Начало XXI века можно охарактеризовать как время научно-технических и культурных открытий, на данном этапе решаются важнейшие проблемы в области науки, культуры и искусства. Главная роль в этих процессах отводится человеку с гуманистическими ценностями и развитой творческой активностью. Политические и социальные преобразования в нашей стране влекут за собой изменения в сознании и поведении общества, изменились и требования, предъявляемые обществом к современному человеку. Возрастает спрос на творческую, инициативную личность, воплощающую в жизнь новые идеи и замыслы. Современный уровень развития науки, результатом которого являются многочисленные научные открытия и изобретения, предъявляет к человеку ряд новых требований, одним из которых выступает «творческая адаптация к изменяющемуся миру, где творчество выступает неотъемлемой частью самоактуализации личности». Само по себе творчество относится не только к врожденным способностям, но и к повседневному способу действия, потребность в мотивационной среде личности, в основе которой заложен приоритет ценностных ориентаций, способность к саморазвитию, конструктивности, оригинального креативного подхода к решению проблем в социально-культурной сфере.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что огромным потенциалом творческого развития и воспитания личности обладают творческие коллективы в сфере искусства, обеспечивающие сохранение и пропаганду творческого наследия мировой культуры. Именно поэтом представляется важным разобраться в вопросах становления и перспектив развития творческих коллективов.
Объект исследования – деятельность творческого коллектива.
Предмет исследования – становление и перспективы развития творческого коллектива.
Культура – уникальное явление. В настоящее время наиболее актуальное действо – вовлечение различных аудиторий в процесс ее освоения. Культура, как известно, имеет способности в преодолении тех или иных нравственно-духовных и моральных проблем общества. Исследования ученых подтверждают тот факт, что культурная среда в наибольшей степени выражает интенсивность жизненного цикла человека, а также дает представление об осмыслении людьми конкретной исторической эпохи, своей роли в социуме, причастности к важнейшим историческим событиям [18, c. 111].
Теоретико-методологической основой исследования являются философские положения о социальной детерминации развития человека как личности, выступающей субъектом целостного педагогического процесса; философские и психологические концепции, связанные с ролью отношений, деятельности, воспитания в формировании целостной личности субъекта, единства и взаимосвязи педагогического воздействия и взаимодействия; идеи амбивалентного подхода (Л.И. Новикова и др.), компетентностного подхода (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя), синергетического подхода (Г. Хакен, И. Стингерс, Е.Н. Князева, И.Р. Пригожин, Н.М. Таланчук), системно- деятельностного подхода в области коллективного воспитания (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, А.В. Мудрик, Н.Л. Селиванова и др.), гуманистического подхода (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, А. Маслоу, К. Роджерс и др.), технологического подхода (И.П. Иванов, Г.К. Селевко); научные труды, посвященные:
– изучению процесса формирования школьного коллектива, навыков коллективного поведения у учащихся (А.В. Луначарский, Н.К. Крупская,
Творческая деятельность - важнейший вид духовной деятельности человека, эффективность которой обуславливается сочетанием мотивационно-целевой, операционной, содержательной, когнитивно-творческой составляющих, направленных на проявление и реализацию
Существуют определённые художественно-творческие черты участников Народного Театра районного центра культуры г. Браслава, который мы определяем как содружество индивидуальностей с учетом их вокальных и танцевальных данных и возрастных особенностей, объединенных общей художественно-творческой задачей, в решении которой значительную роль играют педагогические условия, создаваемые руководителем коллектива.
Лауреат международных конкурсов и фестивалей Театр, созданный в 1998 году, является самобытным творческим коллективом, активно участвующим в культурной жизни области. На протяжении 18 лет Театр радует зрителей Браслав, Браславского района, других областей Республики Беларусь, государств ближнего и дальнего зарубежья, своим искусством.
Театр является популяризатором народной отечественной культуры и национального искусства. Основное направление в работе коллектива - сохранение и развитие народного творчества, его песенной, танцевальной и музыкальной культуры. На сегодняшний день в репертуаре Театра более 120 белорусских народных песен и танцев, а также танцев и песен народов мира.
Народный Театр - яркий, перспективный творческий коллектив, который является не только учебно-творческой базой для подготовки высокопрофессиональных специалистов в области народного художественного творчества, но и хранителем народной песенной и танцевальной культуры Браславщины. Самой благодарной аудиторией
Творческий коллектив – организованная группа людей, объединенная общими творческими целями, интересами, отношениями ответственности и зависимости, ценностными ориентациями и совместной художественно-творческой деятельностью в области искусства.
Творческие коллективы в сфере культуры – сложное явление, которое, несмотря на недостаточную на сегодняшний день теоретическую и методологическую разработанность, как с позиции психологии, так и педагогики, остается актуальным для многих исследователей в силу стремительно меняющихся условий жизни людей, требований к функционированию коллективов, меняющемся мировоззрении людей, входящих в коллективы и выстраивающих свои отношения в контексте новых ценностей, установок и потребностей.
