ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Происходящие в Республике Беларусь общественно-политические и социально-экономические преобразования выдвинули ряд важных задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства. Данные обстоятельства и обусловливают необходимость формирования у граждан высоких нравственных качеств, чувства патриотизма, гражданского долга, ответственности за судьбу страны.
Учреждения культуры во все времена несли особую ответственность за сохранение и продолжение традиций общества, за преемственность его истории и культурного наследия, за будущее своей страны. От того, какими приоритетами в системе ценностных ориентаций будут руководствоваться люди, во многом будут определяться темпы социального и экономического развития республики, ее благополучие
Сегодня формированию патриотических чувств и воспитанию гражданственности, как важнейших дефиниций личности, уделяется большое внимание. Достижению данной цели способствуют мероприятия с исполнением торжественных ритуалов, связанных с использованием государственных символов. Патриотические ритуалы характеризуются, прежде всего, эмоциональностью, торжественной строгостью, красотой и величественностью. Отдавая почести символам государства, его истории мы, тем самым, проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость быть её гражданами.
Праздничные массовые мероприятия в жизни общества и личности всегда играли важную роль, являлись демонстрацией единства и сплоченности народа, наглядным и масштабным подтверждением незыблемых ценностей государства.
Торжественный митинг, как форма массового мероприятия, является наиболее распространенной и проводится накануне или в дни государственных и областных праздников, а также накануне важных военно-исторических дат – Дня Победы, Дня защитника Отечества, Дня Независимости Республики Беларусь и др.
Теоретическая база исследования.
В работе над темой мы опирались на исследования Ш.Ш. Хайрулина, Т.Г. Кисилёвой, В.Б. Ладова, Е.И. Григорьевой, которые выделили основные функции митингов как массовых мероприятий.
Митинг как социокультурный феномен рассматривают исследователи В.С.Еременко, О.Я. Гойхман, С.В. Шубин.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАБОТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С КОЛЛЕКТИВАМИ ГДК
1.1 Понятие митинга, его виды и функции
Проблемы, связанные с организацией и проведением публичных мероприятий, находили свое отражение в трудах ученых конца XIX – начала XX века. В частности, В.Ф. Дерюжинский, И.Т. Тарасов, В.В. Ивановский и другие исследовали специфику публичных мероприятий, обращаясь к опыту Западной Европы, поскольку законодательство Российской империи в этом вопросе существенно отставало. В.В. Ивановский детально изучил особенности правового регулирования порядка организации и проведения публичных мероприятий в зарубежных государствах, ввел в оборот термин «полиция собраний». Многие идеи и положения ученых - административистов Российской империи остались невостребованными и не получили своей дальнейшей теоретической оценки.
В первой советской Конституции (Основном законе) РСФСР 1918 года декларировалось, что в целях обеспечения за трудящимися действительной свободы собраний РСФСР, признавая право граждан Советской Республики свободно устраивать собрания, митинги, шествия и т. п., предоставляет в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты все пригодные для устройства народных собраний помещения с обстановкой, освещением и отоплением (п. 15). Аналогичную норму содержала и Конституция РСФСР 1925 года (п. 6). Конституция (Основной закон) СССР 1936 года в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гарантировала гражданам свободу собраний и митингов, свободу уличных шествий и демонстраций (ст. 125).
Конституция (Основной закон) 1977 года в соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гарантировала гражданам СССР свободу слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Осуществление этих политических свобод обеспечивалось предоставлением трудящимся и их организациям общественных зданий, улиц и площадей, широким распространением информации, возможностью использования печати, телевидения и радио (ст. 50). Конституция РСФСР 1978 года определяла, что граждане России вправе собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия,
2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ТОРЖЕСТВЕННЫХ МИТИНГОВ
2.1 Оценка приоритетных направлений ГДК г. Барановичи в организации торжественных митингов
Барановичский городской Дом культуры основан 25 января 1954 года решением Брестского городского исполнительного комитета. Сначала он работал в помещении драматического театра и дома культуры «Строитель» в 1968 году построен специальное личное здание Дома культуры по улице Ленина 4а. Площадь 4655 кв.м., площадь помещения – 3977 кв.м., площадь сцены – 266,02 кв.м., площадь зрительного зала – 405,67 кв.м. В 1998 году к основному строению была возведена пристройка – 601 кв.м., площадь помещения –241 кв.м.
По итогам труда за 2002 год коллектив городского Дома культуры стал победителем областного смотра-конкурса среди ГДК и РДК по культурному обслуживанию населения и был награжден управлением культуры Брестского облисполкома дипломом 1 степени. По итогам труда за 2003 год награжден дипломам «Лучшее учреждение клубного типа»
В городском Доме культуры проводятся культурно-массовые мероприятия, кружковая работа, работа художественных коллективов.
В 28 коллективах художественной самодеятельности ГДК занято более 762 участников. Ежегодно силами творческих коллективов ГДК проводится около 700 концертов, спектаклей, шоу-программ, вечеров отдыха и других культурно-массовых мероприятий. В ГДК действует клубы по интересам, объединяющих более 200 участников.
12 коллективов художественной самодеятельности ГДК по достоинству отмечены высокими званиями «народный» или «образцовый».
Студии для детей на базе ГДК:
– Группа мальчиков для ансамбля «Ляльки», с 6 лет;
– Молодежная театральная студия при театре «Эксперимент», с 14 лет;
– Народный ансамбль песни и танца «Полозонька», с 17 лет;
– Народный гурт «Фэст», с 10 лет.
