанию самостоятельности у детей, они считают их слишком маленькими, они стараются сделать все для них самих. Другие, хотя они понимают важность повышения самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают для ребенка то, что он может сделать самостоятельно.
Важным условием нормального роста и развития ребенка является не только соблюдение дневного режима, регулярное питание и создание оптимальных условий окружающей среды, но также наличие культурно-гигиенических навыков и способностей, привитых с детства. Однако на практике мы видим совершенно другую картину. В сегодняшнем мире родители находятся в постоянной спешке.
[...]
Глава 1 Теоретические основы организации трудовой деятельности детей раннего возраста
1.1 Специфика и разнообразие трудовой деятельности детей
Каждый педагог знает, что раннее детство – один из самых важных периодов в жизни человека, ведь в это время происходит интенсивное развитие, закладываются основы здоровья, психического и личностного развития, появляются первые устойчивые качества личности: формируется самосознание, осваиваются первичные нравственные нормы, усваиваются правила поведения человека. Ведущей деятельностью ребенка становится предметная деятельность, которая проявляется в потребности действовать самостоятельно, что напрямую связано с формированием навыков самообслуживания, являющихся важным шагом на пути к его самостоятельности, помогающих ему адаптироваться в группе сверстников.
Работая в группе раннего возраста и имея возможность наблюдать за детьми, впервые пришедшими в детский сад на протяжении нескольких лет, я отмечаю, что у большинства из них отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены. Эти дети существенно отличаются от тех, кто уже посещал детский сад: у них не только не сформированы необходимые навыки, но и очень часто отсутствует желание выполнять эти действия, так как они привыкли к тому, что каждый момент их жизни обеспечивают взрослые. В связи с этим у таких детей сложнее проходит адаптационный период, тормозится общее развитие, возникают конфликтные ситуации в коллективе, связанные с требованием обслуживать себя [16, с. 123].
Причина отсутствия самостоятельности у ребенка кроется прежде всего в условиях его домашнего воспитания. Большинство родителей не придают серьезного значения стимулированию самостоятельности у своих детей, не учитывают особенности возраста, считая их слишком маленькими, стараясь все делать за них сами. Другая часть родителей, понимая важность воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляет нетерпение к действиям малыша, делая за него то, с чем он может справиться сам, объясняя это нехваткой времени. Некоторые из них, наоборот, предъявляют высокие требования к ребенку, отказываясь ему помогать, что также негативно влияет на детскую психику, гасит его желание самостоятельно выполнять какие-либо действия по уходу за собой.
Таким образом, проблема формирования самостоятельности на современном этапе у детей группы раннего возраста стоит достаточно остро. В возрастной психологии дошкольное детство считается одним из самых сложных и важных этапов психического развития ребенка. Каждому родителю необходимо знать психологические особенности дошкольников, чтобы суметь создать благоприятные условия для развития малыша, воспитать его сильной, гармоничной личностью.
[...]
Глава 2 Методические аспекты организации самообслуживания как вида трудовой деятельности детей раннего возраста
2.1 Анализ деятельности учреждения дошкольного образования по развитию навыков самообслуживания у детей раннего возраста
Работая с детьми раннего возраста, хочется отметить, что трудовое воспитание осуществляется своеобразно. Основным содержаниям труда является самообслуживание в повседневной жизни. Осваивая навыки самообслуживания, ребёнок чувствует большую самостоятельность, меньшую зависимость от взрослых. Но самообслуживание для маленького представляет значительную трудность, так как оно требует от детей известных усилий, сосредоточенности.
Задачи:
1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время еды, раздевания, одевания, умывания).
2. Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.
4. Формировать культурно-гигиенические навыки пользования индивидуальными предметами ( носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.
6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.
7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.
8. Учить надевать одежду и обувь.
Цель работы – формирование культурно-гигиенических навыков и самообслуживания в процессе совместной деятельности взрослых и детей.
Воспитание навыков самообслуживания – задача сложная, требующая систематичности и большого терпения. Все указания давала в спокойном тоне, вызывающее у детей положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками. Воспитатель сможет достичь положительного результата, учитывая задачи воспитания гигиенических навыков в каждой возрастной группе и своевременно выполняя их.
При работе с детьми проводила:
– совместное действие, осуществляемое «рука в руку» с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий;
– частичную помощь действиям (последнее действие ребенок осуществляет сам);
– помогала начать действие, а ребенок продолжает и заканчивает самостоятельно при моем контроле.
[...]
Заключение
Трудовое воспитание и трудовая деятельность являются необходимым, важнейшим условием развития самостоятельности детей. Дети, воспитываемые с раннего возраста в более старшем возрасте, отличаются самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением служить самим себе. В трудовой деятельности ведущими являются объективные и инструментальные действия, с помощью которых достигается результат. Трудовая деятельность в дошкольном возрасте находится в зачаточном состоянии и проявляется, прежде всего, как продуктивная имитационная деятельность. Появление трудовой деятельности часто происходит в связи с игрой или в процессе игры.
