Введение
Глава 1. Теоретические аспекты особенности влияния цвета и формы на восприятие рекламы
1.1 Понятие психологии цвета и форм
1.2 Восприятие рекламного объекта потребителем
1.3 Особенности восприятия цвета в рекламе разных стран
Вывод по 1 главе
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей влияния цвета и формы на восприятие рекламы
2.1 Влияние цвета и формы на восприятие рекламы учреждений духовной сферы культуры
2.2 Подбор методов, проведение, результаты и анализ эмпирического исследования
Вывод по 2 главе
Заключение
Список использованных источников
Цвет (англ. сolour, франц. сouleur, нем. farbe) – это свойство материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра. Это волны определенного рода электромагнитной энергии, которые после восприятия глазом и мозгом человека преобразуются в цветовые ощущения (физика цвета). Психология цвета – это наука, которая изучает как цвета и их оттенки влияют на человеческое восприятие и поведение [9].
Психология цвета и форм в рекламе имеет огромное значение, поскольку именно этот элемент влияет на потребителя, побуждая его к определенным действиям. Более того, различные оттенки могут по-разному влиять на восприятие компонентов рекламы. Например, красный может придать объекту близость и теплоту, в то время как синий может делать обратное, отдаляя объект и понижая его воспринимаемую температуру.
Правильно подобранная цветовая палитра может значительно увеличить продажи продукта, тогда как ошибка в этой области может резко снизить интерес потребителей.
Таким образом, актуальность затронутой проблемы обозначила выбор темы: «Особенности влияния цвета и формы на восприятие рекламы в духовной сфере культуры».
Цель исследования: выявить и проанализировать каким образом цвета и формы влияют на восприятие потребителем рекламы.
Объект исследования – восприятие потребителя.
Предмет исследования – особенности восприятия рекламы потребителем.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие цвета и форм в психологии;
2. Изучить восприятие рекламного объекта потребителем;
3. Раскрыть особенности использования цвета в рекламе разных стран;
4. Проанализировать как цвета и формы символики Театра кукол действуют на восприятие потребителя.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературных источников), а также практические методы исследования (проведение выбранных методик, анализ результатов).
Теоретико-методологическую базу исследования составляют научные труды: М. В. Лесниченко-Роговская, Ю.О. Лящук, О.В. Теняева, В.В. Туарменский, О.Ю. Шибаршина Ю.А. Ананьева, Т.Н. Байбардина, О. А. Бурцева, С.В. Карпова и другие.
[...]
Глава 1. Теоретические аспекты особенности влияния цвета и формы на восприятие рекламы
1.1 Понятие психологии цвета и форм
Важнейшим средством психологического воздействия в рекламе является цвет (colour). Цвет настолько серьезно влияет на положение товара на рынке, что его используют как мощное орудие в конкурентной борьбе. Цветовая гамма рекламного ролика или плаката не менее важна при позиционировании и раскрутке товара, чем логотип компании или рекламный слоган [6].
Психология цвета исследует ментальные и эмоциональные эффекты, которые оказывают на людей цвета. Она описывает индивидуальные особенности, а также общие для всех воздействия [5].
Цвет должен полностью соответствовать качеству товара, сферам его применения и потребительской психологии. Цвет может увеличивать или уменьшать предметы. В существующей классификации цветов выделяются прежде всего оттенок, насыщенность и яркость. Кроме того, различают действительную и видимую окраску предмета. Действительной окраской называют цветовой оттенок рекламного объекта, каких-либо фигур, пространств или плоскостей, а видимой окраской – зрительное восприятие цвета в специфических условиях, в зависимости от освещения, фона и удаленности рекламируемого предмета.
При разработке рекламной кампании различают следующие традиционные цветовые контрасты, важные для оптимального воздействия:
- между самими цветами;
- между холодными и теплыми цветами;
- резкий контраст;
- дополнительный контраст;
- качественный контраст;
- количественный контраст;
- одновременное использование различных контрастов.