Платные студии для детей на базе ГДК :
– Хореографическая студия при ансамбле танца «Ляльки», с 4 лет
– Студия бального танца при ансамбле танца «Фиеста», с 4 лет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание граждан Республики Беларусь в духе патриотизма является одной из наиболее значимых задач государства. Формирование гражданина-патриота, одухотворенного идеалами добра и социальной справедливости, способного чтить традиции своего народа и уважительно относиться к ценностям иной культуры, творить и созидать во имя Отечества, становится одной из актуальных проблем современного общества.
Формы социокультурной деятельности не являются застывшим и незыблемым явлением, они отражают динамику общественной жизни, диктуются ее потребностями, особенностями культурного развития общества.
Изучив возможности ГДК в организации торжественных митингов, мы можем сделать следующие выводы:
1. Торжественный митинг как форма социокультурной деятельности – это запланированная информационно-просветительная, социально-педагогическая и культурно-воспитательная акция, направленная на определённую аудиторию и ставящая цель – донесение определенной информации до заранее предусмотренного объекта.
2. Торжественный митинг, являясь массовым публичным мероприятием и актуальной формой социально-культурной деятельности, ярко и многосторонне характеризует общественно-политическое развитие страны на разных этапах истории, а также выявляет процессы, происходящие в обществе на современном этапе.
3. Торжественный митинг – это массовое мероприятие большого масштаба и больших возможностей, это огромная сила, и огромная ответственность каждого члена команды, от чёткой работы которых зависит успех всего торжественного мероприятия. Торжественный митинг разрабатывается и проводится по отлаженной схеме, включающей в себя разработку концепции, предварительную информационную и рекламную работу, привлечение участников, комплекс мероприятий по подготовке и проведению мероприятия.
Важным фактором при организации торжественного митинга является гражданская позиция режиссера, его личное отношение к избранной теме, способность его подняться до нее и отразить в празднике не только факты и свое отношение к
1. Бабина, Т.В. Развитие форм социально-культурной деятельности в условиях рынка // Культурологические аспекты развития Западной Сибири: материалы Всероссийской науч.- практ. конф. / Т.В. Бабина. – Тюмень: ТГИИи К, 2000. – 216 с.
2. Бирюкова, Т.П. Особенности сценария культурно-досуговых программ / Т.П. Бирюкова //Социально-педагогическая работа. – 2008. - № 3. – С. 35-39.
3. Воробьёва, И.В. Социально-культурная деятельность: учеб.-метод. комплекс / И. В. Воробьева. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2009. – 106 с.
4. Гаязов, А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. /А.С. Гаязов. – Челябинск, 1995. – 238 с.
5. Гойхман, О. Я. Организация и проведение мероприятий/ О. Я. Гойхман. – М.: ИНФРА, 2008. – 119 с.
6. Дукельский В.Ю. Культурный проект: от замысла к реализации./В.Ю.Дукельский. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 135 с.
7. Еременко, В.С. Театрализованный массовый праздник. Основы праздничного производства: учеб. пособие / В.С.Еременко. – Кемерово: Антом, 2009. – 316 с.
8. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов культуры и искусств / А.Д.Жарков. – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. – 480 с.
9. Киселева, Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.: МГУКИ,2004. – 539 с.
10. Козлова, Т. В. Современные технологии организации массовых мероприятий: учебно – методическое пособие/ Т. В. Козлова. – М.: АПРИКТ, 2006. – 171 с.
11. Козловская, Л.И. Досуговая программа в системе социокультурной деятельности / Л.И. Козловская // Социальная работа. – 2002. – № 3. – С. 15–18.
12. Котляров, И. В. Беларусь между прошлым и будущим / И. В. Котляров // Белая вежа. – 2014. – № 7. – С. 92 – 105.
13. Ладов, Б.В. Массовые празднества./Б.В. Ладов. - М.:ЮНИТИ, 2007.- 125 с.
14. Мельчакова, И.В. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи средствами культурно-досуговой работы: автореф. дисс. канд. пед. наук / И.В. Мельчакова. – М., 2003. – 21 с.
15. Николина, В.В. Духовные ценности и воспитание личности: психолого-педагогический аспект. – Н.Новгород: НГПУ, 2002. – 85 с.
16. Новаторов, В.Е. Культурно-досуговая деятельность: словарь-справочник / В.Е. Новаторов. – Омск, 1992. – 183 с.
17. Савотина, Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика. – 2002. – № 4. – С.39 – 44.
18. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / под науч. ред. проф. Е.И. Григорьевой. – Тамбов: Першина, 2004. – 512 с.
19. Социокультурная деятельность как средство воспитания личности: Пособие для социальных педагогов и руководителей учреждений образования / В.Н.Наумчик, Я.Д.Григорович, Н.В.Самерсова и др.; Под общ. ред. В.Н.Наумчика. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 143 с.
20. Технологии социально-культурной деятельности: учебно-методическое пособие/Л.И.Козловская [и др.]; Министерство культуры Республики Беларусь, Белорус. гос.ун-т культуры и искусств. – Мн.: БГУКИ, 2014. – 206 с.
21. Хайрулин, Ш.Ш. Патриотическое воспитание курсантов: философско-педагогическое аспекты проблемы./Ш.Ш.Хайрулин. – Челябинск: изд-во ЧВВУАШ, 1995. – 112 с.
22. Чижиков, В.М. Методическое обеспечение культурно - досуговой деятельности/Чижиков В.М. – М: МГИК, 2001. –142 с.
23. Шубин, С.В. Сценарий как литературная основа массовых и театрализованных постановок: учеб. пособие для студ. и преподавателей факультетов культуры и искусств, а так же для учащихся средних учебных заведений творческих направлений / С.В. Шубин, С.М. Студенкина. – Омск: БИ, 2004. – 133 с.