Введение
Глава 1 Теоретические аспекты развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.2 Моделирование как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.3 Возможности и пути развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами моделирования
Выводы по первой главе
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами моделирования
2.1 Методы и организация исследования
2.2 Разработка комплекса упражнений и заданий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами моделирования
2.3 Оценка эффективности использования моделирования как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Для успешного обучения в школе, а в дальнейшем приобретения желаемой профессии важным является умение пользоваться связной речью. Верное понимание и описание текстовых учебных материалов, умение давать полные ответы на поставленные вопросы, самостоятельно высказывать свои рассуждения – все эти операции требуют достаточно сформированного уровня раз-вития связной речи. В настоящее время происходит рост числа детей, у которых выявляется общее недоразвитие речи (ОНР). Которое, во-первых, оказывает негативное влияние на становление всей речевой деятельности, во-вторых, обуславливает вторичные отклонения в психическом развитии, коммуникации и вызывает трудности социализации. Если общее нарушение речи не исправить в дошкольном возрасте, это приведет к проявлению вторичных нарушений в письменной речи при обучении в школе.
«Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстника-ми и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Современное общество предъявляет четкие требования к человеческой речи: она должна быть грамотной, уместной, выразительной, богатой. Речь является показателем все-стороннего развития ребенка, Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова указывают, что развитие связной речи ребенка оказывает влияние на психическое развитие, формирует личность» [5]. Развитие речи идет в течение всей жизни человека, однако именно в дошкольном детстве происходит закладка так называемого фундамента. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей.
«Связная речь, представляя собой многоаспектную проблему, является предметом изучения разных наук – психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности раз-вития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).
Становление и формирование связной речи у нормально развивающихся дошкольников рассматривается в работах: В.А.Петровой, Г.М.Ляминой,Н.С. Карпинской и т.д. Авторы характеризуют развитие связной речи на различных возрастных этапах, раскрывают значение ее развития у ребенка дошкольника, а также предлагают методику развития речи детей. Научные исследования ученых – педагогов нашли отображение в современных вариативных про-граммах по дошкольной педагогике, в учебниках и методических пособиях» [11].
[...]
Глава 1 Теоретические аспекты развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями (В.К. Воробьева, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева), нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия (Н.С. Жукова, А.Г. Зикеев, А.Р. Лурия, Е.М. Мастюкова и др.), существенно тормозится развитие игровой деятельности (Т.А. Ткаченко, О.С. Ушакова и др.), имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития.
Согласно психолого-педагогической классификации Р.Е. Левиной, «нарушения речи подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. Довольно часто встречающимся видом нарушений средств общения является общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом» [20].
«Общее нарушение речи представляет собой специфические проявления речевой аномалии, при которой нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: лексический, грамматический и фонетический строй. По уровню речевого развитая детей принято подразделять на три группы. Дети, имеющие второй и третий уровни развития речи, составляют основной контингент специальных логопедических групп.
II уровень речевого развития детей характеризуется начатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые по конструкции или искаженные фразы, владеют обиходным словарным запасом (преимуществен-но пассивным). В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление в речи местоимений, союзов, некоторых предлогов в их элементарных значениях. Дети могут отвечать на вопросы, с помощью педагога беседовать по картинке, рассказывать о семье.
Более высокий, III уровень речевого развития детей характеризуется наличием развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития» [11].
«Вне специального внимания к их речи эти дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, недостаточно общаются с сверстниками, редко обращаются с вопросами и просьбами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации. Это обусловливает сниженную коммуникативную направленность их речи» [17, с. 123].
[...]
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами моделирования
2.1 Методы и организация исследования
В рамках развития связной монологической речи посредством наглядного моделирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня было организовано опытно-экспериментальное исследование. Для проведения опытно-экспериментального исследования была выбрана группа детей, состоящая из 20 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, из них 11 – девочек и 9 – мальчиков.
Этапы опытно-экспериментального исследования:
- констатирующий – выявить исходный уровень развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
- формирующий – разработать и провести серию логопедических занятий по развитию связной монологической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня средствами наглядного моделирования.
«При обследовании связной монологической речи выявляется умение детей составлять полный рассказ по заданной теме (с использованием наводящих вопросов). Проверяются следующие умения:
- в рассказе отражать начало, основную часть и конец (вывод по задан-ной теме);
- последовательно передавать развитие сюжета;
- соединять высказывания через разные типы связи» [17, с. 56].
Задания для диагностики уровня развития связной монологической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня были подобраны на основании методики О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной «Диагностика связной речи старших дошкольников».
Задание 1. «Описание куклы или машинки. Ребенку предлагает описать куклу (девочкам) или машинку (мальчикам) – какая она, что с ней можно делать, как с ней играют. Оценка ответа ребенка зависит от уровня грамматической грамотности и способности последовательно передавать развитие сюжета, с учетом возможной помощи взрослого. Высшую оценку в 3 балла получат ответы, не требующие подсказок, содержащие распространенные предложения и правильное согласование слов, при допущении отдельных ошибок в сложных словоформах. Оценка 2 балла будет присуждена за правильное составление рассказа с незначительной помощью взрослого, а ответы на наводящие вопросы и использование простых предложений будут оцениваться на 1 балл» [5].