Основными принципами культурной деятельности в Республике Беларусь, на них и опирается работа творческих коллективов в сфере культуры, являются:
· свобода творческой деятельности и саморазвитие культурных процессов, плюрализм направлений и стилей в творчестве, отказ от монополизма в культуре;
· защита интеллектуальной собственности; общедоступность духовных ценностей;
· право на беспрепятственную культуротворческую деятельность на территории Республики Беларусь для всех национальных сообществ;
· приоритет условий для развития белорусской национальной культуры;
· гуманистическая направленность, усиление личностного начала в культурной деятельности, ориентация на общечеловеческие ценности, высокоморальный характер культуры;
· обеспечение связей белорусской национальной культуры с культурами других народов;
1. Адаменко, Ю.И. Управление в творческих коллективах / Ю.И. Адаменко // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2011. – №17 – С. 199-203.
2. Акимова, Л.А. Социология досуга / Л.А. Акимов. – М.: Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2003. – 123 с.
3. Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры [Текст]: учеб пособие / Н.К. Бакланова. – М.: МГУКИ, 2003. – 222 с.
4. Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры / Н.К. Бакланов. – М.: МГУКИ, 2001. – 222 с.
5. Бестужев-Лада, И.В. Социальное прогнозирование: курс лекций / И.В. Бестужев-Лада, Г.А. Наместникова. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 392 с.
6. Жаркова, Л.С. Деятельность учреждений культуры: учебное пособие – 3-е изд. исгтр. и доп. – М.: МГУКИ, 2003. – 234 с.
7. Каверин, С.В. Психология потребностей: Учебно-методическое пособие. / С.В. Каверин – Тамбов, 2006. – 240 с.
8. Колбер, Ф. Маркетинг культуры и искусства / Франсуа Колбер при участии Ж. Нантель, С. Билодо, Дж. Д. Рича; пер. с англ. Л.Г. Мочаловой. - Вторая редакция. - Санкт-Петербург: АРТ-Пресс, 2004. - 255 с.
9. Крупник, Е.П. Психологические проблемы воспитательного воздействия искусства / Е.П. Крупник // Вопросы психологии. – М., 1989, №4. – С. 102-110.
10. Кузнецов, В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии / В.Ф. Кузнецов. Учебник для студентов вузов. - 2-е изд. доп. и переработ. - М., 2007.-302 с.
11. Корнеева, С. Как зажигают «звезды». Технологии музыкального продюсирования. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с.
12. Макарова, Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента: науч.-метод. пособие / Е.А. Макарова. – Минск: ГУО «Институт культуры Беларуси», 2013. – 131 c.
13. Неменский, Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания / Б.М. Неменский. – 2-е изд., пер. и доп.. – М.: Просвещение, 1987. – 255 с.
14. О культуре: Закон Республики Беларусь от 4 июня 1991 года №832-XII; с изменениями и дополнениями: текст по состоянию на 23 апреля 2014 г. № 132-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 18.10.2016.
15. Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать: учеб. пособ. для студентов учреждений среднего профессионального образования / Т.В. Пуртова, А.Н. Буликова, О.В. Кветная. - М. : Владос, 2003. – 256 с.
16. Сивурова Л.П. Любительское художественное творчество //Современная Беларусь: Энциклопедический справочник. В. 3 т. Т. 3. Культура и искусство / редкол.: М.В. Мясникович [и др.]. ―Минск: Белорус. наука, 2007. — С. 683–729.
17. Смаргович, И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности: учеб.-метод. пособие / И.Л. Смаргович; Мин-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. – Минск: БГУКИ, 2013. – 174 с.
18. Смирнов, В.И. Общая педагогика: учебн. Пособ / В.И. Смирнов. – М., 2003. – 390 с. 2
19. Смирнова С.С. Творческий коллектив как объект психолого-педагогического исследования: учебно-методическое пособие / С.С. Смирнова. – Самара : ПГСГА, 2014. – 189 с.
20. Смирнова, С.С. Нравственно-психологический климат творческого студенческого коллектива: теория и диагностика: монография / С.С. Смирнова. – Самара: Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, 2013. – 153 с.
21. Смирнова, С.С. Творческий коллектив: понятие, классификация, структура / С.С. Смирнова // МНКО, 2014. – №4 (47) – С. 218-221.
22. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: учебное пособие / Ю.А. Стрельцов. – М.: МГУКИ, 2003. – 209 с.
23. Стукалова, О.В. Культурно-творческое развитие и профессиональное становление будущих специалистов в сфере культуры и искусства: монография / О.В. Стукалова. – М.: Издательство «ИХО РАО», 2011. – 280 с.
24. Тихонов, М.Ю. Управление деятельностью творческих коллективов (на примере студий озвучивания): дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08 / М.Ю. Тихонов. – М., 2006. – 160 с.
25. Чижиков, В.М. Введение в социокультурный менеджмент: учеб. пособие / В.М. Чижиков, В.В. Чижиков. – М.: МГУКИ, 2003. – 382 с.
26. Чумиков, А.Н. Связи с общественностью: теория и практика / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. Учебник. - 5-е изд., переработ. и доп. - М., 2008. - 560 с.
27. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б. Эльконин. – М.: Тривола, 1994. – 168 с.
28. Якобсон, П.М. Психология художественного восприятия / П.М. Якобсон. – М.: Искусство, 1964. – 88 с.