В рекламе основными являются следующие функции цвета:
- содействие максимальному усвоению информации;
- усиление аргументации и призыва;
- стимулирование эмоций и ассоциаций;
[...]
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей влияния цвета и формы на восприятие рекламы
2.1 Влияние цвета и формы на восприятие рекламы учреждений духовной сферы культуры
Феномен цветовосприятия интересовал ученых с давних времен. Ни одно поколение пыталось разгадать загадку глубинного влияния цвета на человека. Древние йоги считали, что человеческий организм состоит из звуков и цветов, динамика которых определяет жизнедеятельность и психическую жизнь человека. Согласно их учению аура каждого человека окрашена в определенные цвета, причем расцветка связана с различными психическими состояниями.
Деятельность учреждений культуры главным образом связана с рядом особенностей рынка, к которым причисляются наличие внешних (сторонних) эффектов, информационная асимметрия и локальная монополия.
Большая часть услуг культурных учреждений имеет отношение к общественным благам. В отличие от частных (личных) благ потребление таких услуг связано и сопровождается внешними (сторонними) эффектами, т.е. пользу от потребления культурных благ несут не только люди, принимающие участие в этом процессе, но и прочие группы людей или общество в целом. К внешним эффектам в сфере культуры, например, можно отнести рост уровня образования, повышение внутреннего, духовного потенциала общества и т.д.
Дома и дворцы культуры (т.ч. центры национальных культур) активней всего работают с местным населением, поэтому должны предельно внимательно относиться к содержанию своих рекламных сообщений. В большинстве своем рекламные материалы данных учреждений отличаются корректностью, однако у потребителей имеются претензии к их оформлению. Основное замечание - это перегруженность афиш большим количеством иллюстраций и текстов. Шрифтовая пестрота напрягает человеческий взгляд, в связи с чем, текст плохо воспринимается, и информация не усваивается целиком. Поэтому создателям рекламы услуг домов досуга и дворцов культуры надо стремиться к минимизации текстовой информации, и помнить, что одна крупная иллюстрация воспринимается лучше, чем несколько мелких.
[...]
Влияние рекламы на покупательское поведение означает ее влияние на принятие потребителем решения о покупке. Знание основных законов цветового восприятия позволяет создавать рекламу, убеждающую покупателя приобрести тот или иной товар. Ведь цвет и форма – одно из уязвимых мест потребителя, через которое можно осуществить процесс управления покупательским поведением. Внимательный и осторожный подход к психике человека через его цветовое восприятие неминуем и крайне необходим, тем более что уже давно поставлена цель, как в создании качественной рекламы, так и в ее успешном использовании и действенности.
Чтобы достичь желаемого эффекта, используемые в рекламных продуктах цвета и формы должны полностью отвечать сути товаров и услуг. При этом при выборе корпоративных или рекламных цветов и форм нужно учитывать сферу деятельности компании, назначение товара, создаваемый образ, психологические характеристики аудитории и ряд других факторов.
Деятельность учреждений культуры тесно связана с рядом особенностей рынка, к которым можно отнести наличие внешних эффектов, информационную асимметрию и локальную монополию. Учреждения культуры, в отличие от коммерческих организаций, привлекая дополнительных посетителей и спонсоров с помощью рекламы, направляют данный приток средств на пополнение фондов для поддержания и развития деятельности учреждения. Если в коммерческой организации потребитель получает в обмен на денежные средства материальные блага и услуги, то в учреждении культуры – эстетическое и духовное наслаждение, удовлетворение потребностей в образовании и отдыхе.
Проведение рекламной кампании в любой сфере деятельности – это дорогостоящее удовольствие, и большинству учреждений культуры оно недоступно. Однако даже для того, чтобы сознательно выбрать только несколько самых эффективных средств распространения рекламы, нужно разбираться и в рекламной кампании, ее целях, формах и методах проведения. Особенно это важно знать тем учреждениям культуры, которые могут себе позволить и хотят провести полномасштабную рекламную кампанию. При этом нельзя забывать на влияние цвета и формы на восприятие рекламы потребителем.