Самообслуживание – это работа ребенка, направленная на обслуживание себя. Этот вид работы очень важен, так как учит ребенка обходиться без помощи взрослого, содержать себя в чистоте и комфорте, уметь одеваться, раздеваться, принимать пищу и выполнять санитарно-гигиенические процедуры. Формирование навыков самообслуживания напрямую зависит от взрослых. Родители с момента рождения ребенка заботятся о нем, в дальнейшем прививая более независимый характер. Дошкольный возраст является важным периодом для становления основных видов деятельности ребенка. Одним из ведущих направлений в педагогическом процессе можно назвать трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Своевременное освоение процессов самообслуживания даёт ребёнку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Эта работа требует от педагогов и родителей терпения, заинтересованности, учёта индивидуальных особенностей детей.
В воспитании навыков самообслуживания большое значение имеет согласованность требований, предъявляемых к детям семьей и педагогами, согласованность работы семьи и детского сада. Семья учит детей самообслуживанию, дает первоначальные умения и навыки. Детский сад их закрепляет и развивает. Для успешного формирования навыков самообслуживания большое значение имеет создание предметно-развивающей среды. Практика показывает, что при выполнении операций самообслуживания дети, мыть руки, кушать убирать игрушки, делают множество лишних, беспорядочных движений. Они тратят много энергии, а качество работы остаётся плохим. Поэтому, проверяя, как справляются ребята с самообслуживанием, нужно учить их избегать лишних движений. Так как основной вид деятельности в раннем возрасте – предметная, вначале пытаются вызвать интерес к предмету, привлечь к нему, например: прежде, чем мыть руки, предлагаю детям новое мыло в красивой обёртке, разворачиваем его, рассматриваем и говорим. Очень важно при обучении приемам формирования навыков самообслуживания сохранить неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Педагоги стараются не сдерживать детей, лишь обеспечивая им помощь и поддержку, переключая его внимание на другие действия, например: ребёнок, который помыл руки, играет, брызгается водой, его внимание перевожу на красивое полотенце, которым можно вытереть мокрые руки. Особая роль в становлении трудовой деятельности принадлежит игре, в которой формируются и проявляются мотивы будущей общественно полезной деятельности. Обогащая ребенка впечатлениями, побуждая ее к игре, взрослые ориентируют его на общественно полезный труд, способствуют выработке позитивного отношения к ней. В игре ребенок отражает трудовую жизнь взрослых, учится строить отношения, усваивает некоторые трудовые операции. Учитывая специфические признаки труда дошкольников ее.
[...]
1. Антонова, Т. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками / Т. Антонова //Дошкольное воспитание. – 2005. – №10. – С. 68.
2. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2008. – 367 с.
3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2007. – 418 с.
4. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М., 2014. – 243 с.
5. Донцов, А.И. Психология коллектива: методологические проблемы исследования / А.И. Донцов. – М.: Просвещение, 2014. – 420 с.
6. Карташова, Л. О самоорганизации детей в подвижной игре / Л. Карташова //Дошкольное воспитание. – 2011. – №11. – С. 31.
7. Коломинский, Я.А. О взаимоотношениях в группе детей / Я.А. Коломинский //Дошкольное воспитание. – 2006. – №1. – С. 43.
8. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, Н.В. Погольша. – СПб.: Питер, 2012. – 367 с.
9. Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3–7 лет / Л.В. Куцакова. – М.: изд. Москва – Синтез, 2015. – 285 с.
10. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Т.А. Маркова. – М.: Просвещение, 2001. – 112 с.
11. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: ООО Ап-рель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Прогресс, 2010. – 420 с.
12. Осорина, М.В. Секретный мир ребенка в пространстве мира взрослых / М.В. Осорина. – СПб.: Питер, 2009. – 243 с.
13. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика / Д.Я. Райгородский. – Самара, 2008. – 498 с.
14. Репина, Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Т.А. Репина. – М.: Педагогика, 2008. – 148 с.
15. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 319 с.
16. Сироткина, Л.П. Формирование положительных взаимоотношений между детьми разновозрастной группы посредством трудовой деятельности / Л.П. Сироткина // Молодой ученый. – 2018. – № 7 (193). – С. 187-189
17. Смирнова, Е.О. Исследование межличностных отношений в разно-возрастных группах дошкольников / Е.О. Смирнова, В.А. Бутенко // Вопросы психологии. – 2007. – №1. – С. 39.
18. Смирнова, Е.О. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам / Е.О. Смирнова, Е.А. Калягина // Вопросы психологии. –2008. – №3. – С. 54.
19. Смирнова Е.О. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 2006. – №3. – С. 69.
20. Столетов, В.Н. Диалоги о воспитании / В.Н. Столетов. – М.: Педа-гогика. – 2008. – 271 с.