Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни белорусского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.
Актуализация вопросов молодежного досуга обусловлена и тем, что молодое поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает в основном общению в молодежных компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, влияющая на становление личности молодого человека. В связи с тем, что негативные проявления в сфере досуга во многом обусловлены его неорганизованностью, возникает необходимость определения способов регулирования досуговой сферы жизнедеятельности молодежи. Культурно-досуговая деятельность, одна из важных составляющих функционирования социума, обладает большой силой смыслового и эмоционального воздействия на личность. Большое разнообразие ее форм, средств и методов
1.1 Обзор литературы по проблеме исследования
В ходе изучения аспекта молодежного досуга, мною была изучена разнообразная литература. Большое значение для работы имели исследования отечественных социологов в сфере свободного времени, досуга: И.В. Бестужева-Лады, Б.А. Грушина, В.М. Димова, В.В. Егорова, Г.Е. Зборовского, Л.Н. Когана, В.Т. Лисовского, Г.П. Орлова, В.Д. Патрушева, Э.В. Соколова и др. В нашей стране проблемы молодежи изучают Е.С. Баразгова, Ю.Р. Вишневский, Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Г.Е. Зборовский, Ю.А. Зубок, С.Н. Иконникова, И.М. Ильинский, А.И. Ковалева, Л.Н. Коган, И.С. Кон, СИ. Левикова, В.Т. Лисовский, В.А. Луков, Е.А. Омельченко, В.Г. Попов, Л.Я. Рубина, Б.А. Ручкин, И.М. Слепенков, В.И. Чупров, В.Т. Шапко, Е.А. Шуклина и др.
Хотелось бы отметить, что досуг является широко освещенной темой среди ученых, которые представляют различные течения и науки, среди них философия, психология, педагогика и т.д.
Благодаря появлению целого ряда социологических теорий и научных школ досуга, значимые открытия в этой сфере сделаны западными социологами (Э. Гидденс, Ж. Дюмазедье). Проблемы досуга вызывали интерес и у представителей психологической науки (Э. Дюркгейм, 3. Фрейд, Э. Фромм и др.). З. Фрейд подчеркивал необходимость досуга как один из необходимых элементов всестороннего развития личности, Э. Фромм в свою очередь уделял внимание особенностям развития личности человека через его досуговую деятельность.
Сегодня досуговая деятельность преимущественно рассматривается как средство развития личности в труах Е.П. Бодренковой, В.Г. Бочарова, Е.И. Добринской, Е.М. Могалюк, Н.В. Самерсова и др., как условие реабилитации
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА
2.1 Основные подходы и формы работы по организации досуга молодежи на примере караоке-ресторана «Батискаф»
«Батискаф» — один из наиболее популярных ресторанов города Минска, заведение рекреационной направленности, где можно не только вкусно поесть, но посетить разнообразные шоу-программы, поучаствовать в караоке. Интерьер заведения достаточно привлекателен — он выполнен в стиле бурлеска с элементами викторианского орнамента [32].
Караоке-зона ресторана «Батискаф» существенно отличается от подобных ему в городе. Это полноценный высокотехнологичный комплекс, реализованный на базе самых новых, передовых решений в данной сфере.
В этой деятельности используется современный караоке-комплекс EVOLUTION PRO 2. Благодаря специально разработанной ОС Linux Evolution, аппарат получил массу полезных дополнительных функций, в числе которых: «черные списки» композиций, индивидуальные списки для постоянных клиентов и многое другое. Оптимизация пользовательского интерфейса под конкретное устройство сделало его работу более удобной по сравнению с предшествующими моделями. Были добавлены новые функции, усовершенствовалась организация рабочего пространства и упростилось использование всех доступных инструментов. Во многом Evolution Pro 2 просто уникальна: это единственная караоке-системы, поддерживающая full HD и разрешение 1920 х 1080. А встроенные синтезаторы обеспечивают ни с чем не сравнимое качество звучания MIDI-композиций. Одна из особенностей рассматриваемой системы – встроенный цифровой микшер, позволяющий подключать 2 микрофона, пользоваться процессором эффектов для вокала и графическим эквалайзером на 28 полос. Уникальное программное обеспечение EvoClub позволяет составить единую систему из
Таким образом, в настоящее время все большее внимание ученых привлекают проблемы молодежного досуга, что диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Становится возможным говорить о возрастающей роли досуга для молодежи и, как следствие, об увеличении его влияния на процесс социализации молодого поколения.
Досуг является структурным элементом свободного времени, его содержание наполнено деятельностью, позволяющей не только преодолевать стрессы и усталость, но и развивать духовные и физические качества исходя из социокультурных потребностей личности. В то же время досуг является относительно самостоятельной сферой жизнедеятельности молодежи. Основной признак, отличающий время досуга от свободного времени – это возможность выбора видов деятельности исходя из своих социокультурных интересов и духовно-нравственных предпочтений. Человек волен распоряжаться временем досуга по своему собственному усмотрению в соответствии со своими ценностными ориентациями. Досуг характеризуется вариативностью структурно-функциональных характеристик, различная совокупность которых образует типы досуговой деятельности. Ослабление влияния на становление молодежи традиционных институтов социализации в условиях реформ обусловило возрастание роли досуга для молодежи и, как следствие, увеличение влияния его составляющих на процесс становления личности молодого поколения. В молодежной среде происходит быстрая смена главных жизненных ценностных ориентации: раньше это были ценности труда, в рамках которого досуг – лишь компенсационный отдых и подготовка к новому труду; сегодня – это ценности досуга, при котором труд выступает средством обеспечения досуга. В этих условиях сама идентификация личности молодого человека складывается под влиянием досуговых предпочтений. Процесс трансформации досуговой сферы
1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учебное пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
2. Асанова, И.М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.М. Асанова, С.О. Дерябина. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с.