[...]
Заключение
Несоблюдение требований по развитию речи у ребенка с общим недоразвитием речи воспитывает многоплановость взглядов, обуславливая формирование общей стратегии, методической и координационной преемственности в решении образовательно-коррекционных задач. Логопедическая работа вместе с ребенком, обладающим одной речевой олигофренией, должна начинаться в недоношенном возрасте. Выявление отклонений в формировании речи. Их правильная систематизация и преодоление в год, если формирование речи детей еще не закончено, крайне затруднено, по этой причине с профессиональной необходимостью представляют движение развития детской речи в норме и наличие ее недоразвития, учитывают эмоциональные и личностные отличи-тельные особенности детей.
Метод моделирования, который заключается в том, что понимание детей формируется с поддержкой специализированных методов и модификаций, которые в явной и легкодоступной для него цели фигуры воссоздают тайные качества и отношения того или иного предмета, в основе метода лежит правило замещения. Необходимость использования явного прогнозирования в сов-местной работе с дошкольниками заключается в том, что: ребенок дошкольного возраста очень пластичен и свободно поддается обучению, но с целью многих детей характерна быстрая застенчивость и потеря интереса к делу. Использование явной предикации вызывает интерес и может помочь решить эту проблему. Использование малой аналогии упрощает и стимулирует ход запоминания и усвоения используемого материала, создает способы деятельности вместе с запоминанием. Используя графическую аналогию, дети учатся замечать главное, классифицировать полученные знания.
Использование наглядного моделирования является эффективным средством развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Однако, для достижения наилучших результатов необходимо использовать данный метод в сочетании с другими методами работы с детьми. Наглядное моделирование должно проводиться в сочетании с другими методами работы с детьми с общим недоразвитием речи III уровня, такими как логопедические упражнения, игры и занятия на развитие фонематического слуха и артикуляционной гимнастики.
В ходе констатирующего этапа было выявлено, что 1 (5%) ребенок проявил высокий уровень развития связной монологической речи, в то время как у 8 (40%) детей был средний уровень и у 11 (55%) – низкий. Это означает, что дети испытывают затруднения в понимании простых вопросов и выражении своих мыслей, используют неправильные слова и не умеют строить предложения. Дети с низким уровнем развития связной монологической речи малоактивны и необщительны, не могут связно выразить свои мысли и передать содержание услышанного. Их словарный запас не соответствует возрасту, а высказывания скудны и запутанны.
Исходя из результатов исследования, была разработана серия занятий с использованием средств наглядного моделирования для детей в возрасте 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
[...]
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип / М. М. Алексеева. – М. : Академия, 2000. – 400 с.
2. Анисимова, Л. Н. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Л. Н. Анисимова // Логопед. – 2009. – № 7. – С. 72-78.
3. Арсеньева, М. В. Коррекция нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами детской художественной литературы: дисс... кан. пед. наук / М. В. Анисимова. – Спб., 2014. – 322 с.
4. Ахутина, Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ син-таксиса / Т. В. Ахутина. – М. : Просвещение, 1999. – 248 с.
5. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0174/5_0174-46.shtml.
6. Воробьёва, В. К. Методика развития связной речи / В. К. Воробьева. – М. : ACT : Астрель : Транзиткнига, 2006. – 158 с.
7. Гаркуша, Ю. Ф. Особенности общения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи / Ю. Ф. Гаркуша, В. В. Коржевина // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. – М., 2001. – С. 84-100.
8. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – М.:АРКТИ, 2004. – 168 с.
9. Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н. С. Жукова. – Екатеринбург, 2006. – 316 с.
10. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) учреждений: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А. Г. Зикеев. – М., 2000. – 200 с.
11. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб., 2002. – 231 с.
12. Корицкая, Е.Г. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи / Е.Г. Корицкая, Т.А. Шимкович / Сост. Р.А. Белова-Давид. – М., 2002. – 86 с.
13. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М.:Красанд, 2010. – 216 с.
14. Леон Лоренсо, С. Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка дошкольника /Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду. – М., 1979.
15. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 211 с.
16. Мастюкова, Е.М. Логопедия / Е. М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 2000. – 342 с.
17. Ожегов, С.И.Толковый словарь русского языка: 4-е изд., доп. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: ООО «А ТЕМП», 2006. – 944 с.
18. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. учебное пособие / А. А. Осипова. – М.:Сфера, 2002. – 510 с.
19. Основы теории и практики логопедии : учебное пособие / под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Альянс, 2013. – 367 с.
20. Плещенко, Т.П. Стилистика и культура речи / Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет. – М.: Тетра Системс, 2001. – 544 с.
21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
22. Стишенок, И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост / И. В. Стишенок. – СПб.: Речь, 2006. – 144 с.
23. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева; под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
24. Ткаченко, Т.А. Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях с дошкольниками / Т. А. Ткаченко // Практическая психология. – № 3-4 (6-7), 2003.