Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы разработки и организации экологических туров для детей и молодежи
1.1 Молодёжный туризм как вид туризма и педагогическая проблема
1.2 Специфика организации образовательных исторических туров для молодежи
Глава 2. Совершенствование организации исторических туров для молодежи в Вороновском районе Гродненской области
2.1 Опыт организации исторических туров для молодежи в Вороновском районе Гродненской области
2.2 Разработка исторического экскурсионного тура «Архитектурное наследие Вороновского района»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Туристический потенциал Республики Беларусь базируется на многообразии и красоте природы, уникальности историко-культурного наследия и включает огромное количество объектов, имеющих историческую, культурную, архитектурную значимость, а также памятных мест, связанных с именами выдающихся деятелей мировой истории и культуры.
Общеизвестно, что культурно-исторический потенциал любого региона выражен в его историческом наследии. Наличие уникальных исторических объектов способствует успешному развитию туризма. Интерес к историческим событиям, историческим личностям и историческими объектами – сильнейший побудительный туристический мотив. Но, тем не менее, он также нуждается в изучении и продвижении на рынок туристических услуг.
Как отмечал искусствовед-историк, доктор биологических наук А.Т. Федорчук «за каждым творением, если даже оно оказалось в руинах, стоят философия, живопись, архитектура, быт и нравы той или иной эпохи» [19, c. 8].
Исходя из вышесказанного, актуальность данной курсовой работы обусловлена исключительной значимостью исторических памятников Вороновского района Гродненской области, которые были достойным украшением белорусской земли. Здесь, как и во многих других городах нашей республики, развивались ремесла, торговля, создавались материальные и духовные ценности народа, формировалось национальное самосознание, потому как хозяевами усадеб были высококультурные люди, которые получали прекрасное образование в университетах за границей, а потом возвращались на родину, историю и самобытную культуру которой очень ценили, и вносили свой огромнейший вклад в её развитие.
В процессе изучения теоретических аспектов выбранной темы были использованы следующие книги: Н.В Савина [17; 18], Б.В. Емельянов [6], Г.П.
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы разработки и организации экологических туров для детей и молодежи
1.1 Молодёжный туризм как вид туризма и педагогическая проблема
Являясь одной из крупнейших динамично развивающихся отраслей мировой экономики, туризм в настоящее время пытается занять подобающее ему место в экономике Республики Беларусь [3].
Одним из основных сегментов туристического рынка является молодежь.
В качестве одной из важнейших форм воспитания молодежи, организации ее свободного времени можно считать туризм и экскурсии. Возможность путешествовать приводит человека, независимо от его возраста и социального статуса, к физическому и психическому здоровью, восстанавливает и повышает уровень работоспособности, развивает и усиливает познавательные, интеллектуальные и коммуникативные способности личности.
Правильная организация туристско-экскурсионной работы способна снять многие молодежные проблемы, с которыми сталкивается общество.
Молодежный туризм – это перспективное направление развития сферы отдыха. Необходимость развивать его обусловлена такими социальными качествами молодежи, как активность, высокий уровень потребности в недорогих и приемлемых по качеству туристских услугах, восприимчивость к новым идеям, романтизм, непритязательность [16].
Высокая туристская активность объясняется и стремлением молодых людей к общению и познанию. Молодым свойственно ощущение радости жизни. Немаловажным является и наличие свободного времени (например, каникулы).
Глава 2 Совершенствование организации исторических туров для молодежи в Вороновском районе Гродненской области
2.1 Опыт организации исторических туров для молодежи в Вороновском районе Гродненской области
Вороновский район находится на севере Гродненской области (рисунок 1). Он был образован 15 января 1940 года. Площадь района составляет 1,4 тыс. км2. Население – 31,7 тыс. человек, в том числе городское население – 9,2 тыс. человек. Центр района находится в городском поселке Вороново. Район включает в себя городской поселок Радунь, 336 сельских населенных пунктов, 13 сельских Советов и 1 поселковый Совет. Территория района расположена в пределах Лидской равнины
Рисунок 1 – Карта-схема Вороновского района Гродненской области
Заключение
В заключении можно сделать следующие выводы:
Вороновский район имеет достаточный потенциал для развития молодежного образовательного туризма и со стороны учреждений общего среднего образования предпринимается максимум усилий для развития туризма региона и создания условия для продвижения нашей страны на туристическом рынке. Повседневная жизнь Вороновского района, как и области в целом, постепенно насыщается международными событиями, что привлекает детей и молодежь к культурным объектам. Вместе с тем, основная проблема развития туризма в Вороновском районе заключается не в сложности привлечения молодежи, а в недостаточных усилиях, предпринимаемых для этого.