3. Бабков, В.А. Градообразующий проект: город как сцена качества жизни / В.А. Бабков // Арт-менеджер, 2004. – №1 (7).
4. Григорьева, Е.И. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: учебное пособие / Е. И. Григорьева. – Тамбов: Першина, 2004. – 512 с.
5. Грушецкая, И.Н. Особенности организации молодежного досуга / И.Н. Грушецкая // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, 2012. – №1-2.
6. Домбровская, А.Ю. Методы научного исследования социально-культурной деятельности: учеб.-метод. пособие / М.Ю. Домбровская. – СПб.: Лань; Планета Мызыки, 2013. – 159 с.
7. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. – 480 с.
8. Иванова, В. Г. Освоение инновационно-информационных технологий как актуальная проблема для специалистов культурно-досуговой деятельности / В. Г. Иванова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 3.
9. Иллюстрированный энциклопедический словарь / Ф. Брокгауз, И. Ефрон. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 960 с.
10. Инновационные формы деятельности в сфере культуры, образования и досуга современной России [Текст]: сборник научных трудов / М-во образования и науки Российской Федерации, Московский гос. гуманитарный ун-т им. М. А. Шолохова; [отв. ред.: Г. А. Аванесова, И. А. Купцова]. – М.: Московский гос. гуманитарный ун-т им. М. А. Шолохова, 2011. – 165 с.
11. Коржакова, Н.О. Досуг как средство развития творческой активности молодежи // Научное сообщество студентов: сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. – 2017. - № 3. – С. 41-43.
12. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2004. – 530 с.
13. Котельникова, Н.В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России: автореф. дисс. … канд.социол.наук: 22.00.06 / Н.В. Котельникова; Кубанск. госуд. ун-т. – Ставрополь, 2003. – 26 с.
14. Левикова, С. И. Молодежная субкультура : учеб. пособие / С. И. Левикова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 608 с.
15. Молодежь Беларуси на современном этапе : состояние, проблемы и пути их решения : книга для педагогов и организаторов воспитательной работы с молодежью / Н. С. Шпак [и др.] ; ред. С. Д. Лаптенок. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Минск : ИСПИ, 2004. – 342 с.
16. Новикова, Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: учебное пособие / Г.Н. Новикова. – изд. 2-е, испр. и доп. – М.: МГУКИ, 2008. – 173 с.
17. Прыкладная культуралогія: вучэб. дапам. / Я.Д. Грыгаровіч, А.І. Смолік. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2005. – 288 с.
18. Резник, Ю.М. Жизненные стратегии личности / Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов. – М.: Институт человека РАН, 2002. – 260 с.
19. Самелюк, М.М. Интернет-досуг в контексте трансформации социального времени: дисс. ... канд. социол. наук: 22.00.01 / М.М. Самелюк. – М., 2006. – 164 с.
20. Смаргович, И.Л. Инновационные формы досуговой деятельности современной молодежи в Беларуси / И.Л. Смаргович // Павышенне ролi клубных устаноу у сацыяльнакультурным жыццi рэгiёнау: матэрыял навук-практ. канф. (22-23 лiст. 2006 г., г. Мiнск). – Минск, БелДИПК, 2006.
21. Смаргович, И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие для студентов вузов по направлению специальности 1-21 04 01-02 Культурология (прикладная) / И. Л. Смаргович; [среди рец. Н.В. Самерсова]. – Мн.: БГУКИ, 2013. – 172 с.
22. Смолина, Т.Н. Теория и методика культурно-досуговой деятельности / Т.Н. Смолина, Ю.Г. Бердникова, Ю.С. Жданова. – Екатеренбург, 2010. – 30 с.
23. Солдатова, Г. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования / Г. Солдатова, Е. Зотова, М. Лебешева, В. Шляпников. – М.: Google, 2013. – 165 с.
24. Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа / Под ред. Н.П. Гончаровой. – Тверь, 2003. – 378 с.
25. Суртаев, В.Я. Молодежь и искусство / В. Я. Суртаев. – СПб.: Изд-во С.-Петрб. ун-та, 2002. – 352 с.
26. Суртаев, В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга: учебное пособие / В.Я. Суртаев. – Ростов н/Д: СПбГАК, 1997. – 200 с.
27. Технология социально-культурной деятельности: учеб.-метод.пособие / Л.И. Козловская. – Мн.: БГУКИ, 2014. – 206 с.
28. Фаблинова, О.Н. Возможности и последствия проведения досуга посредством использования интернет-технологий / О.Н. Фаблинова // Социологический альманах, 2012. – №3.
29. Фатов, А.В. Социальное воспитание студенческой молодежи в культурно-досуговой деятельности: автореф. дис …. канд. пед. наук: 13.00.05 / А.В. Фатов. – М., 2007. – 23 с.
30. Энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Энциклопедия, 2009. – 1632 с.
31. Ярошенко, Н.Н. История и методология социально-культурной деятельности: учебник / Н.Н. Ярошенко. – М.: МГУКИ, 2007. – 360 с.
32. Batiskaf. – Режим доступа: https://vk.com/batics_club. – Дата доступа: 12.04.2017.