[...]
1. Ананьева, Ю.А. Восприятие рекламы потребителем / Ю.А. Ананьева [Электронный ресурс] // spravochnick.ru – 2019 — Режим https://spravochnick.ru/reklama_i_pr/vospriyatie_reklamy_potrebitelem/
2. Бадалян, К. Как использовать психологию цвета в маркетинге / К. Бадалян [Электронный ресурс] // delovoymir.biz – 2022 — Режим https://delovoymir.biz/kak-ispolzovat-psihologiyu-cveta-v-marketinge.html
3. Байбардина, Т.Н. Психология восприятия цвета в рекламе : текст лекции для студентов специальности 1-26 02 03 «Маркетинг» / Т.Н. Байбардина, О. А. Бурцева. – Гомель : учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2013. – 72 с.;
4. Буймистру, Т.А. Функции цвета в рекламе / Т.А. Буймистру [Электронный ресурс] // Центр дистанционного образования Элитариум – 2013 — Режим https://www.klerk.ru/boss/articles/319468/
5. Григорив, Г. Психология цвета: что это, как влияют цвета на эмоции человека / Г. Григорив [Электронный ресурс] // www.nur.kz – 2021 — Режим https://www.nur.kz/family/self-realization/1761057-vlianie-cveta-na-emocii-celoveka/
6. Карпова, С.В. Рекламное дело / С.В. Карпова [Электронный ресурс] // studme.org – 2014 — Режим https://studme.org/63444/marketing/psihologiya_tsveta_formy_reklame
7. Кострова, Ю.Б., Лящук Ю.О., Шибаршина О.Ю. Бренд-менеджмент. Курск: ЗАО «Университетская книга», Корпоративная социальная ответственность. Курск: - 2020.- 172 с.;
8. Кудрявцева, Ю.Г. Психология цвета в рекламе / Ю.Г. Кудрявцева [Электронный ресурс] // Репозиторий БНТУ – 2017 — Режим https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/34689/Psihologiya_cveta_v_reklame.pdf?sequence=1&isAllowed=y
9. Лесниченко-Роговская, М.В. Психология цвета в рекламе : электронный учебно-методический комплекс для специальности: 1-26 02 03 «Маркетинг» / М. В. Лесниченко-Роговская ; БГУ, Ин-т бизнеса БГУ, Каф. маркетинга. – Минск : БГУ, 2022. – 28 с. : ил. – Библиогр.: с. 25–26;
10. Липовой, К. Психология форм в дизайне UX / К. Липовой [Электронный ресурс] // cloudmakers.ru – 2018 — Режим https://cloudmakers.ru/formy-v-dizajne-ux/
11. Лящук, Ю.О. Цветовое оформление стратегических образов бренда как инструмент психоэмоционального воздействия на потребителя / Ю.О. Лящук, О.В. Теняева, В.В. Туарменский, О.Ю. Шибаршина [Электронный ресурс] // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий – 2020 — Режим https://cyberleninka.ru/article/n/tsvetovoe-oformlenie-strategicheskih-obrazov-brenda-kak-instrument-psihoemotsionalnogo-vozdeystviya-na-potrebitelya
12. Постема, Б. Психология, стоящая за формами и цветами / Б. Постема [Электронный ресурс] // uxdesign.cc – 2020 — Режим https://uxdesign.cc/the-psychology-behind-shapes-and-colors-17dd93ce08a2
13. Психология цвета в рекламе: как цвет влияет на эмоции потребителей [Электронный ресурс] // wgg-agency.com – 2023 — Режим https://wgg-agency.com/blog/psychology-of-color-in-advertising-how-color-affects-consumers-emotions
14. Психология цветов и форм [Электронный ресурс] // www.linkedin.com – 2022 — Режим https://www.linkedin.com/pulse/psychology-colors-shapes-greyphyte
15. Психология дизайна. Учебное пособие школы Тильды [Электронный ресурс] // psychology.tilda.school – 2023 — Режим https://psychology.tilda.school/