Возможно, в районе стоит начать развивать новые виды молодежного туризма, с опорой на историко-культурное наследие, заняться маркетинговым продвижением региона. Однако, опять же, для этого надо иметь распоряжение местных органов власти, которых на протяжении последних лет не наблюдалось. Несомненно, очень трудно не оценить тот огромный вклад, который внесли в развитие культуры и истории выдающиеся личности, прославившие своими именами уникальные исторические объекты района.
В заключение хотелось бы сказать, что памятники истории, архитектуры и искусства являются бесценными и поучительными документами нашей многовековой истории, нашим национальным достоянием, владеть которым не только почетное и радостное право, но и большая ответственность. Сохранить, сберечь их для наших потомков – обязанность каждого гражданина и всего белорусского народа.
В ходе выполнения курсовой работы были проведены исследования, на основе которых можно сделать следующие выводы:
Историко-архитектурные экскурсии занимают важное место в жизни человека в целом и современной молодежи, в частности . Такие
1. Архітэктура Беларусі. Энцыклапедычны даведнік. – Мінск, «Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі», 1993 – 620 с.
2. Беларуская энцыклапедыя: У 18 т.: Т.13. Праміле – Рэлаксін / Гал. рэд. Г.П. Пашкоў. – Минск: БелЭн, 2001. – 576 с.
3. Беларуси далеко до туристического бума. // Белорусский рынок от 9–16.02.04
4. Гецевич, Н.А. Основы экскурсоведения: Учеб. пособие. – Минск: изд-во «Университетское», 1988. – 160 с.
5. Долженко, Г.П. Экскурсионное дело / Г.П. Долженко. – М., Ростов н/Д: МарТ, 2006. – 304 с.
6. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емельянов – М: Советский спорт, 2007. – 216 с.
7. Закон Республики Беларусь «Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны Рэспублiкi Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby/zakon/text78/index.htm. - Дата доступа: 24.02.2016.
8. Замки нужно восстанавливать [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sb.by/post/148878/. – Дата доступа: 24.02.2016.
9. Инвестиционная программа Гомельской области на 2014 год (Решение Гомельского областного совета депутатов 29 января 2014 г. № 302).Часовня и усыпальница Паскевичей в Гомеле открываются после реставрации [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://by.holiday.by/blog/2417. - Дата доступа: 22.02.2016.
10. История [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.palacegomel.by/index.php?do=static&page=history. - Дата доступа: 30.04.2014.
11. Историко-культурное наследие Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.tut.by/culture/344816.html. - Дата доступа: 24.02.2016.
12. Кадастр экскурсий и туров, включающих посещения культовых сооружений и объектов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gomeltour.com/Turizm/Kadastr_ekskursii_i_turov_vkliuchaiuschih_posescheniia_kultovyh_sooruzhenii_i_obektov.html. - Дата доступа: 24.02.2016.
13. Кулагин, А.Н. Архитектура дворцово-усадебных ансамблей Белоруссии: вторая половина XVIII - начало XIX в. / А.Н. Кулагин – Минск: Наука и техника, 1981. – 134 c.
14. Материалы Национального статистического комитета / http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda/okruzhayuschaya-sreda/ofitsialnye-publikatsii_17/ - Дата доступа: 12.02.2016
15. Национальный атлас Беларуси – Минск, Белкартография, 2002 – http://www.geoversum.by/catalog/item233.html – Дата доступа: 12.02.2016
16. Решетников, Д.Г. География туризма Республики Беларусь: учеб.-метод. пособие. / Д.Г. Решетников – Минск: Издательство «Четыре четверти», 2011. – 320 с.
17. Савина, Н.В. Экскурсоведение: учеб. пособие / Н.В. Савина. – Минск: БГЭУ, 2009. – 255 с.
18. Савина, Н.В. Экскурсоведение: учеб. пособие / Н.В. Савина, З.М. Горбылева. – Минск: БГЭУ, 2004. – 335 с.
19. Федорук, А.Т. Садово-парковое искусство Белоруссии.= / А.Т. Федорук – Минск: Ураджай, 1989. – 247 с.
20. Чантурия, В.А. История архитектуры Белоруссии, издание второе, переработанное и дополненное / В.А. Чантурия – Минск: Вышэйшая школа, 1977. – 312 с.
21. Якимович, Ю.А. Зодчество Белоруссии XVI - середины XVII в.: справочное пособие. – Минск: Навука i тэхнiка, 1991. – 368 с.